РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Аспекты современного патриотического воспитания в школе

Аспекты современного патриотического воспитания в школе

1. Концепция организации патриотического и гражданского воспитания в школе.

Автор данной концепции строит её, исходя из магистрального направления теоретических рассуждений о приоритетности фактора форм воспитательного процесса, а не его содержания. Сразу же делаем оговорку, - это касается вопроса патриотического воспитания и его временно-искусственного отделения от гражданского, что же касается гражданского воспитания, преднамеренно выделим его в отдельное направление, так как в сегодняшней конкретно-исторической ситуации, гражданское воспитание имеет новый социальный заказ и новые социальные реалии, в которых он будет реализован.

Итак, исходя из посыла, что патриотическое воспитание не меняет своего содержания и конечной цели – воспитание человека, любящего Родину, приносящего пользу своей стране, следует акцентировать внимание на формах данного аспекта воспитательного процесса.

Почему формы? Коли одна часть социальной системы не меняется, а система изменилась, по закону систем, подвержена деформации.

Содержание патриотического воспитания не меняется, оно константно во все времена, при любом строе. Ведь патриот – это человек, который любит Родину, а не государство. Следовательно, речь должна идти о формах.
Изменяя формы, следует учитывать новые аспекты общественного развития: оформляющаяся социальная и имущественная дифференциация общества, деление на «богатых и бедных», собственников и «наемных рабочих», а отсюда – изменение шкалы нравственных ценностей. И здесь школе отводится «корректирующая» функция: отслеживая изменение позиций нравственных ориентиров и этических параметров, сохранять на высшем социально-ролевом пьедестале патриотизм и гуманизм.

При изменении форм работы необходимо особо внимательно отнестись к учету характеристики современного этапа человеческой цивилизации – информационное общество. Процесс информатизации процесса обучения требует дозированного, строго направленного использования информационных (компьютерных) технологий в учебном и воспитательном процессе. Компьютер может увести в виртуальный мир, который создает иллюзию несуществующей жизни и цивилизации, а должен (и здесь вступает в роли «Дирижера процесса») учитель, дозируя, направляя процесс получения информации и информационные технологии, владея ими и используя их. Учителю нельзя недооценивать «конкурента» - СМИ, нельзя не владеть современными приемами и методами, которые, в конечном счете, могут выиграть «тендер в выборе за ум, сознание и душу ребенка».

Концепция организации патриотического воспитания строится на учете и еще одного фактора: Люди, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения, должны принимать во внимание факты использования «эффектов 25 кадра», нельзя закрывать глаза на возможность эпизодического использования (причем бесконтрольно со стороны государства) элементов психотропного, нейронного, экстрасенсорного воздействия). А ведь неокрепшие души и сознание детей подвержены такому воздействию.

Патриот и гражданин – личность мыслящая и осознанно самостоятельная. Воспитать патриота – значит научить «фильтровать» информацию, иметь свою точку зрения, выработать «иммунитет» к антироссийским веяниям и «эпидемиям».

Современные психологи, медики, педагоги отмечают всё возрастающие по масштабу такие черты характера подрастающего поколения как негативизм, депрессии, агрессивность, чувство незащищенности. Дети не могут найти нравственную точку опоры, чтобы «держать» равновесие, устойчивость в современной российской меняющейся действительности. Чувство патриотизма может стать такой точкой отсчета формирования адаптированной, социально-востребованной личности.

Концепция основана на поиск опоры в микросоциуме (класс, кружок, клуб, факультатив). Почему не школа, не все молодое поколение, не сеть молодежных организаций? Вернемся к тезису об информационном этапе современного общества. Д.Калюжный, на взгляд автора, исключительно точно характеризует этот этап переход к «информационному обществу – происходит на молекулярном уровне».

Да, начинать укреплять нужно в микросоциуме – в семье (через семейные клубы, интересные незаорганизованные формы родительских собраний, через классные дела, кружковую работу, секции, объединения и клубы по интересам).
Патриот не воспитывается массово, это не поточный метод, это индивидуальная работа, на конвейер ее не поставишь (кроме тоталитарного варианта, но это не воспитание патриота в истинном значении).

Следующий тезис несколько спорный, но имеет право на работу в концепции в качестве вспомогательного средства. Необходимо глубоко и серьезно заниматься пропагандой и внедрением здорового образа жизни. Беречь свое здоровье для себя – Да – но еще и для того, чтобы Родине пользу приносить. В таком случае мотивация ЗОЖа усиливается, ибо значимость физически здорового человека во много раз выше эгоцентричной позиции.

К формам, которые следует несколько изменить, необходимо применять последние достижение педагогики и психологии. Учитель должен владеть методикой определения доминантной сенсорной модальности воспитуемых и сокращать путь от идеи воспитания патриота до реализации. К примеру, старая форма – стенды с большим количеством печатного (даже самого замечательного материала) сегодня не читабельны. Во-первых, зрение у детей падает, после монитора ПК на стенд уже «глаза не глядят», да и визуалов становится меньше, больше аудиалов, так это нужно учитывать, менять формы. Вместо текста пусть будут графические символы, можно работать на цвете, выигрывать за счет музыкотерапии. И это только один пример.

Особое внимание следует обратить на школьные учебники. К сожалению, мы не можем сказать о наших учебниках, как французы «Любой французский учебник воспитывает патриота».

Но это вопрос государственного масштаба, а чем же можно конкретно воспользоваться в рамках одной школы, класса, клуба, кружка.

Необходимо строить работу на следующих принципах:

  • Приоритетность патриотического воспитания по шкале нравственных ценностей.
  • Кропотливая системная работа в микроколлективах, искоренение обязательных широкомасштабных мероприятий, предпочтение камерным формам работы.
  • Предоставление ребенку возможности вариативности в выборе приложения творческих сил в общественно значимых делах, явлениях, процессах.
  • Ориентация детей на сохранение здоровья как личной, так и общественной ценности, пропаганда здорового образа жизни.
  • Овладение и использование воспитателями современных информационных, психолого-педагогических приемов и методов (личностно-ориентированный подход, НЛП и т.д.).
  • Корректировка печатного материала (адаптация к современным требованиям).

Что касается части воспитания гражданственности, то концепция не может иметь стройной, и завершено формы в силу ряда причин:

  • Переходный период современного российского общества.
  • Отсутствие четкого социального заказа на характер гражданской личности.
  • Нестабильность шкалы нравственных ценностей.

2. Актуальные проблемы и пути развития патриотического и гражданского воспитания учащихся в рамках празднования Дня Победы.

В истории нашей страны, как в жизни любого человека не так уж много архи-значимых, так называемых, знаковых событий и дат: крещение Руси, основание Москвы и Санкт-Петербурга, Куликовская и Бородинская битвы, Победа в мае 1945 года, полет Ю.Гагарина. И этот список если и увеличиться, то не намного. Гиперважных для истории, а значит для воспитания гражданина фактов не так уж много. Тем важнее те их них, которые имеют непреходящее значение для народа, для национального самосознания, а значит, служат и нравственной и, если хотите, генетической основой гражданственности и патриотизма.

Именно 60-летие Победы советского народа является одной из таковых страниц нашего славного прошлого. И если Бородино – это мемориальная дата, основание Москвы – помпезно-торжественная, то День Победы и – живые еще, к счастью, страницы истории. Еще живы ветераны, еще не все окопы заросли, еще хранятся в семьях военные фотографии, еще трепетно и свято слово «Победа». Со временем (а это уже в обозримом будущем) этот праздник останется, но уже некоторый академизм, классическая торжественность придадут ему окраску вечности. А пока можно прикоснуться к живой истории, ощутить связь поколений, прочувствовать «живой пульс Победы». И кому как не учителям, не школе, не воспитателям, полноценно и полномасштабно использовать утекающую в прошлое историю, воспитывая на примере реальных судеб, рассказов, предметов, исторических мест и экспонатов подрастающее поколение в духе патриотизма и гражданственности.

Актуальность воспитания гражданина и патриота стояла первостепенной во все времена в любом государстве. Один из советских писателей в свое время сказал: «Народ исчезает тогда, когда становится населением, а населением он становится, когда забывает свою историю».

К сожалению тема 70-летия Победы не вызвала к жизни ни массового издания книг о героях войны, о городах-героях, о тяготах войны для детей. Есть академические издания, но детских по содержанию и форме, привлекающих интерес книг не так уж много.

А ведь школьные учебники, к сожалению, не воспитывают ни гордости за подвиг народа в 1941-1945 годы, ни уважения к жертвам, к цене, которую простые солдаты, миллионы людей в тылу, пленные, репатрианты заплатили за Победу. Да и СМИ не уделили достаточно эфирного времени, чтобы восполнить «вакуум» фактических знаний о войне. Познавательных программ недостаточно и носят они чаще всего развлекательный характер. Вот и получается, что система образования, школа осталась тем форпостом, который взял на себя основную нагрузку, осознавая острую актуальность использования такого благодатного в воспитательном отношении темы, как Победа 1945 года.

Учителя, дополняя материал параграфов учебников истории, находя малейший повод вспомнить, не вульгаризируя, к месту героизм и патриотизм советских людей, на других уроках, воспитывают патриотические чувства, гражданскую память за прошлое. Уроки литературы, развития речи, географии и граждановедения по-прежнему, то информационное пространство, которое используют педагоги-предметники для формирования гражданской активности и патриотического сознания.

Актуальность использования памятных событий 70-летней давности заключается еще и в том, что роль СССР в Победе, а значит, роль нашего народа либо нивелируется, либо приуменьшается. Нет необходимости доказывать, кто больший вклад в дело разгрома фашизма. Главное, не превратить героическую страницу нашей страны, в заурядное событие.

Следующим аспектом, доказывающим важность активизации воспитательной работы в области формирования устойчивых, фундаментальных черт личности, - любви к Родине и гражданской ответственности, является отсутствие системы детских общественных организаций. Эпизодическое использование таких форм как пионерские отряды, движение тимуровцев, бойскауты или иные самодеятельные общественные формирования разрозненны, а значит малорезультативны, особенно если учесть активизацию движений более организованных - таких как скинхеды или религиозные секты, нефашистские кружки.

Именно период подготовки к празднованию 70-летия Победы может и должен стать не парадным рядом мероприятий, а базой, методически оформляющей долгосрочное и системное направление в воспитательном процессе учеников, воспитание патриотизма и гражданственности, что составляет стержень личности 21 века. И только успех этого направления может обеспечить надежное, уверенное, достойное обеспечение, будущее нашей страны.

Гришина Тамара Александровна07.09.2014 24790 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar