РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические приёмы на этапе усвоения новых знаний и способов действия на уроках технологии в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО.

Методические приёмы на этапе усвоения новых знаний и способов действия на уроках технологии в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО.

Агеев Олег Владимирович
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

Если при проведении традиционных уроков учитель сообщал обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы прийти к намеченной цели, то при проведении занятий по ФГОС подход совершенно иной. Теперь сами обучающиеся должны планировать и выбирать способы достижения намеченных целей, а учитель лишь координирует их действия, направляя их в нужную сторону.

В данной статье предлагаю рассмотреть некоторые методические приёмы, которые учитель технологии может использовать при проведении занятий в 5 классах на этапе усвоения новых знаний и способов действия при изучении раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов».

1. Тема урока: «Графическое изображение деталей и изделий»

Можно провести часть урока в виде «пресс-конференции», где учитель выступает в роли пресс-секретаря, а обучающиеся выполняют роли журналистов. Учитель заведомо неполно раскрывает тему урока, а обучающиеся-журналисты должны поднимать руку и задавать вопросы, способствующие полному раскрытию темы. Перед пресс-конференцией необходимо нацелить обучающихся на то, чтобы они задавали любые вопросы по теме, которые им на данном этапе непонятны, поскольку у них отсутствует навык журналистской работы, и материал, изучаемый на уроке, для них новый. При таком подходе велика вероятность того, что обучающиеся зададут правильный вопрос. Если нет, то учитель должен подвести их к этому или сменой интонации, или паузами и так далее.

Учитель: Эскиз – это изображение, выполненное от руки с указанием размеров… Технический рисунок так же, как и эскиз, выполняют без чертёжных инструментов…

Обучающиеся: А в чём тогда разница между эскизом и техническим рисунком?

Учитель: эскиз – плоское изображение, технический рисунок - объёмное изображение.

Далее, рассказывая про линии чертежа, учитель может сказать следующее: «Линия невидимого контура изображается штриховой линией. Толщина линии в два раза тоньше основной. Изобразите её…»

Обучающиеся: А расстояние между штрихами любое или какое-то определённое?

Учитель: Длина штрихов 2…8 мм, расстояние между штрихами 1…2 мм.

Обучающиеся: А какое нам взять расстояние и почему такой разброс значений?

Учитель: Вам достаточно взять минимальный размер. Чем больше размер детали, изображённой на чертеже, тем большие значения размеров линий нужно брать. Так чертёж будет смотреться красивее, да и вычерчивать маленькие 2 мм штрихи на большом листе Ватмана не совсем удобно и долго.

Затем, когда речь заходит о масштабе, учитель сообщает: «Масштаб показывает, во сколько раз размеры детали на чертеже уменьшены или увеличены в сравнении с натуральными размерами».

Обучающиеся: А что такое натуральный размер и как он обозначается?

Учитель: Натуральный размер – это реальный размер детали, обозначается он М 1:1.

Обучающиеся: А какие масштабы уменьшения и увеличения существуют и как они обозначаются?

Учитель: Масштабы для увеличения – М 2:1, М 4:1 и так далее, масштабы для уменьшения – М 1:2, М 1:4 и так далее.

В ходе подобной пресс-конференции обучающиеся получают новые знания и получают их сами, задавая вопросы учителю. Проведение подобных мероприятий способствует формированию у обучающихся умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания, добиваться полного усвоения материала в рамках урока, но требует от них повышенного внимания к рассматриваемой на данном этапе урока проблеме.

2. Тема урока: «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы»

Обучающиеся делятся на две группы. Одна получает карточки с вопросами, другая – карточки с правильными ответами. Задача обучающегося с карточкой-вопросом найти соответствующего обучающегося с карточкой, на которой записан правильный ответ на данный вопрос. Такая поисковая методика способствует формированию у обучающихся способности правильно оценивать ситуацию, используя свои знания и жизненный опыт и отбрасывая лишнее, ненужное.

1. Вопрос: Что такое древесина?

Ответ: Природный конструкционный материал.

2. Вопрос: Какие породы деревьев лиственные?

Ответ: Дуб, берёза, липа, осина, бук.

3. Вопрос: Какие породы деревьев хвойные?

Ответ: Лиственница, ель, сосна, кедр.

4. Вопрос: Что такое текстура?

Ответ: Рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевинных лучей и волокон.

5. Вопрос: Единственное европейское хвойное дерево с опадающей на зиму хвоей.

Ответ: Лиственница.

6. Вопрос: Приведите примеры пиломатериалов.

Ответ: Доски обрезные, доски необрезные, брусья, бруски, горбыли, пластины, четвертины.

7. Вопрос: Приведите примеры древесных материалов.

Ответ: Шпон, фанера, ДВП, ДСП.

8. Вопрос: Пиломатериал, получаемый при распиливании бревна вдоль пополам.

Ответ: Пластина.

9. Вопрос: Как называется четвёртая часть бревна?

Ответ: Четвертина.

10. Вопрос: Древесный материал, полученный путём склеивания трёх и более тонких листов шпона.

Ответ: Фанера.

11. Вопрос: Как можно определить возраст спиленного дерева?

Ответ: Годичные кольца.

12. Вопрос: Как называется внутренний слой коры, который проводит по стволу от корней до листьев питательные вещества?

Ответ: Луб.

По завершению поиска обучающиеся с вопросами запоминают обучающихся с правильными ответами. При поиске ответов обучающимся необходимо будет перемещаться по классу. Учителю необходимо организованно подойти к этому этапу. Затем обсуждаются результаты работы обучающихся, а соответствующие моменты прорабатываются более подробно.

3. Тема урока: «Пиление заготовок из древесины»

Можно поставить перед обучающимися привлекательную, понятную и простую цель, например, найти простой способ распиливания деревянной заготовки под углом 45 или 60 градусов.

В ходе занятия обучающиеся приходят к выводу, что для достижения поставленной цели не требуется ни транспортир, ни линейка, а необходимо приспособление, которое называется стусло. Конечно, желательно продемонстрировать преимущество этого способа пиления на практике.

4. Тема урока: «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы»

Чтобы активизировать мыслительную деятельность обучающихся и развить у них интерес к заявленной теме, учитель на данном этапе урока может сообщить им следующие познавательные справочные данные.

Учитель: Ствол дерева – не что иное, как множество собранных воедино и натянутых, как струны, длинных клеток-трубок древесины. Эту особенность строения древесины использовал выдающийся советский конструктор Н.В. Никитин (1907 - 1973) при создании Останкинской телебашни в Москве (высота 533 м, масса 55 тыс. т). Её удерживают 150 стальных канатов. [Л1]

При изучении лиственных пород учитель может сообщить следующую информацию.

Учитель: В дальневосточной тайге растёт так называемая «железная берёза» с очень твёрдой древесиной. Она и по весу напоминает железо: брошенная в воду, сразу же идёт ко дну. Необычайной твёрдостью обладает древесина карельской берёзы. Не зря это дерево называют «чечёткой»: натанцуешься возле него, пока спилишь. [Л1]

Эти сведения вызовут, несомненно, удивление у обучающихся и будут стимулировать их работу на уроке, вызывая интерес к изучаемому материалу и способствуя его осознанному усвоению.

5. Тема урока: «Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей».

В начале урока учитель может задать обучающимся вопрос-загадку: «Что надо сделать с гвоздём, чтобы при его забивании близко к краю деревянной детали она не раскололась?» В ходе изучения нового материала обучающиеся узнают, что гвоздь у основания имеет конусообразную форму, и неравномерность толщины вызывает раскол. Чтобы избежать раскола, необходимо добиться того, чтобы форма гвоздя была цилиндрической. Для этой цели гвоздь слегка затупляют.

Этот методический приём способствует формированию у обучающихся умения анализировать, сопоставлять факты и находить решение поставленной задачи.

6. Практически все занятия на любую тему становятся ярче и привлекательнее для обучающихся, если учитель представляет материал в виде красочной иллюстративной презентации. Такой методический приём развивает информационную грамотность у обучающихся, облегчают процесс восприятия и запоминания информации, способствует, благодаря зрительной памяти и воображению, более качественному усвоению материала. Но для занятий технологии одной презентации мало и необходимо, по возможности, закреплять полученные знания на практике в ходе выполнения практических и лабораторно-практических работ.

Список использованных печатных источников.

  1. Справочник по трудовому обучению: Обраб. древесины и металла, электротехн. и рем. работы: Пособие для учащихся 5-7 кл. / И.А. Карабанов, А.А. Деркачев, В.А. Юдицкий и др.; Под ред. И.А. Карабанова. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Агеев Олег Владимирович31.01.2016 6710 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar