РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психологические особенности и задачи развития в младшем подростковом возрасте

Психологические особенности и задачи развития в младшем подростковом возрасте

I. Особенности возрастного этапа.

Итак, у детей начинается новый этап жизни – подростковый возраст. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов. Период, который обычно сбивает родителей с толку. Перестают помогать испытанные методы воспитания, наказания не приносят никакого эффекта, разговор по душам не получается. Подросток всё больше и больше отгораживается от родителей, у него начинается личная жизнь, доступ в которую взрослым либо закрыт, либо резко ограничен. Их комнаты превращаются в берлоги. Они живут за закрытой дверью и выходят раза три за день, чтобы поесть и поогрызаться. Большинство подростков непредсказуемы. Невозможно порой объяснить их поведение. То они рассуждают не по годам зрело и серьезно, а часа два спустя сделают то, что простительно лишь дошколятам. Так с чем же связано такое поведение в этом возрасте? И как долго продлится этот период?

Традиционно период делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст(11-13) лет, и позитивную – старший подростковый возраст (13-15 лет). Кризис этого возраста связан с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.

Одним из важнейших психических новообразований этого возраста является появление чувства взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике (причёски, одежда, макияж), в манерах (перестают соблюдать правила приличия), в претендовании на равноправие в отношениях со старшими. Причём желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.

Ведущей деятельностью становится межличностное общение, причём если зачастую наблюдается отчуждение от взрослых, то усиление авторитета получает группа сверстников. Друзья для него – предел человеческого совершенства. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Оценка себя подростком строится чаще всего по внешним признакам сходства или различия с другими. Половое созревание, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела являются одновременно социальным символом, знаком повзросления, возмужания, за которым пристально следят другие.

Развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям. В это время подростки начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости. В подростковом возрасте происходит развитие интересов. Однако они ещё неустойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к новизне, потребность в получении новых ощущений, быстрое переключение с одного дела на другое. Практика показывает, что лишь у незначительного числа учащихся средних классов интересы перерастают в стойкие увлечения, которые затем развиваются в старших классах в период профессионального самоопределения. Эмоциональная сфера характеризуется повышенной чувствительностью, раздражительностью, возбудимостью, ранимостью. Эмоции подростков более глубокие и сильные, чем у детей младшего школьного возраста.

II. Задачи развития и формы взаимодействия в младшем подростковом возрасте.

Конечно, период достаточно сложный как для детей, так и для взрослых. Многие это проходили, дожили до лучших времен и точно знают, что потом все проходит и налаживается. А если это явление временное, то нужен план, чтобы его пережить. У каждого он должен быть свой. Но есть правила, верные для всех.

Итак, нужно: произвести ревизию ваших с детьми отношений. Подростковый возраст – как раз то время, когда придется менять взгляды, стиль общения, лексикон. Теперь, как никогда раньше, в общении важны деликатность, вежливость и уместность. Порой приходится менять даже распорядок дня и круг обязанностей ребёнка. А иначе можно не понять друг друга и со временем стать чужими людьми. Иными словами, нужен четкий план действий. Если вы начали с ним ссориться, нужно побыстрее понять, что именно мешает вам нормально общаться. Вспомните вплоть до мелочей, из-за чего в последнее время возникали конфликты. Поздно приходит домой по вечерам, безумная прическа, несделанные уроки, убойная музыка, торчание перед телевизором, злоупотребление компьютером, безумный макияж? Что бы ни было, спросите себя, что из этого списка вам кажется по-настоящему опасным. Как он одевается? Какую музыку слушает? Не гневите Бога. Ведь он (она) не является религиозным фанатом, не курит, не употребляет спиртное, не дружит с хулиганами. Нужно уметь быть объективными. Многие родители с утра до вечера активно ликвидируют мелкие недочеты детей, забывая сказать, что все остальное им нравится.

Для того чтобы расположить ребёнка для дальнейшего развития ваших с ним отношений, необходимо всем своим поведением показывать уважительное отношение к его человеческому достоинству. Если взрослые это не учитывают, то создаются условия для глубокого конфликта с подростком, что ведет к его внутреннему конфликту. Применяем методы поддержки, пассивного, активного и эмпатического слушания (сочувствие, сопереживание), формулирование «Я-высказывания» в конфликтной ситуации. Зачастую в сложных, напряжённых ситуациях мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес детей: «Ты всегда ведёшь себя так…», «Ты как всегда…». На такие высказывания ребёнок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. В отличие от «Ты-высказывания», «Я-высказывание» характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации. Например: «Когда у меня без спросу берут вещи, мне неприятно. Возможно, она мне понадобится. Поэтому я не против, чтобы ты это брал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать».

Не стоит препятствовать дружеским отношениям ребёнка. Дружба даёт очень большой опыт в межличностном общении, нередко люди, не имевшие подобного опыта в отрочестве, неудачливы в личной жизни. А чтобы ребёнок «не попал под дурное влияние», необходимо повышать его самооценку. Первое на что ориентируются подростки это, конечно же, внешность. Не следует заострять внимание ребёнка на то, что он слишком худой, или слишком полный, чересчур стеснительный, очень высокий или низкий. Малейшее замечание о «ненормальности» может вызвать целую бурю чувств, а часто и весьма решительных действий, которые могут отразиться не только на психике подростка, но порой угрожают его жизни и ведут к неврозам. Подчёркивайте достоинства и не только внешности, но и человеческих качеств, его индивидуальности, уникальности.

Решение проблемы этого возраста может быть найдено путём организации жизни подростка, обогащения деятельности, разнообразие и насыщенность досуга. Праздники, походы, поездки, спорт – вот что может объединять семью, дать материал для построения жизненных целей. Уже упоминалось стремление подростков к новизне, разнообразию интересов. Часто виной тому, что ребёнок не увлекается чем-то глубоко, является поведение родителей, которые не способствуют развитию стойких интересов у своих детей: подтрунивают над ними, когда у них что-то не получается, внушают ребенку, что у него нет способностей к тому делу, которое его интересует.

В заключении хочется подчеркнуть, что демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование межличностных отношений. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Желаю вам стать настоящим другом вашему ребёнку.

Рекомендации «Как общаться с подростком»

  • В общении важны деликатность, вежливость и уместность.
  • Поведением показывать уважительное отношение к его человеческому достоинству.
  • Применять методы поддержки, пассивного, активного и эмпатического слушания (сочувствие, сопереживание), формулирование «Я-высказывания» в конфликтной ситуации.
  • Не стоит препятствовать дружеским отношениям ребёнка.
  • Повышать самооценку. Подчёркивать достоинства и не только внешности, но и человеческих качеств, его индивидуальности, уникальности.
  • Учитывая возрастные потребности подростков в повышении адреналина в крови, вследствие чего возрастает опасность рискованного поведения, применять формы работы с подростками, способствующие удовлетворению данной потребности: экстремальные виды спорта, использование соревновательных форм, ролевых игр, юмор, фильмы с захватывающим сюжетом и т.п.
  • Применять методы и приёмы, удовлетворяющие возникающему у подростков «чувству взрослости», так как это называется детьми одним из главных поводов начала курения, употребления алкоголя: выполнение ответственных заданий, поручений, организация мероприятий, установление контактов, использование советов молодежи и т.п.
  • Организовывать активную жизнь подростка, обогащать деятельность, разнообразить и насыщать досуг.
Матвиенко Галина Александровна19.11.2014 10880 В помощь родителям
Всего комментариев: 0
avatar