РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Метод проектов

Метод проектов

Не мыслям надобно учить, а мыслить»
(Кант.)

В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своем завтра людьми, способными созидать, делать успешной свою жизнь и жизнь общества. Наряду с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспечивать нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности с учетом творческих и возрастных особенностей каждого ребенка.

Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение — вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии.

Поэтому слова Вячеслава Валерьевича Гузеева могут правильно выразить актуальность использования проектной технологии на уроках английского языка:

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …».

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления». На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Если говорить о методе проектов , как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Тезис метода проектов: «Я знаю, для чего мне надо все ,что я познаю. Я знаю,где и как я могу это применить.»
Цель метода проектов: предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Задачи метода проекта: развивать самостоятельную деятельность, самостоятельно применять знания, формировать высококультурную личность.

Проект, применительно к уроку иностранного языка, это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, который завершается созданием творческого продукта.

Этапы работы над проектом

  1. Подготовку к проекту
  2. Организация участников проета
  3. Выполнение проекта
  4. Презентация проекта
  5. Подведение итогов

Виды проектов в изучении иностранного языка

  • Конструктивно-практические проекты
  • Информативно–исследовательские проекты
  • Игровые проекты
  • Сценарные проекты
  • Творческие работы
  • Издательские проекты

На уроках иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: не только мультимедийные презентации, но и рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

А главная задача педагога – заинтересовать ребёнка, и тогда будет достигнут результат. Ученик, работая на уроке, построенном по этой технологии, получает знания не только из уст учителя, а путём самостоятельной работы.

Учитель же, как дирижёр, лишь управляет процессом получения знаний, умений, навыков.
Проектная деятельность - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка.

Позитивные результаты использования:

  • Положительная динамика учебных достижений ;
  • Повышение у учащихся мотивации обучения и познавательного интереса к иностранному языку;
  • Развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность и исследовательские умения;
  • Повышается активность участия учащихся в различных конкурсах и олимпиадах по предмету;
  • Расширение кругозора и границ владения языком ,получая опыт от практического его использования;
  • Способствует всестороннему развитию ребенка, мотивирует к получению знаний.

Роль учителя в проектной методике

  1. Организовать работу (продумать, разработать, определить учебные задачи, спланировать всю серию уроков, на которой предполагается использовать метод проектов)
  2. Направлять и регулировать деятельность учащихся на всех этапах

Проектная технология может применяться и во внеурочной работе

Использование проектной технологии позволяет:

  1. улучшить эффективность и качество образования;
  2. ориентироваться на современные цели обучения;
  3. повысить мотивацию учащихся к обучению;
  4. использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
  5. учитывать страноведческий аспект;
  6. сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
  7. реализовать индивидуальный подход;
  8. усилить самостоятельность школьников;
  9. изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
  10. объективно оценивать знания учащихся;
  11. повысить качество наглядности;
  12. развивать познавательные навыки учащихся;
  13. развивать умения ориентироваться в информационном пространстве;
  14. развивать критическое и творческое мышления.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка

Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка» включены в программу по страноведению, например в 11 классе по теме «Австралия»

Сценарные проекты – сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса

Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию.

Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:

  1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
  2. повышение уровня внутренней мотивации учащихся;
  3. повышение уровня самостоятельности учащихся (учащиеся самостоятельно планируют свою деятельность, соотносят результат деятельности и ее цель);
  4. повышение уровня сплоченности коллектива (развивается взаимопомощь, желание и умение сопереживать);
  5. развитие творческих способностей учащихся;
  6. повышение общего интеллектуального развития учащихся ( учащиеся работают с различными источниками информации, анализируют полученные сведения, выделяют главное);
  7. приобретение учащимися опыта публичного выступления.

Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. Всем известно, какое разнообразие проектов существует ,но любой из них позволяет расширить кругозор школьников, повысить познавательный интерес, расширить мировоззрение, активизировать коммуникативные способности.

Ершова Ксения Валерьевна04.01.2015 17510 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar