РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Из опыта применения коучингового подхода как средства профессионального развития педагогов

Из опыта применения коучингового подхода как средства профессионального развития педагогов

Автор: Карюгина Марина Леонидовна

Есть одно качество, которым требуется обладать,
чтобы побеждать, и это определенность цели,
знание, чего человек хочет, и жгучее желание
достигнуть этого.
Наполеон Хилл

Главным приоритетом существования современного общества на сегодняшний день – это получение качественного образования. Место образования в жизни современного общества определяется ролью, которую играют знания, опыт, умения и навыки человека. Характер протекания инновационных процессов и особенности вводимого новшества оказывают влияние на качество современного профессионального образования. И вот в качестве такого процесса выступает процесс коучинга.

В настоящее время коучинг, представляющий собой особую форму консультативной поддержки, переживает пик популярности во всех отраслях и сферах человеческой деятельности. Цель процесса коучинга в сфере образования состоит формировании системы поддержки и раскрытия потенциала учителя. Коучинг это не только краткосрочный процесс взаимодействия коллег, главным и конечным результатом которого является более эффективное действие учителей, но и инновационная технология актуализации внутренних ресурсов самого педагога и обучающегося в достижении планируемого результата.

Процесс коучинга включает личный опыт подопечных и их потребности в развитии, в содействии со стороны коуча в раскрытии собственных возможностей подопечного и системной работе в педагогической поддержке. Главными вопросами в процессе коучинга являются вопросы: «ЧТО ты хочешь? КАК ты узнаешь, что достиг результата? КАК ты можешь достичь цели? Почему это важно для тебя?

Процесс коучинга представляет собой работу как с отдельным человеком так и с группой по постановке собственных целей и максимально быстрому достижению этих целей путем мобилизации внутреннего потенциала и освоения передовых стратегий получения результата. Данный процесс больше помогает личности обучаться, нежели учит и дает возможность для творчества, развития профессионального мастерства, устойчивого развития.
Коучинг рассматривает человека не пустым сосудом, в который можно поместить всё что угодно, но и он предлагает новую модель. У него своя философия и свои принципы (см. схему 1). Мы более похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Нам необходимы питание, поощрение и свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти в мощное создание уже заложена в нас.

Очень часто учителя нашей школы обращаются с просьбой поработать с тем или иным классом, формулируя это тем, что ей «с ними очень сложно». Проводим беседы, посещаем уроки класса..., но ситуация не меняется, все по - прежнему. Тогда возникает тема для работы не с классом, а с самим учителем, и тут «всплывают» причины возникновения проблем с классом: личностные особенности, нехватка навыков, а самая главная причина – это сила привычки. Учитель перестает видеть свои ошибки, не хочет видеть реальную ситуацию и не предполагает, что он сам может сделать для изменения ситуации. Налицо признаки профессионального и эмоционального выгорания. И вот здесь на помощь приходит коучинг, которые позволяет учителю, не забираясь в личностные проблемы, понять, что он может сделать для разрешения своих проблем.

Коучинг обладает мягкой и не назидательной формой, активизирующей ресурсы. Некоторые учителя не могут рефлексировать свою деятельность, находить пути решения определенных проблем. Ну, вот например, когда он проявляет беспомощность в одной и той же ситуации с классом, то это уже становится похоже на выученную беспомощность. В чем причина? А причина в том, что многие учителя не хотят меняться, у них уже выработаны «привычные способы реагирования», они продолжают работать привычными традиционными способами, хотя те уже давно не работают. И вот тут коучинг приходит так сказать на «выручку», он дает возможность посмотреть на ситуацию по-другому, оценить свои силы, свой потенциал, изменить стратегию.

В нашем коллективе работает 93 учителя, из них СУ 1 уровня – 6 во главе с директором школы; СУ 2 уровня – 5 и СУ 3 уровня - 22 учителя образуют профессиональное сообщество «Лидеры образования». Несертифицированные учителя разделены на фокус группы, в состав которых входят по 1 сертифицированному учителю 1 и 2 уровней. В школе каждая суббота недели объявлена Днем коучинга.

Приведу пример одного из коучингов для учителей - «Обоснование необходимости новых подходов к преподаванию и обучению школьников». Главной целью занятия было оказание поддержки коллегам в понимании необходимости новых подходов к преподаванию и обучению школьников и настрой учителей на осмысление необходимости преобразования собственной педагогической деятельности. Началось занятие с психологического настроя, для проведения которого участники были приглашены в круг, где они отвечали на вопрос «Что для меня значит школа?». Все ответы были разные, но было приятно слышать, что школа для них родной дом. Следующим этапом было организация групп, используя игру «Созвездия». Участники представили себя звёздами и свободно передвигались по кабинету. Таким образом, участники объединились в группы и сели по местам. Прием понравился учителям, некоторые в конце занятия сказали, что обязательно применят на уроке. Следующим этапом коучинга было ознакомление с 7 модулями и их интеграцией в учебный процесс.

Материал был очень прост и доступен, сопровождался презентацией. После теоретической части посмотрели видео ролик «Ученики 21 века» и провели работу в группе: расположили предложенные карточки с качествами современного ученика по степени важности сверху вниз, таким образом ответить на вопрос: Какими качествами должен обладать ученик, чтобы быть востребованным и конкурентоспособным? Участники коучинга выполняли задание с большой ответственностью, а затем спикеры групп зачитали и объясняли свой выбор качеств учащегося. Ответы групп не совпали.

После музыкальной паузы участники посмотрели видеоролик «Каким должен быть учитель?» и ответили на вопросы:

  • На какие мысли направил вас данный ролик?
  • Согласны ли вы с мнением детей?
  • Каким по вашему мнению должен быть учитель?

Каждый учитель высказал свое мнение и это хорошо, значит тема актуальна и интересна. После просмотра группам было предложено составить постер «Модель современного учителя». Сообща группы определили качества, необходимые современному учителю. Затем обменялись работами и провели взаимооценивание по методике «Две звезды, одно пожелание». После ознакомления с постерами дали обратную связь: согласны ли вы с мнением другой группы? Постепенно участники коучинга подошли к мысли о том, что формирование личности будущего выпускника происходит в большей степени через урок и поэтому, от того, как построен урок, какими приемами владеет учитель, зависит будущее наших учеников. Цель коучинга достигнута. И так, новый подход к обучению предлагает дать ребенку ту самую «лопату», которой он будет добывать себе знания.

Таким образом, коучинг является одним из тех ресурсных аспектов педагогической деятельности, который предполагает выведение взаимоотношений между коучем и подопечными на новый уровень межличностного взаимодействия на основе заинтересованности, сотрудничества и гибкости. На сегодняшний день для современного педагога ставится не простая задача мотивировать на результативность каких-либо процессов, проявлять живой интерес к субъекту с целью открытия в нем достаточно большого спектра его возможностей, обнаруженных с помощью коучингов. Безусловно, залогом успешного роста каждого учителя будет систематическая самостоятельная, заинтересованная деятельность в содействии росту и развитию учителей.

Список литературы:

  1. Голви У.Т. Максимальная самореализация. Работа как внутренняя игра. – М., 2013. – 65 с.
  2. Мэрилин Аткинсон Жизнь в потоке: Коучинг. – М., 2005.- 60 с.
  3. Руководство для учителя, 1 уровень. - Астана, 2014.
Карюгина Марина Леонидовна10.02.2016 4960 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar