РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Программа родительского всеобуча

Кучумова Н.В., Ельникова Г.В.

I. Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) – принципиально новый для отечественной школы документ, задуманный как общественный договор между семьей, обществом и государством.

Повышение педагогической культуры родителей - одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Современная ситуация в сфере воспитания в рамках ФГОС требует сегодня создания более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Именно в рамках данного национального воспитательного идеала в нашей школе разработана Программа родительского всеобуча: «Профессия РОДИТЕЛЬ в условиях реализации стандартов нового поколения. Социальное партнерство семьи и школы». Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении.

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и социальные аспекты семейного воспитания с учетом проживания в военном гарнизоне. Отличительная особенность программы состоит в том, что она реально дает возможность семье стать полноправным партнером педагогов в воспитании детей, заинтересовать родителей в усилении эффективности и качества семейного воспитания, которые помогут выстроить систему взаимодействия всех участников образовательного процесса через расширение их прав на специальные педагогические знания.

Цель программы: создание условий для глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в образовании, согласования позиций, принимаемых педагогическим и родительским сообществом.

В истории развития нашей школы был накоплен позитивный опыт организации систематического повышения педагогической культуры родителей, деятельности родительских комитетов школы и классов, советов содействия семье и школе в военных частях, советов общественности по месту жительства. Однако, с учетом современных реалий, опыт педагогического взаимодействия семьи и школы требует переосмысления. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети.

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена особой ролью семьи в жизни человека и общества. Несмотря на то, что ФГОС создавался в условиях активного общественного обсуждения текущих и конечных результатов работ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, значительная часть родителей испытывает определенные трудности, предъявляемые к построению образовательного процесса, к структуре основных образовательных программ, результатам их освоения и условиям реализации.

Связано это с тем, что в настоящее время семьи военных, как и любые семьи в Российской Федерации переживают противоречивое и сложное состояние:

  1. Отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысокий уровень психолого-педагогической культуры родителей)
  2. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности. Изменяется статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми).
  3. Изменилось качество самой семьи (утрачена ответственность за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является). Наблюдается снижение рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.

Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей также связана с инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия и потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения).

Реализация цели программы предполагает решение ряда задач:

  1. Обновление открытой развивающейся системы педагогического образования различных групп родителей;
  2. Пропаганда и возрождение семейных традиций; формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
  3. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности родителей в процессе их педагогического образования.
  4. Информационное, методическое сопровождение педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической позиции; вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;
  5. Педагогическое самообразование родителей; оказание психологической помощи в преодолении внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.

Цель программы определяет систему принципов:

  • первоочередного права родителей на воспитание детей
  • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные факты, доступные для использования в жизни);
  • взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, конструктивный поиск решения проблем воспитания детей);
  • развития и гуманизации личности, системы отношений личности;
  • системности (воспитательных воздействий на ребёнка) и преемственности (семьи и школы) в становлении социокультурного опыта ребёнка.

Результатом всего хода развития программы будет являться переход семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением, повышение потенциала семьи и её роли в воспитании детей, в снижении социальной напряжённости в обществе.

Знание и понимание родителями идеологии ФГОС приведет к их способности учиться самим, учиться у других, то есть способности к сотрудничеству как одному из универсальных учебных «продуктов», усовершенствуется умение публично выступать на темы по ФГОС, укрепится способность к самостоятельному обучению.

 

II. Организация системы работы с родителями

Отношения «учитель - родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок. Однако отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий. Разрозненные и несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребёнка.
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и иметь огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Нет нужды говорить о том, как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся.
В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».

Для реализации программы необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной с формированием в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания, что обусловлено:

  • во-первых, с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка;
  • во-вторых, со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;
  • в-третьих, с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

Современное российское образование нацелено на формирование свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности, без которой невозможно успешное общественное развитие. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Начальная школа – это лишь звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, вооружить родителей специальными знаниями в области педагогики и психологии, помочь в выборе методов воспитания.

Образованию родителей в нашей школе свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.

Для обеспечения реализация ФГОС рекомендуется организация комплексной методической работы с родителями и общественностью, которая может быть представлена следующим содержанием: ведущая идея системы работы педагогического коллектива школы с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Ведущая идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и образовательного учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.

Основными направлениями реализации предлагаемой программы являются:

  1. Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка (подростка).
  2. Создание в образовательном учреждении системы педагогического образования родителей.
  3. Формирование основ семейного воспитания у дошкольника и школьника.
  4. Вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.

Среди основных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:

  • повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
  • участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Важным условием успеха родительского всеобуча является их непрерывный характер и постоянный контингент участников:

  1. Школа
  2. Родительский комитет
  3. Дети
  4. Совет Отцов
  5. Педагоги дополнительного образования
  6. Администрация посёлка
  7. Военные части

Вся необходимая информация для родителей в тезисном изложении, размещается на школьном сайте.

Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.

Процесс родительского образования в школе осуществляется на основе документов Министерства образования и науки Российской Федерации:

  1. Конвенции о правах ребенка.
  2. Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  3. Закона «Об основных гарантиях прав ребенка».
  4. Закона РФ «Об образовании». [9]
  5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов .[14]

Учебный план отражает специфику родительского всеобуча и его профильную направленность с учетом основных положений школьного Устава.

В учебном плане полностью реализуется идея взаимодействия школы и семьи, что обеспечивает единство образовательного пространства родительского всеобуча в школе и гарантирует овладение родителями учащихся необходимым минимумом знаний, умений и навыков для адаптации в современных социальных условиях и успешную реализацию воспитательного процесса в семье и социуме.

Основные направления организации работы

Изучение семей обучающихся:

  • пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
  • диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;
  • диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;
  • пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;
  • психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;
  • индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;
  • родительские собрания.

Психолого-педагогическое просвещение родителей: родительский лекторий; встречи с медицинскими работниками, встречи Родительского комитета, Совета Отцов, Управляющего совета с администрацией школы, учителями, встречи с юристом, психологом.

Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:

Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

  • создание Управляющего совета;
  • организация деятельности Родительского комитета и Совета Отцов
  • организация деятельности Клуба молодой семьи;
  • создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;
  • разработка системы договоров между родителями и школой;
  • обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.

Работа в составе школьного совета:

  • участие родительского комитета в разработке Устава школы;
  • участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, Совете Отцов, управляющих советов и в других формах).
  • проведение общешкольных классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС, в разработке плана его реализации.

Повышение педагогической культуры родителей:

  • знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
  • изучение закономерностей развития ребенка;
  • содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;

Пропаганда здорового образа жизни в семье;

Повышение правовой культуры родителей.

  • изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
  • изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
  • изучение Закона РФ “Об образовании”;
  • Билль о правах ребенка;
  • программа развития и воспитания детей в системе национального образования;
  • программа развития и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности.

Формы работы с родителями

Формы участия родителей в управлении ОУ:

  • инвесторы-спонсоры;
  • социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
  • эксперты качества образования;
  • защитники прав и интересов ребенка.

Формы взаимодействия педагогов и родителей:

  • Родительское собрание – может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
  • Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к формированию ЗОЖ детей.
  • Тематические конференции по обмену опытом формирования здоровьесохраняющих условий.
  • Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением специалистов.
  • Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем.
  • Встречи родительской общественности с администрацией школы. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции готовятся очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит:

  • проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции,
  • знакомство участников конференции с их результатами.

Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.

Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивации учения;
  • моральные ценности семьи.

Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год.

Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.

Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями.

На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности.

Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме ФГОС, но и участвовать в ее обсуждении.

Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос.

Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей.

Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать.

Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Формы «обратной связи» школы и родителей:

Совет Отцов:

  • Кураторство над детьми «группы риска» (форма индивидуальной работы с данными детьми, их родителями, опёка над их семьями, с целью оказания помощи школе в воспитательном процессе детей данной категории)
  • Организация и проведение тематических экскурсий (форма групповой работы с классными коллективами, с целью расширения кругозора учащихся, для удовлетворения познавательных интересов)
  • Проведение военно-патриотических мероприятий (проведение массовых мероприятий, с подключением армейского сообщества)
  • Консультации по вопросам воспитания в семье (форма интерактивной работы с нуждающимися в помощи, при которой возможно как личное, так и анонимное обращение)
  • «Общественная приёмная» - для участников образовательного процесса (форма работы, при которой «дежурный отец» ведёт приём для тех, кому необходима его помощь, являясь связующим звеном между школой и семьёй, взрослыми и детьми)
  • Родительский комитет - как орган самоуправления (помощь в организации учебной деятельности, внеклассной жизни учащихся, контроль за качеством питания, посещаемостью, проведение совместно с педагогами тематических собраний, разъяснение остальным родителям идеологии ФГОС)
  • Шефство военных частей над школой (участие в образовательном процессе и воспитательной работе школы: профориентация для старшеклассников, экскурсии для младшего и среднего звена, участие в тематических мероприятиях и проведение патриотических классных часов и т.п.)
  • Сотрудничество школы и Администрации посёлка (решение юридических вопросов, работа Центра занятости детей и молодёжи, содействие развитию дополнительного образования, трудоустройство подростков на летний период)
  • Страничка на школьном сайте «»Мы вместе – мы рядом!» (форма интерактивного общения между родителями, учителями и детьми, в виде вопросов/ответов, общении на форуме и т.п.)

III. Заключение

XXI век внес свои коррективы не только в современную жизнь во всем ее многообразии, но и в различные сферы жизнедеятельности человека. Не осталось в стороне и образование. В школах России стали укрепляться новые тенденции и направления деятельности всех участников образовательного процесса.

Школа и семья стали проявлять заинтересованность в развитии сознательной и активной деятельности ученика.

Процесс воспитания стал приобщением к этнокультурному коду, к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть и в глобальной цивилизации, и в нашей российской культуре.

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка?
Ответ очевиден. Только активное участие родителей в жизни школы повлияет на развитие образования в целом и расширит состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате.

Тесная и взаимовыгодная работа по всеобучу будет содействовать повышению авторитета родителей в семье, повысит самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, будет способствовать сближению взрослых и детей.

Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. При этом школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума.

С целью выявления эффективности проведения родительского всеобуча было проведено анкетирование родителей начальных классов (1-4 классы).

Респондентам были предложены 9 вопросов, на которые мы получили следующие ответы:

Вопрос 1. Часто ли вы посещаете родительский всеобуч?

  • Ежемесячно – 53%;
  • редко – 24%;
  • хотел бы чаще, но не позволяет работа – 23%

Вопрос 2. Удается ли узнавать что-то новое, интересное на занятиях всеобуча?

  • Удается всегда – 54%,
  • не все занятия приносят пользу – 34%,
  • затрудняюсь ответить – 12%

Вопрос 3. Встреча с какими специалистами вам понравилась больше всего?

  • С председателем Совета Отцов – 23%,
  • со специалистом администрации района по делам несовершеннолетних – 36%,
  • с психологом – 48%,
  • с администрацией школы - 34%

Вопрос 4. Как Вы считаете, какие всеобучи более полезны: общешкольные или те, которые проводятся в классах?

  • Общешкольные – 48%,
  • классные – 52%

Вопрос 5. С кем из специалистов Вам хотелось бы встретиться на всеобуче?

  • С социальным педагогом – 10%,
  • со специалистами ЦРБ – 67%,
  • с участковым – 34%, со специалистами Отдела Образования– 46%,
  • с психологом – 34%

Вопрос 6. Устраивают ли Вас темы всеобуча?

  • Устраивают полностью – 54%,
  • частично устраивают – 36%,
  • не устраивают – 10%

Вопрос 7. Ответы на какие вопросы Вам хотелось бы услышать?

  • Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
  • Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
  • Что такое информационно-образовательная среда?
  • Наиболее распространенные ошибки, которые допускают родители при воспитании детей:
  • Школьные факторы риска. Меры, позволяющие снизить влияние школьных факторов риска.
  • Программа деятельности школы по сохранению и развитию здоровья учащихся.

Вопрос 8. Смогли бы вы предложить свои услуги по подготовке и проведению одного из родительских всеобучей?

  • Да, с удовольствием – 35%;
  • мог бы, но боюсь браться за это дело – 34%,
  • нет, так как есть специалисты - 31%

Вопрос 9. Стоит ли продолжать практику проведения родительских всеобучей через школьный сайт?

  • Стоит – 75%,
  • затрудняюсь ответить – 25%

Данные опроса позволяют надеяться: новые стандарты начинают приносить первые маленькие победы: увеличивают роль семьи, родителей в образовательном процессе.

Учащиеся больше не будут единственными «ответственными» за результаты учебы. Родители хотят активно вовлекаться в школьную жизнь, в том числе и в образовательный процесс.

Социальное партнерство семьи и школы – гарант будущего.

Мы уверены, что наша школа - это социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. И взаимодействие это в интересах детей.

Контактная информация: МБОУ «Белая СОШ» п. Средний, Усольский район, Иркутская область, 665475
Dark_Judas@mail.ru Ельникова Галина Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «Белая СОШ»
ksan28@inbox.ru Кучумова Наталья Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «Белая СОШ»

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
  2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
  4. Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области (проект). ВОИПКиПРО. Воронеж, 2011. С.14.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.
  6. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
  7. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. – Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. – 383 с.
  8. Организация внешкольного досуга/ Сост. В.П.Шашина. – Ростов н/Д, 2002. – 351 с.
  9. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50.
  10. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. – 255 с.
  11. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности/ Д.И.Фельдштейн. – Избр. тр. в 2 т. – М.; Воронеж: МПСИ НПО 2005. – 566 с.
  12. Ресурсы Интернет
Кучумова Н.В., Ельникова Г.В.04.08.2016 9700 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar