РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Основные правила выполнения заданий С9 единого государственного экзамена по обществознанию.

Основные правила выполнения заданий С9 единого государственного экзамена по обществознанию.

Написание эссе по высказыванию (задание С9) на ЕГЭ по обществознанию сегодня является одним из наиболее сложных заданий для учащихся старших классов. По статистике последних лет четверть экзаменуемых даже не приступает к написанию сочинительной части. Само задание С9 требует с опорой на обществоведческий курс раскрыть смысл выбранного высказывания и изложить свою точку зрения на выбранное автором положение. В рамках ответа необходимо привести аргументацию своей позиции. Предлагаем к рассмотрению основные требования к эссе и приблизительный алгоритм его написания.

Основные требования к эссе:
  • эссе обязательно должно соответствовать обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии , политологии и правоведению), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание автора);
  • эссе должно содержать относительно узкий круг рассматриваемых вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении обществознания;
  • в эссе обязательным является представление собственного понимания проблемы и личного отношение к ней;
  • эссе должно содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной анализируемой проблемой, отличаться корректностью в их использовании;
  • эссе как сочинение должно характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой.
Аспекты, учитываемые при проверке задания С9:
  • наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «исторический деятель», «немецкий историк», «общественный деятель эпохи Просвещения» и т.д.)
  • включение имен его предшественников, последователей или научных противников;
  • описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;
  • наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
  • присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Приблизительный алгоритм написания эссе:
  1. Внимательно прочитайте высказывание.
  2. Определите, с какими разделами курса обществознания связана рассматриваемая тема, что необходимо вспомнить, чтобы раскрыть ее? (теоретические понятия, научные теории, термины, факты).
  3. Обдумайте содержание, смысл, актуальность высказывания.
  4. Определите свою позицию в отношении высказывания: согласны Вы с автором или нет.
  5. Подберите убедительные аргументы (факты, примеры) для подтверждения своей позиции, с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
  6. Составьте тезисный план, сформулируйте все возникшие у вас мысли и идеи.
  7. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры.
  8. Начните эссе с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (-на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (-на), и то, что кажется мне спорным».
  9. В следующем предложении сформулируйте Ваше понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять высказывание. Важно так раскрыть его смысл, чтобы стал очевиден контекст, который определит содержание и сущность основной мысли.
  10. В основной части эссе развернуто изложите Ваше собственное мнение в отношении поставленной проблемы. Каждый утверждение необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта. Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.
  11. В заключительном предложении необходимо подвести итоги эссе. Допустимо перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новый смысл.
  12. Прочтите содержание чернового варианта. Проверьте стиль и грамотность; проверьте текст на соответствие основным признакам: тематическое, композиционное, стилистическое единство; связность; логичность; законченность.
  13. Внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.
  14. В заключении стоит отметить, что для полноценного написания эссе учащемуся необходим как минимум час. Обратите на это внимание при решении других заданий экзамена.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены