РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемы организации проектной деятельности в начальных классах

Проблемы организации проектной деятельности в начальных классах 
 
М.Н. Дунаева 
МАОУ «СОШ № 35»
 

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, желания и способности. Несмотря на это, педагоги должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. В настоящее время все понимают, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить пользоваться этими знаниями для решения различных жизненных задач. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование (7).

В последние годы в отечественной школе, в том числе и в ее начальном звене, наблюдается волна популяризации метода проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентнстному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.

В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиями И.И. Джужук, М.В. Дубовой, И.А. Колесниковой, Н.В. Матяш, И.М. Павловой, Н.Ю. Пахомовой, Н.В. Серегиной убедительно доказана возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность и совместимость с различными системами обучения. В публикациях А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, В.Д. Симоненко, О.В. Федоскиной и других отражен богатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся начальной школы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника.

Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод еще не нашел своего должного распространения в начальном звене школьного обучения. Недостаточная разработанность и систематизированность методической базы проектной деятельности младших школьников вызывает различные затруднения или игнорирование данного метода учителями (4).

Недостаточное, поверхностное осознание педагогом сущности проектной деятельности и роли учащегося в ней часто приводит к псевдопроектированию, что является, на наш взгляд, первой проблемой организации проектной деятельности младших школьников. 
Как известно, основными функциями учителя при использовании проектного метода должны являться следующие (7):

  • мотивация учащихся к предстоящей проектной деятельности; 
  • помощь в определении задач проекта и возможных способов их решения; 
  • содействие прогнозированию результата, рекомендация источников получения информации; 
  • необходимая консультационная поддержка; 
  • помощь в организации презентации, оценке и самооценке итогов работы над проектом. 

Однако на практике педагоги начальных классов нередко отступают от роли консультанта и занимают главенствующую позицию, полностью регламентируя действия младших школьников в процессе выполнения проектов. С целью становления субъектности младших школьников в процессе выполнения проектов педагогу необходимо создавать условия для проявления учащимися активности, самостоятельности и инициативности. Для этого целесообразно использовать следующие апробированные нами приемы (1):

  • письменные опросы учащихся для изучения их актуальных интересов и дальнейшего определения тематики будущих проектов («Ответ на какой вопрос тебе было бы сегодня интереснее всего получить (искать)?», «Какая проблема в настоящий момент интересует (волнует) тебя больше всего?»);
  • мозговой штурм для непосредственной формулировки темы коллективного проекта;
  • совместное обсуждение критериев оценки результативности проектной деятельности, типа, содержания и места проведения защиты проекта, составление плана презентации;
  • коллективное составление алгоритмов (планов) самооценки разных видов проектов и др.

В качестве второй проблемы в организации проектной деятельности в начальной школе мы рассматриваем неготовность многих учащихся к собственно проектированию. Это усугубляет часто встречающееся механическое заимствование педагогами приемов и форм работы над проектами из среднего и старшего звеньев обучения без какой-либо адаптации к возрастным особенностям младших школьников.

Мы считаем, что проектная деятельность в начальном звене возможна и эффективна только при сформированности у младших школьников готовности к выполнению этой деятельности, под которой понимаем интегративное образование, синтезирующее комплекс коммуникативных, когнитивных, операционных и оценочных компонентов.

Чтобы на второй ступени начального обучения (в III, IV классах) учащиеся были бы способны к выполнению проектов, необходима целенаправленная работа педагога, заключающаяся в формировании у учеников следующих умений (6):

  • планировать свою деятельность и реализовывать ее в соответствии с выработанным планом;
  • анализировать имеющиеся возможности, ресурсы для предстоящей работы;
  • совместно (в группах) решать учебные задачи;
  • оценивать полученный результат на соответствие поставленной цели по выделенным критериям, свои достижения и трудности;
  • представлять ход проделанной работы и ее итог.

Несформированность у младших школьников перечисленных умений хотя бы на минимальном уровне, отсутствие опыта продуктивных групповых взаимодействий, содержательной самооценки крайне затрудняет проектную деятельность или делает ее невозможной. Для формирования названных умений эффективны такие приемы, как:

  • проблемное введение в тему урока;
  • совместная (с учащимися) постановка цели и задач урока;
  • преобразование деформированных планов выполнения конкретных заданий, самостоятельное составление планов решения учебных задач;
  • подбор детьми материалов по интересующим их вопросам, структурирование информации, выделение в ней главного;
  • поиск альтернативных способов решения проблемных ситуаций;
  • формулировка правил-законов общения в классе и группе, взаимоконтроль за их соблюдением;
  • построение устных сообщений о работе, проделанной индивидуально или в группе;
  • самоанализ и самооценка процесса и результата решения учебных задач с помощью оценочных отрезков, листов достижений и др. 

В публикациях последних лет в качестве средств формирования готовности младших школьников к проектной деятельности также рассматриваются творческие задачи на уроках технологии (Н.В. Серегина), система проектных задач в образовательном процессе (В.М. Заславский, А.Б. Воронцов, С.В. Егоркина), овладение компьютерными информационными технологиями (И.М. Павлова), система заданий в рамках специального курса «Проектная деятельность» (Н.Ю. Пахомова).

Третьей проблемой в реализации проектного метода в начальной школе является смещение педагогом цели проектной деятельности с внутреннего на внешний результат. Вместо формирования личностных качеств, умений и навыков, приобретаемых младшими школьниками в процессе выполнения проектов (исследовательских, информационных, кооперативных, коммуникативных, презентационных, рефлексивных), педагог обращает основное внимание на непосредственный внешний результат, продукт детского проектирования. Одной из причин этого является стремление учителей максимально выигрышно представить проекты своих учеников на всевозможных конкурсах и смотрах.

Данная проблема находит свое выражение в искусственном приукрашивании, «онаучивании» презентаций проектов младших школьников. По нашему мнению, присутствие методологических категорий в текстах выступлений учащихся начальных классов на защите своих работ неоправданно. Такие термины, как предмет и объект, гипотеза и новизна, ставят под сомнение авторство проекта и не вызывают интереса и понимания у сверстников-слушателей. Гораздо уместнее и ценнее в презентациях младших школьников будут слова, раскрывающие процесс выполнения проекта и отношение к нему его автора: меня поразило, заинтересовало, удивило, увлекло, я предположил, захотел изучить, узнать, проверить, убедиться.

Также из-за переориентации цели проектной деятельности с внутреннего результата на внешний продукт внеурочные проекты учащихся начальных классов достаточно часто превращаются из детских, наивных и шероховатых в безупречные, образцово-показательные родительские. Конечно, подключение родителей к проектированию младших школьников желательно в силу возрастных возможностей учеников и дефицита внутрисемейного общения. Кроме того, существует такая разновидность проектов, как семейные (например, «Семейное генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории наших семей», «Герб нашей семьи», «Семейные реликвии» и многие другие). Они обладают огромным развивающим потенциалом, и для их разработки необходимо участие родителей.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников — сотрудничество, содействие, партнерство с собственным ребенком. Очень важно, чтобы взрослые осознавали это и не принимали на себя функции учащегося, иначе теряется смысл выполнения проекта.

В связи с этим подключение родителей к проектной деятельности младших школьников должно быть специально организовано педагогом. Мы считаем целесообразным проведение родительского собрания (семинара) или их серии, на котором объясняется сущность проектного метода, раскрываются виды возможного участия родителей в проектной детской деятельности (мотивационная, организационная, информационная, техническая поддержка учащихся). Желательно продемонстрировать видеофрагменты презентаций детско-родительских проектов, продукты проектирования школьников, а также заранее подготовить и раздать родителям памятки или рекомендации по сотрудничеству с ребенком в проектной деятельности. В дальнейшем педагогу следует осуществлять консультирование родителей в процессе подготовки учащимися конкретных проектов.

Главной наградой проектной деятельности служит получение продукта общих усилий, а это может быть макет, альбом, брошюра, постановка, коллекция и др. При этом учащиеся получают удовлетворение, как от проделанной работы, так и от общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и родителями. А общение «вживую», без вспомогательных средств (телефона, компьютера и т. д.) наиболее ценно в наше время. Готовность к обсуждению проблемных ситуаций, умения находить их конструктивные решения воспитывает терпимость, понимание друг друга.

С одной стороны реализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора, консультанта познавательной деятельности учащихся. С другой стороны исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Своей работой я стараюсь направить деятель.

Сочетание традиционных методов, применяемых на уроках, и проектной деятельности позволяет достигать поставленных целей образования, а именно формировать компетентности учащихся.

Список использованной литературы
  1. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: Дис.... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2004. 
  2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пос. для высш. учеб. заведений. М., 2007. 
  3. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 
  4. Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. М., 2004. 
  5. Павлова И.М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 
  6. Поздеева С.И., Кузнецова Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестн. ТГПУ. 2006. Вып. 10 (61). 
  7. Сырицына С.И. Научно-исследовательская деятельность в начальной школе // Научно-практический журнал «Завуч» № 4. Начальная школа. 2010.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены