РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Актуальные проблемы преподавания курса "Искусство" в 8-9 классах

Панфилова Галина Витальевна,
учитель музыки и искусства

1. Предмет «Искусство» для 8 -9 классов – это вводный пропедевтический курс к урокам Мировой художественной культуры в 10 -11 классах, основанный на обобщении художественно-эстетических знаниях учащихся. Это уроки, на которых старшеклассники, познают, как в различных искусствах преломляются одинаковые или схожие тенденции, это возможность увидеть воздействие художественной культуры на жизнь. Программа является частью учебно-методического комплекта (УМК) для 8-9 классов, который включает в себя учебник, компакт-диск, фонохрестоматию музыкального материала и пособие для учителя.

Школьный курс «Искусство» отвечает требованиям жизни, потому что, давая старшеклассникам в определённой системе знания в области искусств и одновременно вводя их в эмоционально-интеллектуальную сферу отечественных и зарубежных произведений художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, кино, способствует целенаправленному формированию личности, идейной убеждённости, гражданственности, творческой инициативы, воспитанности, душевной отзывчивости.

Возраст учеников – это пора романтики, острого интереса к миру, недоверия к общим словам. В период становления подростков, когда эмоциональная сфера активизируется, формируются духовные идеалы именно искусство, способно оказать глубокое, облагораживающее, «очистительное», нравственно-эстетическое воздействие и сказаться на формировании всей их личности. Педагогическая задача заключается в том, чтобы учитывая возрастные особенности учащихся, увлечь их искусством, всколыхнуть их душу и в опоре на принципы проблемного обучения, условия для которого заложены в программе, развить их творческую инициативу, разбудить их мысль. Программа построена так, что зарубежная и отечественная художественная культура (литература, изобразительное искусство, музыка, кино, театр) изучаются в единстве, синхронно, в широких взаимодействиях с важнейшими событиями истории. Мне хотелось бы подчеркнуть, что содержанием преподавания предмета, следует считать не список изучаемых произведений искусства, не освоение терминологии, понятий и умений, а мысли и чувства, отношения к жизни и к искусству наших учеников. Важно, что именно они открывают в себе и в одноклассниках, в разных художественных произведениях.

В педагогических кругах до сих пор сохраняется мнение, что уроки искусства – это лишь развлечение,между тем – это сложный художественно мыслительный процесс. Если вспомнить о педагогике сотрудничества, то она довольно ярко проявляется именно на уроках искусства. Свобода в суждениях, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворённость от общей работы, совместные выводы на уроках возникают благодаря особому материалу уроков. Это жизненные явления человеческой жизни и художественные образы в литературе, музыке живописи, скульптуре, архитектуре и т.д.

Учитель может всегда найти новые художественно – воспитательные возможности тематического построения программы, так как программа допускает вариативность такого построения.

Логика построения программы активно использует принцип концентрического расположения материала. Этот принцип предполагает неоднократное возвращение к объекту изучения с постепенным углублением знаний о нём, расширением объёма дидактической информации на каждой последующей ступени обучения. В разделе «Искусство открывает новые грани мира» блок уроков отведён под тему «Жанр портрета». Эта тема проходит через многие годы обучения ребят. Начинаем мы разговор о живописном, музыкальном, литературном портрете ещё в первых и вторых классах: портрет Александра Невского, Ивана Сусанина, серия женских портретов, а продолжаем разговор в 8-9 классах. В программе достаточное количество художественных произведений, с которыми учащиеся встречаются впервые, например, это «Адажио» Томазо Альбинони, произведение мимо которого нельзя пройти. Эта музыка, которая «…звуча сквозь времени пласты в сердцах затрагивает струны любви, печали, памяти, мечты» (И. Волобуева). Необыкновенно красивая музыка и глубокий философский смысл этого произведения невозможно переоценить. Конечно же, оно вызывает у учащихся море эмоций, вопросов, что приводит к интересной и продуктивной работе на уроках и дома. Мы разбираем и анализируем это произведение и по методике А.А. Пиличяускаса, и с мультфильмом Г. Бардина, со звучанием органа и в современной обработке. Свои впечатления и размышления учащиеся излагают в письменной творческой работе «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» (Ш.Руставели). Или это сказка Оскара Уайльда «Соловей и роза» с её философским размышлением о красоте и любви, о служении им.

2. УЧИТЕЛЬ

Урок - это, прежде всего учитель. Все учебно-воспитательные программы и новаторские идеи реализуются именно через творческую деятельность учителя. Именно учитель, я считаю, определяет духовное содержание всех уроков. Подбор художественного материала для урока ставит перед учителем ряд серьёзных вопросов, в частности, как определить педагогическую целесообразность работы учащихся с избранным произведением, какие художественные и информационные сведения им необходимы, каковы этапы изучения художественного произведения. Часто на отборе художественного материала сказываются личные пристрастия педагога - это вполне естественно в программе эстетического цикла. Самое важное, что отбор подчинён определённому принципу: как можно ярче показать, что в центре внимания истинного высокого искусства всегда был и остаётся человек. Мне интереснее работать с тем художественным материалом, который находит отклик в моей душе, размышлять над теми вопросами, которые волнуют и меня.

Но, при этом надо помнить, что необходимо находить в любой теме программы нравственную середину, которая в ней заложена, и делать это на доступном учащимся уровне, не усложняя проблемы, но и, не упрощая её.

Учитель, выходя к ученикам, предъявляет себя как личность. Слушая его, учащиеся с присущей им обострённой восприимчивостью различают не только слова, но и интонацию, улавливая настроение учителя, его отношение к собеседникам, к произведениям искусства, его степень искренности. За интонацией «всегда спрятан человек». Насколько чутким должен быть учитель и в интонационно – смысловом, и в духовно – этическом отношении, чтобы трансформируя через своё мироощущение художественную идею того или иного произведения или вопроса, открыть учащимся путь к самопознанию и познанию жизни, помочь им стать интеллектуально – развитыми людьми. Старшеклассники наиболее чутко реагируют на малейшую фальшивость тона учителя, с более строгими (нежели в средней звене) мерками подходят к искренности и простоте каждого слова и жеста. Здесь уместно вспомнить известные критерии К.С. Станиславского «верю – не верю», как самые строгие и справедливые оценки степени жизненной правды художественных произведений.

Творческую свободу, уверенность, импровизационность на уроках во многом определяет глубина знаний педагога, его информированность в различных сферах жизни. Культура самого учителя, масштабность его мышления, широта кругозора, обращённость к острейшим проблемам современности - это является неотъемлемой частью имиджа современного учителя искусства. Ведь учитель – главный исполнитель «педагогической мелодии урока» (Ш.А. Амоношвили), главный дирижёр живого педагогического процесса и хранитель смысла урока.

3. УРОК

Хотелось бы обратить внимание на философско-эстетический характер многих тем программы. Такие темы как «Что есть красота?», «Искусство и открытие мира для себя», «Тайные смыслы образов искусства», «Великий дар творчества» и многие другие способствует осмыслению роли искусства в жизни человека. Знание приходит как осознанное переживание.

Каждая тема является важным содержательным обобщением накопленного учащимися художественного опыта. Я считаю, что на уроках предмета «Искусство» все знания и навыки предыдущих лет обучения должны сфокусироваться в актуальной нравственно – эстетической проблематике соответственно возрасту и опыту детей. Важно, чтобы размышленияна уроке не заканчивались здесь же, а продолжали волновать их и после занятий, ведь «в языке древнегреческом…слово размышлять означает: всегда носить в своём сердце…».

Почти каждый урок рождает какую-то проблемную ситуацию, при разрешении которой не задуматься просто невозможно. Задуматься, вглядеться в себя, спросить у себя: «А как бы поступил я? А я смогу?

Именно в этом обращении к своему внутреннему миру, честной, откровенной самооценке заключено главное воспитательное воздействие этих уроков.
На каждый урок я пишу сценарий (в цепочке различных пунктов технологической карты урока - это сценарный план) и считаю, что он нужен. Это позволяет быть уверенной на уроке и плавно переходить от одного этапа урока к другому. Сценарный план помогает мне определить последовательность действий урока, их ритм, динамику и т.д. Стремление к составлению наиболее полного, конкретного, подробного сценария урока не связано с желанием устранить педагогическую импровизацию. Иногда, в результате общения с учащимися приходится вспоминать фрагменты музыкальных произведений, поэтические строки, содержание живописных полотен, не включённых в сценарий данного урока, чтобы учащиеся могли обрести «платформу» своих размышлений и выводов. С позиций законов дидактики, обучение достигает наибольшей эффективности лишь тогда, когда ученик может соотнести новую информацию, в том числе и художественную, с имеющимися знаниями, личным опытом и событиями внешнего мира, поэтому в каждом сценарном плане у меня есть пункт – актуализация имеющегося опыта. В этой части урока мы стараемся вспомнить весь материал предыдущих лет обучения по данной теме.

Точно так же на каждом уроке обозначена художественно – педагогическая идея. «Художественно-педагогическая идея — это главная мысль урока (или группы уроков), которая пронизывает все виды художественной деятельности и методические задачи, продвигает детей и учителя к личностному, социально значимому результату, обеспечивает процесс развития, общение на уроке, окрашивая и выводя на уровень общечеловеческих ценностей каждый его момент. Принципиально важным становится то, что художественно-педагогическая идея позволяет учителю вывести учебную тему в ее воспитательный пласт. Кроме того, она является своеобразным творческим замыслом урока, может иметь различное воплощение и в музыке, и в поэзии, и в живописи, и в драматическом искусстве». Художественно-педагогическая идея способствует созданию различных проблемных ситуаций, формирует эстетические идеалы, развивает познавательные интересы, стимулирует творческое воображение и фантазию детей, развивает ассоциативность их мышления. Часто – это поэтические строки, отражающие суть урока, мудрые высказывания знаменитых людей, или сжатое содержание основной мысли урока.

В теме урока «Художественное познание красоты окружающего мира» это слова Иоганна Гёте «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». В уроке «Архитектура – древнейший вид искусства» в девятом классе - это слова Фридриха Шеллинга «Архитектура – это застывшая музыка».

В разделе «Воздействующая сила искусства» серия уроков «Синтез искусств в театре и кино» объединена общей художественно – педагогической идеей:

Богатство вместе с властью вольно ходят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят,
Любовь же, пусть неправильной была,-
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Всё превзойдёт, что было и что будет».

Перси Биш Шелли (анг. Поэт XIII-XIXв.)

Тема урока в восьмом классе «Красота в искусстве и в жизни» - художественно-педагогическая идея: «… что есть красота

И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Н.Заболоцкий.

Девятый класс, тема урока «Искусство в познании мира человеком» - художественно- педагогическая идея - «Тот, кто не знает, что есть мир, не знает и места своего пребывания. Не знающий же назначения мира не знает ни того, кто он сам, ни того, что есть мир» Марк Аврелий.

На уроках я стараюсь больше времени давать учащимся высказываться по тому или иному вопросу темы урока, аргументировать свою точку зрения на ту или иную проблему.

Порой эти высказывания или суждения бывают диаметрально противоположными, тогда возникает дискуссия. И даже тогда я как можно дольше не вмешиваюсь, чтобы дать возможность осмыслить учащимся отличную от мнения других точку зрения. Постепенно они сами приходят к более разумному и правдивому суждению. Важно не навязывать своей трактовки произведения, а умело направлять творческую фантазию ребят на именно их восприятие и воображение. Уместно в этом вопросе утверждение В.А.Сухомлинского «Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не даёт ребятам возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества».

Так как учащиеся уже имеют солидный запас знаний и представлений о различных художественных образах из прошлых лет обучения, имеют свой жизненный опыт, они пытаются высказывать свою точку зрения на создавшуюся проблему, спорят о тех или иных героях художественных произведений, о художественных замыслах авторов – композиторов, художников, поэтов, драматургов, режиссёров и т. д. Многие вопросы остаются риторическими, они оседают в памяти, в сознании и дают верное направление самостоятельному выбору окончательного ответа. Но это процесс не сиюминутный, а требующий прохождения определённого времени.

В формировании будущего гражданина огромное значение имеет блок уроков о народных истоках русского искусства. С различными элементами фольклора учащиеся знакомятся ещё в первом классе на уроках музыки, а в девятом – это заключительный этап знаний и представлений о национальных традициях и обычаях русского народа.
Большую помощь в подготовке учителя по этому вопросу оказывают лекции, работы и материалы курса «Народная культура» Т.А.Пигиловой. Свои впечатления учащиеся выражают в стихах, прозе, в письменных рассуждениях.

Путь к пониманию искусства - в узнавании в разных художественных образах себя, своих переживаний. В результате занятий учащиеся приходят к выводу, что любое произведение музыки, живописи, литературы и т.д. - это всегда выражение чувств автора, это клубок эмоций, страстей, которые и мы когда-то переживаем. Каждый автор в художественный образ вкладывает собственное «я», своё мироощущение, свой характер, поэтому мы всегда чувствуем отношение автора к своему произведению. Например, в рамках темы «Предсказание в искусстве» мы рассматриваем картину Б.М. Кустодиева «Большевик». Рассуждая об этой картине, учащиеся понимают идею автора, его отношение к историческим событиям Родины. Художник пытается предсказывать будущее своего народа. Алый цвет выявляет символическую сущность всего произведения, переключает сознание с сюжета на размышление. Алое полотнище огибает всё – это символ грядущего, акцент, создающий эмоциональное беспокойство и напряжение. Тема «Искусство и открытие мира для себя» - картина М. Нестерова «Философы». Здесь художник, так же как и композиторы в своих произведениях, пользуется драматургическими приёмами контраста или сопоставления, которые усиливают идею автора. Причём контраст присутствует во внешнем облике главных действующих лиц и чувствуется в противоположных психологических состояниях (духовное смирение и непоколебимая уверенность в своих убеждениях). Или картина Н.Ге «Что есть истина?». Это конфликт двух характеров, двух мировоззрений: богатство, надменность и бедность, гордость, сила духа. На чьей стороне автор? Часто учащимся предлагаются такие задания - всматриваясь в разные произведения живописи, надо представить и попытаться отыскать в знакомом музыкальном материале звуковой образ, родственный эмоциональному строю картины, найти звуковые аналоги живописному решению. Например, «Весна» - первый концерт в цикле концертов «Времена года» А. Вивальди и картина С. Боттичелли «Весна»; Картина П. Пикассо «Герника», Э. Мунка «Крик» и Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича; архитектурный памятник XIII в. Реймсский собор во Франции и Токката и фуга ре-минор или Высокая месса си-минор И.-С.Баха.

Анализируя объём художественного материала, меня волнует вопрос нехватки времени для многих важных, с моей точки зрения тем. Причины разные – или нехватка часов в младшем и среднем звене, или невозможность в полной мере понять тот или иной замысел автора в силу возрастных ограничений учащихся. Учитывая возможность вариативности программного материала и относительной свободу учителя в течение двух лет работы по курсу «Искусство» вполне возможно успеть многое. Например, целый блок уроков занимает тема любви в искусстве и в жизни, начиная с понятия и определения «Что такое любовь?». В старших классах можно в полной мере эту тему раскрыть - им понятны чувства Ромео и Джульетты, Кончиты и графа Николая Резанова, Тересы и Хаокина Мурьеты, телеграфиста Желткова («Гранатовый браслет»), Ларисы Огудаловой («Бесприданница), Рассуждая по теме «Синтез искусств в театре и кино» в разделе «Воздействующая сила искусства», мы знакомимся с художественными образами романа В. Гюго «Собор парижской Богоматери» и одноимённого мюзикла, музыка которого хорошо знакома учащимся. Только в старших классах надо начать знакомить ребят с произведением И.С. Баха «Страсти по Матфею». Учащиеся в полной мере способны понять, о чём «Ария Петра», о каких человеческих чувствах она повествует.
Специфика домашних заданий по предмету заключается в том, что они не замыкаются рамками конкретных параграфов школьного учебника,а распространяют своё действие в разные сферы жизни.

Программа «Искусство» - это направление. Главное – научиться творчески преломлять рекомендации авторов программы, опыт других учителей, чтобы сделать уроки увлекательными и предельно продуктивными, даже при одном часе в неделю. И, конечно же, помнить – «Ребёнок не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь».

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены