РАЗРАБОТКИ

Другие модули


В поиске эффективных педагогических технологий при обучении химии и биологии

Бадигина О.А.,
преподаватель химии и биологии,
ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ» 

Темпы развития современного общества предопределяют интенсивное накопление знаний в различных областях и огромный поток информации, поступающий ежедневно к каждому человеку. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, изучая новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Именно поэтому в соответствии с положениями ФГОС принципиально новым в обучении  является системно-деятельностный подход, который способствует овладению в комплексе универсальными учебными действиями и опытом самостоятельной деятельности. Постановка такой задачи ориентирует учителей на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса и предполагает применение новых эффективных технологий. Одной из таковых технологий считается технология развития критического мышления учащихся (ТРКМ), которая формирует качества, необходимые любому современному человеку, определяющие его компетентность.

Использование технологии развития критического мышления  для формирования системы компетенций учащихся в области химии (главным образом учебно-познавательных) способно сделать этот процесс более эффективным.

Основы технологии развития критического мышления (по  И. В. Муштавинской) включают в себя три стадии: «вызов - осмысление новой информации - размышление (рефлексия)».

1 стадия - вызов («ликвидация чистого листа»). На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности. Учащийся ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме. На этой же стадии у учащегося должно сформироваться представление, чего же он не знает -  «Что хочу узнать?», «Зачем мне это нужно?». Для осуществления вызова на своих уроках я использую следующие приемы: рисунок, вопрос, мозговой штурм, ситуацию, проблему, опыт - загадку.

Так, в начале урока биологии в 5 классе по теме «Знакомство с увеличительными приборами»  я показываю такие картинки:

      

Спрашиваю ребят, знают ли они, что это такое. На первый взгляд - нет, но появляется множество версий. В процессе мозгового штурма выясняется, что на самом деле объекты им хорошо знакомы: на первой картинке изображен комар, на второй и на третьей - бабочка, а на четвертой - мякоть арбуза. Почему же мы не сразу поняли, что это такое? Постепенно подходим к выводу, что существуют специальные средства (приборы), которые дают увеличенные изображения. На мой вопрос «Что вы хотите узнать и чему научиться?» получаю ответ: «Хотим научиться пользоваться микроскопом!».

В начале урока можно предложить учащимся набор ключевых слов для изучения нового материала, а далее по этим словам нужно составить небольшой рассказ. Затем заслушивается 2-3 рассказа. После изучения нового материала в рассказы вносятся необходимые уточнения или изменения (на стадии рефлексии).

Еще один прием чтобы вызвать потребность узнать новое - «Потерянная информация».  Это прием, когда сначала появляется заполненный кластер, а затем за несколько секунд вся информация исчезает. Чтобы его восстановить, необходимо изучить учебник, проделать ряд опытов, посоветоваться с товарищами и с преподавателем (стадия осмысления).

Один из применяемых мной приемов я называю «Найди ошибку у преподавателя» и применяю для актуализации имеющихся знаний учащихся или на стадии рефлексии. На слайде я специально делаю несколько ошибок, например, в написании уравнений реакций или в решении задачи. Ребятам предлагается найти эти ошибки и исправить. Кто найдет больше ошибок - тот получает оценку. Этот прием чаще всего я использую во время проверки письменного задания самоподготовки. Скучная самопроверка превращается в соревнование, исчезает формальное отношение.

2 стадия - осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями. На данной стадии учащийся  под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии. На этой стадии я применяю следующие приемы:

  • Информационные схемы «Древовидные графы» позволяют обработать большой объем информации на основе закона осмысления в форме составления модели, которую в дальнейшем можно использовать на разных этапах учебного познания. Например, при изучении химических свойств этиленовых углеводородов составляем схему, подтверждающую зависимость между строением и свойствами веществ.  Приемы работы с такой схемой разнообразны - совместное с преподавателем или самостоятельное составление, работа в парах и группах по ее изучению, прямое и обратное действие.

  • Кластеры - выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. Этот прием применяется как на стадии вызова, так и на стадиях осмысления информации и рефлексии.
  • Блеф-игра «Верю - не верю». Чаще этот прием применяется на стадии рефлексии: учащимся читаются утверждения, некоторые из которых ошибочны. Если утверждение верное, учащийся ставит знак «+», если неверное, ставит знак «-». Но этот прием оказался очень эффективным, когда я попросила ребят составить такие вопросы самостоятельно по тексту параграфа учебника. Вопреки моим ожиданиям, вопросы оказались правильными и интересными. Ребята находили для своих вопросов самую «незаметную» информацию в тексте учебника, поэтому всем приходилось читать учебник внимательно, чтобы ответить на каверзные вопросы товарищей. Это же задание стала задавать на самоподготовку, а на следующем уроке использовать вопросы учащихся при опросе. Вот пример таких вопросов по теме «Соединения серы»: 1. Аллотропные модификации кислорода - это кислород и воздух (нет, это кислород и озон); 2. Сера встречается в природе только в виде соединений (нет, также в самородном состоянии); 3. Ромбическая сера - кристаллическое вещество желтого цвета (+); 4. Пластическая сера - это резиноподобное вещество желтого цвета (нет, коричневого); 5. Сероводород - бесцветный газ, легче воздуха, без запаха (нет, тяжелее воздуха, с запахом тухлых яиц); 6. Сероводород образуется в природе в больших количествах (+).

3 стадия - рефлексия, размышление. Она позволяет ученикам осмыслить и обобщить всё, что они разобрали на уроке, выразить свое отношение к изученному вопросу или явлению.

На этом этапе можно попросить учащихся старших классов составить текст рекламного объявления, соблюдая «правила рекламы»: максимум информации и целенаправленности при минимуме слов; доказательность и доходчивость; краткость, лаконичность; зрелищность, оригинальность и неповторимость в деталях.  Прием для учащихся младших классов - придумать рассказ «Что произойдет, если...». Например, ученики 5 класса написали очень увлекательные сказки и мини-сочинения на тему «Если бы исчезли бактерии...».

Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке, ведь обучение критическому мышлению – это динамический, творческий процесс, в котором необходимо использовать самые разнообразные формы и средства обучения.

Бадигина О.А.09.07.2016 4300 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar