РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Как в школе использовать элементы ТРИЗ-педагогики? Игра «Диалог с компьютером» на уроках.

Как в школе использовать элементы ТРИЗ-педагогики? Игра «Диалог с компьютером» на уроках.

Автор: Чеснокова Алина Владимировна.
Учитель физики и математики МБОУ СОШ № 119 г. Новосибирска

Как развить креативную личность? Как в школе научить находить выход из любой жизненной задачи? С чего начинается творчество?

Многие учителя сталкиваются с вопросами учеников и родителей: «Как и чем ваши уроки помогут ученикам во взрослой жизни?», «Зачем нам изучение данного предмета и материала?», «Что мы развиваем данными работами?». Некоторые педагоги ссылаются на утвержденные программы, часть - не знают, что ответить.

Данная статья поможет найти ответы на эти вопросы. Дело в том, что решение изобретательских задач тренирует выработку нескольких решений на один вопрос, развивает творческое мышление, заставляет посмотреть на проблему с разных сторон и найти интересные решения. Дети, часто решающие задачи из ТРИЗ-педагогики легко находят выходы из сложных жизненных ситуаций, связанных, например, с трудоустройством. Игра «диалог с компьютером» подготавливает учащихся к решению творческих задач. Эта игра – 1 этап знакомства с ТРИЗ-педагогикой.

Немного из истории: ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г. С. Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Под методами решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности. Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Например, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для развития творческих навыков и креативного мышления учащихся ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес.

Одним из элементов внедрения ТРИЗ-педагогики является игра «Диалог с компьютером». В замечательных книгах Анатолия Гина изложен урок с такой игрой. Я использовала его как образец, добавила свои задачи и размышления и использую на уроках физики, алгебры, геометрии. Всем рекомендую.

Пример игры на уроке.

Игра диалог с компьютером («да-нет»).

Цель урока: сформировать умение у учащихся решать задачи-загадки, задавая вопросы.

При помощи игры «Диалог с компьютером» можно научить учащихся задавать осмысленные вопросы, слушать и слышать соучеников, систематизировать имеющуюся информацию, связывать разрозненные факты в единую картину.

Ход урока.

Учитель: «Есть много ценных умений в нашей жизни. От умения застегнуть пуговицу до умения рассчитать траекторию полета космического корабля. Одно из них – умение задать сильный вопрос. Сильный вопрос – это такой вопрос, который приближает нас к ясности и избавляет от необходимости задавать множество других вопросов. Удачно заданный вопрос может помочь следователю быстро раскрыть преступление, бизнесмену открыть удачное дело, врачу поставить правильный диагноз, ученого привести к открытию, журналисту сделаться в одно мгновение известным...

Интереснее всего учиться задавать сильные вопросы, играя в игру «Да-нет». Кто из вас знает эту игру? Какие в этой игре правила?»
Ученики пытаются сами сформулировать правила, учитель итожит: «Я задаю вам вопрос или рассказываю вам ситуацию, а вы должны найти ответ. При этом вы можете задавать мне вопросы. Но вопросы должны быть поставлены так, чтобы на них можно было ответить только «Да» или «Нет». Иногда я могу сказать: «И да, и нет» или «Нет ответа».

Есть еще два важных правила:

  1. Каждый из вас обязательно должен слушать вопросы, которые задают другие учащиеся, ответы на них, чтобы не повторяться.
  2. Вопросы нужно формулировать так, чтобы они целенаправленно вели к ответу (отсекали целые области неизвестного)».

Начинать игру лучше всего с наиболее простых задач. Например, с числовых.

Игра «Диалог с компьютером»

Задача 1. Какая самая большая скорость в мире? Ответ дайте в километрах в секунду.

Возможен следующий вариант игры:
– Это трехзначное число?
– Нет.
– Это шестизначное число?
–Да.
– Это число больше 400 000?
– Нет.
– Это число меньше двухсот тыс.?
– Нет.
– Это число больше 250000?
– Да.
– Это число 300 000?
– Да.
– Да. Самая большая скорость – это скорость света в вакууме 300000 км в секунду.

В задаче 2 загадывается объект, имеющий много характеристик, каждая из которых обладает своими особенностями. Для нахождения ответа детям необходимо выяснить основные характеристики задуманного объекта. Как это сделать покажем на примере.

Задача 2. Прибор, измеряющий физическую величину.

Возможный вариант игры:
– Этот инструмент используют в школе?
– Да.
– Он есть у нас в кабинете?
– Да.
– Он изготовлен с использованием металла?
– И да, и нет.
– Его корпус из пластика?
– Да.
– Его изучают в 7 классе?
– Да.
– Прибор есть в списках приборов в лабораторных работах?
– Да.
– Он используется для измерения температуры?
– Нет.
– Он используется для измерения давления?
– Нет.
– Это динамометр?
– Да, это динамометр.

Ниже еще несколько задач-загадок на определение объекта:

Задача 3. Задуман известный ученый физик (или математик). Отгадайте его!

Задача 4. Определите подмножество множества целых чисел.

Что делать если…

  1. …дети задают вопросы, на которые невозможно дать ответ «Да» или «Нет». Например, ребенок задал вопрос: «Этот герой сказочный или реальный?». В таких случаях можно молчать или заранее условленным знаком показать, что вопрос задан некорректно.
  2. …дети не слышат вопросы других учеников и ответы на их вопросы? В таком случае помогает следующий прием: каждый ученик, прежде чем задать вопрос, делает вывод из ответа учителя на предыдущий вопрос, и лишь после этого задает свой вопрос. Например: задумана единица измерения величины. Самый первый ученик спрашивает: «Это дробная единица?». Учитель отвечает: «Да». Второй ученик вначале говорит: «Теперь мы знаем, что это дробная единица. Мой вопрос: Она измеряет скорость?». Учитель опять отвечает: «Нет». Следующий ученик говорит: «Мы знаем, что это дробная единица, и она измеряет не скорость» и задает очередной вопрос.

Подведение итогов урока.

  1. Вопрос для обсуждения с учащимися. В каких профессиях, и в каких жизненных ситуациях пригодится умение задавать сильные вопросы?
  2. Учитель обсуждает с классом основные трудности, что понравилось, что удалось.

Домашнее задание

Придумать и записать собственные задачи.

Данный урок - это 1 этап знакомства с ТРИЗ-педагикой. Его можно вводить как элемент на уроках или построить весь урок – изучение нового материала на этом.

Игра «диалог с компьютером» организовывает вхождение учащихся в ТРИЗ-педагику.

Литература:

  1. «Приемы педагогической техники», А. Гин
  2. Статья Анатолия Гина «Да и нет говорите».
  3. Сайт «Образование для новой эры» http://www.trizway.com/art/secondary/81.html.
Чеснокова Алина Владимировна09.06.2015 12940 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar