РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Как развить диалогическую культуру младших подростков на уроках литературы?

Как развить диалогическую культуру младших подростков  на уроках литературы?

Автор: Зудова Елена Валериевна

Русская литература богата блистательно выписанными образами младших подростков - беспокойных и мечтательных, бунтующих и противоречивых, дерзких и непредсказуемых. Это самый интересный и сложный возраст: от 10 до 13 лет.

Меняется - от учебы к общению - ведущий тип нервной деятельности, ребята стремятся к самостоятельности и новизне впечатлений, готовы брать на себя инициативу. Расширяется их взаимодействие с миром, но... Не в этом ли возрасте школьники начинают все больше нас тревожить?

Мы сталкиваемся с негативными явлениями: компьютерной зависимостью подростков, их уходом от действительности в виртуальный мир, отчужденностью. В этой связи приобретает особую актуальность педагогическая задача развития диалогической культуры младших подростков как готовности к подлинно диалогическому взаимодействию с миром.

Философия утверждает, что культура и познание по самой своей природе диалогичны. Так возможен ли урок современного учителя, работающего в русле гуманистической педагогики, без активного взаимодействия с детьми и детей между собой? Отвечу словами Аристотеля: «Вне диалога нет образования, потому что образовывается человек, а не вещь».

В методике преподавания русского языка и литературы значение диалогического общения очень велико: именно в нем в первую очередь проявляется уровень языковой компетентности и речевой культуры личности.

Стремление разрешить реальные противоречия педагогической практики привели меня к идее использования интерактивных методов обучения для развития диалогической культуры младших подростков на уроках литературы.

Диалогическую культуру невозможно «выучить» по аналогии с традиционным предметным знанием. Для ее освоения необходимо, чтобы учебный процесс выступал как «полноценная жизнедеятельность учащихся, вмещая в себя игру, труд, творчество, общение...», а учитель был «не источником информации, а посредником между культурой и ребенком, помощником в приобретении учеником познавательного опыта».

Обеспечить указанные характеристики учебного процесса, на мой взгляд, в наибольшей мере помогает использование интерактивных методов обучения - такие формы организации познавательной и коммуникативной деятельности, которые обеспечивают реализацию целей обучения через активное взаимодействие обучающихся с учителем и между собой. Особенности этого взаимодействия состоят в том, что все его участники пребывают в одном смысловом пространстве, совместно погружаясь в единый творческий контекст занятия и близкое эмоциональное состояние. Выбор интерактивных методов отвечает и ранее перечисленным особенностям младшего подросткового возраста.

Достичь желаемого результата мне помогают методические разработки, созданные самостоятельно, а также адаптированные к задачам развития диалогической культуры и предметному содержанию литературы.

Наиболее простые методики (упражнения «Диалог «змейкой», «Исправим реплики разговора») применяю в качестве разминки на начальной стадии занятия или его этапа. В процессе изучения литературного произведения использую известный метод «чтения с карандашом», когда ученики выделяют реплики персонажей на различные темы (например, «Для чего живёт человек?» или «Полезны ли современные субкультуры?») для участия в «Дебатах литературных героев».

Обогащение лексического запаса, развитие речевых умений младших подростков, их способности к эмпатии обеспечивается также такими творческими заданиями, как «Обращение к одноклассникам», «Угадай-ка», «Ты мне, я тебе», где подросткам нужно самостоятельно создать текст диалогического характера. В творческом задании «Интервьюер» ученикам необходимо расспросить одноклассника, учителя или гостя урока на заданную актуальную тему. Так формируется не только умение задавать вопросы, но и готовность слушать и слышать собеседника, учитывать его мнение в диалоге.

Вариантом более сложных упражнений являются те, где нужно выполнить задание к предложенному тексту. Как правило, берется текст из учебника, но перечень заданий к нему дополняется такими вопросами, которые побуждают ученика к действиям и рассуждениям, полезным для развития диалогической культуры.

На уроках литературы, раскрывающих читательские интересы младших подростков, уместно творческое задание «SMS-диалог». Ученику нужно составить текст письменного разговора с другом, например, о впечатлениях от прочитанной книги. Главной особенностью такой формы диалога будут короткие, односложные выражения, передающие душевное состояние читателя:

- Привет, Макс! Я дочитал «Артемиса Фаула»!
- Ну и как?
- Книга захватила меня целиком. Эльфы, орки, гномы и прочая нечисть не давали расслабиться.
- А кто этот Артемис Фаул?
- Тот самый герой, который спасает мир.
- Всех спас?
- Прочитай – узнаешь.

По окончании выполнения задания организуется обсуждение: сначала получившихся диалогов, затем – особенностей речи в диалоге или книг, которые были упомянуты.
Основной формой деятельности учащихся на интерактивном уроке становятся дидактические игры, которые требуют организации работы учеников в парах и группах сменного состава. Поэтому они получили широкое использование на наших уроках. На этапе закрепления изученного лингвистического материала часто используется дидактическая игра «Передай другому», которая строится по аналогии с известной «Чепухой». Школьникам предлагается сформировать команды с равным количеством участников (4-6 человек) и сесть за парты по одному, друг за другом. Учитель задает вопросы, число которых равно числу участников команды. Например: «Сколько лет было Петруше Гринёву, когда он был зачислен в полк?», «Какие особенности внешности героя ты выделил?», «Каково жизненное кредо главного героя?», «Какие черты характера Петра Гринёва проявляются в первых главах романа?»

Ученик, сидящий за первой партой, записывает ответ на поставленный учителем вопрос на листе и передаёт его сидящему за ним однокласснику, который отвечает на следующий вопрос учителя. Ученик за последней партой, ответив на завершающий вопрос, встает и передает листок на первую парту. Затем командам даётся время для обсуждения получившихся «рассказов» и их доработку. Один из вариантов текста выдвигается на конкурс рассказов о литературном герое. Класс выбирает лучший текст из услышанных.

Описывая применение интерактивных методов на уроках литературы, необходимо напомнить их особенность - создание ситуации диалога, который строится по линиям: «ученик - ученик» (например, в упражнениях «Ты мне – я тебе», «SMS-диалог»), «ученик – группа учащихся» (в ролевой игре от имени литературного героя «Расскажи мне о себе»). Всегда, конечно, присутствует линия «ученик – учитель». Названные диалоговые линии в ходе занятия могут сменять одна другую, переплетаться.

Промежуточным звеном в диалоговом взаимодействии выступают предметы культуры: текст произведения, компьютер, репродукция картины или музыкальная тема.
Учитель занимает на уроке позицию консультанта, организатора взаимодействия (или, говоря современным языком, становится модератором). В связи с новой ролью учителя урок приобретает новые черты. Центральное место теперь занимает проблемно-поисковый этап и рефлексия.

Последовательное усложнение творческих заданий позволяет подготовить младших подростков к выполнению коллективных творческих проектов. Они вызывают неизменный интерес младших подростков, так как богаты возможностями для развития их диалогической культуры и содержат в себе все диалоговые линии.

Наибольшей популярностью среди подростков пользуются проекты «Сайт литературного героя» и «Виртуальная экскурсия».
Первый успешно используется при анализе литературного произведения в седьмом и восьмом классах. Идея творческого проекта «Сайт литературного героя» появилась у меня после знакомства с материалами журнала «Литература» Издательского дома «Первое сентября». В ходе подготовки к использованию данного метода удалось существенно расширить его, ориентировать на задачи развития всех компонентов диалогической культуры младших подростков.

Объектом проектирования выступает контактная страница «сайта» литературного героя. На подготовительном этапе каждому ученику предлагается выбрать и выполнить дома одно из пяти заданий:

  1. Выписать реплики героя, отражающие его взгляды, мечты, убеждения.
  2. Выделить в тексте портретную характеристику героя.
  3. Определить роль внутреннего монолога и диалога героя.
  4. Найти фразы, выражающие отношение персонажей к главному герою.
  5. Определить отношение автора к герою.

Подобные задания требуют более глубокого исследования литературного произведения.

Следующее занятие суммирует найденную информацию. Ученики, работая в парах, создают «базу данных» по своему направлению, проще говоря, осуществляют подборку цитат. Затем формируются 4 группы, каждая из которых проектирует контактную страницу сайта литературного героя. Две группы создают проект, строго придерживаясь текста произведения, а две другие, фантазируя на тему: «Если бы герой жил в наши дни…»

Продуктами такого исследования стали созданные учащимися 5-8 классов страницы «Сайта Василисы Премудрой», различные варианты страницы «Сайта Николеньки Иртеньева» - героя трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность», проект-фантазия «Семейный сайт Гринёвых» по исторической повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Каждая из представленных работ содержала материалы, которые требовали активизации познавательного интереса школьников, их читательских навыков. Так, в центральную рубрику «О себе» ученики поместили личную информацию, касающуюся читательских и музыкальных предпочтений толстовского героя, его интересов и убеждений. Сайт Петра Гринёва и Маши Мироновой после анализа произведения включал в себя предположения о семейных ценностях, мечтах и убеждениях героев. Обсуждение привело нас к выводу, что мысленно «перенося» литературного героя в современность, мы лучше понимаем его характер.

Работа над проектом «Виртуальная экскурсия» строится примерно так же, как над предыдущим. Существенное отличие состоит в том, что проект выполняется детьми для разных экскурсантов. Это могут быть родители, ученики начальной школы, иностранные туристы. Например, в виртуальной экскурсии «А.П.Чехов. От Таганрога до Ялты» ученикам седьмого класса удалось выявить и учесть особенности адресата таким образом.

Одной группой учащихся были составлены вопросы для анкеты и проведён опрос с целью узнать сферу интересов своих родных и объём их знаний о жизни и творчестве писателя. В результате виртуальная экскурсия для родителей, кроме основного рассказа о чеховских местах, содержала информацию о современном транспортном маршруте до Ялты и краткое описание туристических комплексов, расположенных недалеко от музеев писателя.

Развитию готовности детей вести внутренний диалог, который особенно важен для духовного роста личности, способствует рефлексия, организованная с помощью приема незаконченных предложений: «Я считаю, что работа в группе полезна, потому что…» или «Мне приятно, если в диалоге…»
Однажды, завершая подобное предложение, один из моих учеников сказал: «Я думаю, нужно говорить друг с другом, так как это помогает стать человеком». Помните… по Аристотелю: «Вне диалога нет образования, потому что образовывается ЧЕЛОВЕК…!»

Зудова Елена Валериевна09.02.2016 4700 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar