РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста

Формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста

СЕРГЕЕВА ВЕРА АНДРЕЕВНА
МОУ - ЛИЦЕЙ № 2 г. САРАТОВА

Аннотация.

Данная работа затрагивает тему формирования устойчивых каллиграфических навыков у младших школьников.
В работе рассматриваются вопросы подготовки, обучения письму и коррекции трудностей при обучении. Единый подход, единые принципы изложены в работе в виде последовательных этапов, позволяющих вести работу системно, с учетом психологических и физиологических особенностей развития детей младшего школьного возраста.

Полученные результаты убедительно доказывают, что добиться красивого почерка можно, используя принципы современного письма, с помощью традиционных методов и приемов обучения.

1. Введение

Проблема формирования каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста актуальна. В трудах психологов Л.С. Выгодского «Мышление и речь», П.Я. Гальперина «Теория поэтапного формирования умственной деятельности», Д.Б. Эльконина «Психология обучения младших школьников» можно найти ответ на вопрос: как научить детей писать быстро и красиво? Но эта проблема актуальна и в наши дни. Как и когда учить ребенка писать? Какая методика наиболее эффективна? Какими должны быть ручка и бумага? Что делать, если процесс обучения письму затруднён? Как подготовить ребенка к письму и научить писать красиво, грамотно? Эти и ещё многие аналогичные вопросы неизбежно встают перед педагогом и родителями ещё до школы. Решая любой из них, мы обязательно должны учитывать, насколько подготовлен ребёнок, можно ли начинать обучение письму или нужна дополнительная подготовительная работа.

Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней учения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звуко- буквенного анализа. Все это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.
Каракули и небрежный почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребёнка.

Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму?

Безусловно, да. Но следует понимать, что это во многом зависит от уровня, функционального развития ребёнка, связано с его речевым развитием и состоянием здоровья. Не менее важно и то, как и какую методику использовать.
Обучение письму должно вестись с учетом возрастных и функциональных возможностей каждого ребёнка.
Цель этой работы – показать, каким образом можно достичь устойчивых каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста.

2. Основная часть

2.1. Формирование навыка письма

Для того, чтобы было понятно, как готовить ребёнка к письму, на чем нужно заострить внимание, в чем не стоит торопиться и почему что-то не получается или получается не очень хорошо, необходимо представлять себе, что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть малыш.
Что же представляет собой процесс письма и почему он так сложен для ребёнка?

Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную намять и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ).

На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках (печатных, письменных, заглавных я строчных), научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную позу, правильные движения руки, правильную траекторию движений.
Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребёнка, учитывая его возрастные возможности.

Что же такое навык письма? «Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля » (Краткий психологический словарь).

В формировании навыка выделяются три основных этапа.

  • Первый этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.
  • Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
  • Третий этап – автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка. Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная деятельность. Ребёнок должен знать и понимать, что нужно делать и как делать.

Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить, – первый шаг в обучении.
Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.
Считается, ведущее значение имеет осознанность при обучении.

Известный психолог Д.Б. Эльконин считал, «на основе экспериментальных исследований уже давно установлены определённые генетические связи между действием и операциями, показавшие, что ни одна сознательно контролируемая операция не может стать таковой, не пройдя процесса своего формирования как особого сознательного действия».
Формирование навыков письма при обучении – длительный процесс, сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

Однако овладеть письменной речью, по мнению Л.С. Выгодского, можно «только при условии, если в первые школьные годы ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи».

2.2. Психологические особенности формирования графических навыков письма

Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличии от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность, либо в спортивную, графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.

На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются.

Исследования Д.Б. Эльконина и др. показали, что фонематический слух ребенка к 6 годам достаточно развит и готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена к произнесению звуков речи, что очень важно для начала обучения не только устной речи, но и письму.

Это всего лишь некоторое представление о психофизиологических особенностях развития каллиграфических навыков письма, что поможет понять, как формируется навык, какие требования можно предъявлять учащимся при обучении письму в том или другом возрасте.

2.3. Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма

В своей работе использую следующие приемы.

2.3.1. Показ

Показываю процесс письма и объясняю способы написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика.
Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.

2.3.2. Копирование

Этот способ применяю ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма.

2.3.3. Списывание с готового образца

Прием основан на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

2.3.4. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе

Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно- воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, например, а состоит из овала и маленькой прямой наклонной с закруглением вправо. Некоторые буквы пишутся одним неделимым движением, например, буквы в и б.

Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв.

2.3.5. Письмо под счёт или в такт счёту

Он способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа.
Счёт ведётся так: основной элемент движения – на себя пишем под счёт «раз - два - три», соединительное движение – под счёт «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути.

2.3.6. Показ ошибочного написания

Спорным является приём показа ошибочного написания.

Я применяю его для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка и нашли ответ, как не допускать таких ошибок. При этом пример ошибочного написания на доску не выносится, а показывается карточка.
При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

Перед каждым заданием объясняется ребёнку его цель: «Что будем делать, для чего и как». Объясняя, используются только знакомые слова. За объяснением следует показ. Стоит убедиться, что ребёнок понял инструкции. Важно соблюдать и последовательность занятий, не торопиться. Не освоив предыдущее занятие, не следует переходить к последующим. Ребёнок лучше усваивает, если занятие проходит в игровой форме. Продолжительность выполнения графических занятий не должна быть больше 3-5 минут.

2.4. Этапы формирования навыка

2.4.1. Штриховка

Штриховка – развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения.
Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Поэтому на уроке чтения рассказываю сказку, а на уроке письма составляем домики из геометрических фигур для героев сказки, а то и самих героев изображаем.

2.4.2. Развитие тактильной памяти

Понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы целесообразно учить через осязание. Делается это так. На картон наклеиваются две буквы (заглавная и строчная и соединение их). Выполняются буквы из бархатной бумаги. Ощупывая букву, ребёнок проговаривает себе весь путь пальчика. Часто используется игра «Угадай букву»: дети, закрыв глазки, находят начало буквы и называют её.

Учу детей внимательно рассматривать рисунки, воспринимать и отмечать сходство и различие; рисовать схемы и схематически изображать всё, о чём идёт речь; располагать фигуры на плоскости; копировать (срисовывать сначала самые простые, а потом и более сложные рисунки). Уделяется особое внимание вырезанию различных фигур, лепке, работе с деталями конструктора, работе с мозаикой, природным материалом на уроках труда.

Курсивное письмо – это связные, ритмические, тонко координированные движения, сформировать эти движения совсем не просто. Можно выделить два основных вида движений. Например, , такие движения состоят из прямых линий и соединительных штрихов. Они лежат в основе начертания следующих букв: и, н, л, м, п, т, р, у, ц, ш, щ.
На первый взгляд овалы – это иной вид движения. Если приглядеться внимательнее к траектории движений при выполнении овалов то увидим, что они очень схожи с написанием линий. Имеются буквы, включающие овалы как основу – , или как элементы – .

В русском алфавите есть группа букв, в которых нарушена естественная траектория движений при написании овалов, – ; есть зеркальные полуовалы – есть буквы, не имеющие аналогов – з.

Ребёнок должен научиться свободно и чётко писать вертикальные штрихи, наклонные линии, полуовалы и овалы. В курсивном письме почти нет горизонтальных штрихов, но движения руки при написании горизонтальных штрихов имеют такой же характер движений, как при письме вертикальных.

Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.

  • 1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;
  • 2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;
  • 3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев
  • коснуться виска;
  • 4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до
  • металлической части стержня – один пальчик;
  • 5 – наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди.

Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

2.5. Подготовка к письму и обучение графическим навыкам

В процессе работы у ребёнка могут возникнуть трудности в рисовании прямых, вертикальных, горизонтальных, наклонных линий.

Понять причины возникающих трудностей позволяют следующие задания.

  1. Проверяю, умеет ли ребёнок манипулировать мелкими предметами. Например, даю пакет с пуговицами и прошу отделить мелкие от более крупных, цветные от белых и т.п. (Выполнение задания для себя отмечаю + или - ).
  2. Прошу ребёнка взять указательным и большим пальцами правой или левой руки карандаш и покрутить его. (Получается +, не получается -).
  3. Написать палочки (большие и маленькие) и считать – раз, два, три, четыре. ( //// //// ).
  4. Заштриховать небольшой рисунок, предварительно показав, как это сделать.
  5. Скопировать рисунки.
  6. Найти такую же фигуру или сочетание фигур. (Не более чем за 6 секунд +, более 6 секунд –).
  7. Сложить простые фигуры из деталей. (Быстро +, медленно –).
  8. Внимательно посмотреть и запомнить сначала одну, потом две, затем три фигуры. Закрыв фигуру, нарисовать по памяти.
  9. Дополнить (закончить) рисунок
  10. Можно поиграть в такую игру: взять чистый лист бумаги и фломастер. Учитель в роли штурмана, а ребёнок в роли водителя: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперёд, стой, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, сделаем круг и ...». Получится схема движения.

«Минусовое» выполнение заданий 1-4 – показатель трудностей, связанных преимущественно с недостатками в координации движений. Плохое выполнение заданий 5-10 – свидетельствует о трудностях зрительно-моторных координации и зрительно-пространственного восприятия.

Следующий этап – рисование параллельных линий. Именно параллельность всех штрихов придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения. Следует заметить, что непараллельность штрихов – наиболее частое проявление нарушения почерка. До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно.

Затем идёт этап – письмо полуовалов верхних и нижних, правых и левых с разными направлениями движения.
Для выполнения полуовалов следует обратить внимание на положение руки, и особенно на правильность опоры кисти (только на мизинец).

Следует обратить внимание на различие овалов и кругов при их выполнении и способность ребёнка мысленно вписывать овал в прямоугольник . На этом этапе эффективны и вполне выполнимы вот такие графические задания: раскрути спираль – , закрути спираль – . При выполнении этих заданий нужно попросить ребёнка держать руку свободно (на весу, без опоры на мизинец, что позволит почувствовать новые варианты свободных движений руки манипуляциях карандашом или ручкой.

Данный этап подготовки уже приближает ребёнка к письму как к таковому. Письмо букв связано с достаточно жёсткими ограничениями высоты и ширины каждого графического элемента, и при обучении дети пишут на разлинованных листах. Поэтому нужно объяснить, что такое строка, как. располагаются элементы, где середина строки, где верхняя линия рабочей строки и где нижняя.

Конечно, рисовать и писать просто вертикальные линии легче, чем расположить их на строке, соблюдая определённую высоту, протяжённость (ширину). Если дети уже научились начинать движения в определённой точке, им нужно научиться так же точно заканчивать его. Эта новая задача, поэтому следует объяснить, показать, уточнить, понял ли ученик, что он должен знать.
На этапе подготовки к курсивному письму важно научить детей писать печатные буквы, уметь соотносить их со звуком, понимать, что буква – это условный знак, обозначающий звук. Можно показать им разные варианты начертания одной и той же буквы.

Последний этап подготовки к письму – освоение написания элементов письменных букв.

Для того, чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:

  1. Объяснить, как пишется графический элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения.
  2. В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова.
  3. Кроме словесного объяснения, необходим показ движения.
  4. Замедленное движение «под диктовку».
  5. Повторение инструкции.
  6. Самостоятельное выполнение действия.

Анализ психофизиологических особенностей формирования навыка письма показывает, что письмо, воспринимаемое со стороны как целое и связное, на самом деле является последовательностью дискретных операций. И только тогда, когда навык сформирован, выполнение всех звеньев этой цепочки происходит автоматически, без осознания, без направленного контроля. Однако, если этап начального обучения построен так, что что-то не выполняется, что-то исполняется неправильно и т.п., то последующая тренировка закрепит неправильное выполнение и результаты будут неудовлетворительными.

3. Заключение

Тема, затронутая в данной работе, актуальна. С первого дня обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребёнка. Появляется новая систематическая деятельность - учёба. Особые трудности в процессе обучения отмечаются при письме. Преодоление затруднений чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

В полном объёме проблема обучения детей письму не решена. Остаются нерешенными вопросы о роли создания зрительного и тактильного образа буквы, попытки подготовки моторики до и во время обучения письму. Возможно, введение в первоначальное обучение машинного печатания в сочетании с другими приёмами поможет ускорить решение этой проблемы.

Остаётся проблема обучения наклонному или ненаклонному письму. Не исчерпаны и возможности упрощения письменного шрифта.

Необходимо также создание учебного кино.
К сожалению, школа не обладает достаточной базой для полноценного формирования навыка письма. Недостаточно полиграфического наглядного материала. В большинстве своём кабинеты начальных классов слабо оснащены техническими средствами обучения.
В своей работе я использую наглядные пособия, изготовленные своими руками, и добиваюсь неплохих результатов.

Библиография

  1. Амонашвили Ш.А. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, М., 1973.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.
  3. Безруких М.М. Обучение письму. М.: Просвещение, 1997.
  4. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо. М.: Просвещение, 1974.
  5. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
  6. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.
  7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.
  9. Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственной деятельности. М.: Просвещение.
  10. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.
  11. Желтовская Л.Я. Дидактический материал к урокам чистописания // Н.Ш. №3 за 1989. 17 с.
  12. Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961.
  13. Лурия Л.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.
  14. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.
  15. Потапова Е.Н. Радость познания. М.: Просвещение, 1990.
  16. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. Под. ред. Рождественского Н.С., Фомичевой Г.А. М.: Педагогика, 1977.
  17. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М., 1964
  18. Федосова Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников // Н.Ш. №4 за 1987. 20 с.
  19. Щирова А.Н., Прохорова Г.С. Воспитание положительного отношения к письму у первоклассников-шестилеток // Н.Ш. №5 за 1989. 10 с.
  20. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М.: Просвещение.
Сергеева Вера Андреевна07.12.2014 74440 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar