РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетенции школьников

Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетенции школьников

Обратимся к ФГОС П.9

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Какие функции должен выполнять учитель современной школы:

  1. Передача опыта предыдущего поколения следующему
  2. Формирование законопослушного гражданина
  3. Формирование экономического трудового ресурса
  4. Определение гендерных различий (мужская женская роль)
  5. Создание элиты общества (20% общества интеллектуальная элита, развивает экономику и общество)

Обратим внимание на пункт 5 создание элиты общества, рассмотрим 4 компетенции, которые требуются от выпускников для развития экономики:

a. Способность к самообучению,
b. критичность мышления,
c. способность к анализу,
d. способность к риску,
e. способность работать самостоятельно и в команде,
f. владение иностранными языками

Стратегическая цель государственной политики в области образования: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Чего ждут от школы родители? Скорее всего безопасности, комфорта, реализаций собственных амбиций (хорошие оценки), чтобы их ребенок был успешен, мог решать проблемы в любой области и в семейной тоже.
Чего ждут от школы работодатели? Что они получат исполнительного, ответственного, умеющего работать по инструкции работника, вчерашнего выпускника школы.

Преподаватели ВУЗов – студентов, умеющих учиться самостоятельно
Согласитесь, все это метапредметные действия, которым школа должна обучить.

Обратимся к ФГОС п.10

10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
  12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Универсальные учебные действия ≈ Проектные действия

  • Я - гончар. Могу научить делать отличные горшки.
  • Я -музыкант. Могу научить играть на флейте.
  • А я - учитель. Могу… Господи, чему я могу научить?!

Чему мы должны научить?
Готовы ли школы к приходу ФГОС в основную школу?

Основная проблема отсутствие в конкретных ОУ, в деятельности конкретных педагогов собственной системы обучения, ориентированной на получение метапредметных результатов (проектной компетентности школьников)

Что мы понимаем под обучением?

Обучение –

  1. достаточно постоянные изменения поведения, происходящие в результате накопления опыта.
  2. вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня, составляющего цель обучения;
  3. особым образом организованное общение между теми, кто обладает знаниями и определённым опытом, и теми, кто их приобретает, усваивает

Что мы называем проектом?

Проект - целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию.

Проектное обучение - сочетание проектной формы учебной деятельности и собственно проектирования.

Дифференциа́ция - разделение, расслоение целого на различные части, формы и ступени

Уровневая дифференциация обучения предусматривает:

  • наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся. который является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
  • базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
  • система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой;
  • наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Уровневая дифференциация в проектно-дифференцированном обучении определяет наличие как базового обязательного уровня сформированности проектных действий у каждого обучающегося (т.е он реально достижим для всех учащихся, так как предусматривает возможность выполнения этих действий при непосредственном участии учителя), так и повышенного уровня сформированности проектной компетентности у обучающихся, определяемого высокой степенью их самостоятельности в выполнении проектных действий

Проектно-дифференцированное обучение - ориентированная на целенаправленное формирование проектной компетнтности школьника дидактическая система, реализуемая как на уровне отдельного педагога, так и школьного педагогического коллектива в целом, основанная на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроке с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в требованиях к образовательным результатам.

По новым стандартам выпускник 9 класса должен владеть проектной компетенцией

  • Проектная компетентность – способность, готовность и умение обучающегося уверенно, без задержек и трудностей применять в различных учебных ситуациях следующие проектные действия: выявлять, формулировать и решать проблемы для получения обоснованного проектного продукта; применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности; определять ресурсные возможности, регулировать и оценивать осуществляемую проектную деятельность; взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
  • Проектная компетентность ученика может быть сформирована на уровне умения, осуществляемого при помощи учителя, навыка (умения доведенного до автоматизама) и опыта применения приобретенных навыков при осуществлении проектной деятельности.

Ведущий метапредметный результат ФГОС ООО:
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Рассмотрим уровни достижения результатов проектной деятельности.

  • Базовый: исполнительская компетентность учащихся при целенаправленной работе учителя
  • Повышенный: мотивированные, способные к самостоятельной деятельности учащиеся
  • Творческий: творчески активные со способностями к определенным видам деятельности учащиеся

Особенности образовательного процесса при ПДО

  1. Усиление роли вариативной части учебного плана с целью включения в учебный процесс наряду с учебной деятельностью проектной и учебно-исследовательской видов деятельности (в урочных и внеурочных формах);
  2. Включение межпредметных образовательных модулей, основная цель которых – организация собственно проектирования на основе интеграции учебных предметов, а также социализация обучающихся;
  3. Возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Если вы выбираете 2 вариант, когда большая часть вариативной части распределяется между предметными областями.

В этом случае большая роль отводиться рабочей программе учителя –инструменту формирования проектной компетенции школьника

Что такое рабочая программа учителя?

  • Это локальный (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальный (разработанным учителем для своей деятельности) документ;
  • Это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога;
  • Это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС.

Рабочую программу учитель пишет на основе школьной программы.

Если вы выбираете 1 вариант, когда Вариативная часть образовательной программы полностью вынесена за пределы всех предметных областей.

Основы проектной деятельности закладываются на вариативных часах: историческое краеведение, географическое краеведение… проектные недели, ученические конференции, творческие лаборатории

При выборе любого варианта образовательного процесса в ПДО процесс должен быть управляемым со стороны администрации школы.

Используемая литература:

  • Федеральные государственные образовательные стандарты
  • Методическое пособие «Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования» О.В.Плетенева, О.В.Тулупова, В.В.Целикова, В.Я.Бармина, Нижегородский институт развития образования, 2013 год
Колюкина Анна Витальевна23.01.2015 25550 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar