РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация проектной деятельности в учебной работе и внеурочной деятельности.

Организация проектной деятельности в учебной работе и внеурочной деятельности. Проектная деятельность в учебной работе 

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов, которые возможно использовать на уроках русского языка:
  • информационный, 
  • ролевой 
  • практико-ориентированный 
  • творческий 
  • исследовательский 
В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты:
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографии-ческие данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части по русскому языку. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника, «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развле-кательных передач».
В качестве примера такого типа проектов может быть приведён алгоритм работы учащихся 6 класса по теме: «Образ Левши Лескова современен?» 

Проблема Талантлив ли русский народ? 

Обоснование Недостаточно сведений о том, сохранились ли в России умельцы типа «Левши» Лескова. Кто они? Чем занимаются? Отношение к ним в обществе. 

Что делать? Собрать информацию о современных умельцах, уметь кратко рассказать об их достижениях. Создать красочную презентацию 

Как? С использованием ИКТ 

Что получить? (результат) Презентации учащихся о современном Левше. Устное выступление перед классом на данную тему. Сформировать патриотические качества личности, коммуникативную, информационную компетентность, общеучебные навыки, исследовательские умения. 

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персо-нажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например, по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова «Волк на псарне». 

Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому языку, пригодится ли знание правил в жизни? Результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия». Организацию практико-ориентированного проекта можно рассмотреть на примере урока по теме: «Паронимы». 

Цель проекта: организовать целенаправленную деятельность учащихся, в процессе которой происходит актуализация их знаний, формируется языковедческая компетенция. 

Задачи: 
  • формировать общеучебные умения и навыки словарной работы; 
  • учить взаимодействию при работе в группе; 
  • повысить познавательный интерес к изучению языковых явлений; 
  • способствовать подготовке к ЕГЭ по русскому языку; 
Основополагающий вопрос: трудно ли иностранцу выучить русский язык? 

Проблемный вопрос: как различить похожие в языке слова? 

Вопросы проекта:
  • что такое паронимы? 
  • какие словари существуют? 
  • в чем необходимость разработки словаря паронимов? 
  • достаточно ли у вас знаний и навыков для выполнения проекта? 
  • зачем создавать еще один словарь? 
  • что нового мы узнаем в процессе проектной деятельности? 
Этапы работы над проектом:
  • Вводное занятие. 
  • Технологический. 
  • Создание словаря. 
  • Защита проекта в рамках внеклассного мероприятия. 
Распределение ролей в проектной группе:
  • ученик – субъект собственной деятельности, исследователь и творец; 
  • учитель – партнер и координатор личной творческой деятельности учащегося; 
  • родитель – помощник, поддерживающий мотивацию и обеспечивающий самостоятельность ребенка при выполнении проектной деятельности; 
  • библиотекарь – консультант и эксперт. 
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Современный русский литературный язык в нашей жизни».
Организацию творческого проекта можно рассмотреть на примере урока литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Предлагая такие задания, как подобрать пословицы на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам, составить словарик фразеологизмов, словарь сибирских диалектов, даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий и видеть результат своей работы в оформлении небольших отчётных работ.
Проектная деятельность по русскому языку включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её про-веркой, обсуждение полученных результатов и распределения их по продолжительности. 

Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Сказка о какой-либо части речи», «Сказка с использованием неопределенных местоимений», над такими проектами я веду работу в группах. 

Краткосрочные проекты по русскому языку занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Мой образ учителя» (по произведению В.Распутина «Уроки французского»). 

Недельные проекты выполняются в группах. Глубоким и содержательным получился проект восьмиклассников «То было время мятежных бурь». Этот проект был запущен в ходе изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом исследования явился исторический образ Емельяна Пугачёва. Ученикам был предложен основополагающий вопрос: Пугачёв - злодей и самозванец или народный заступник? Выдвижение различного рода гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Одна группа рассматривала роль народного восстания под предводительством Пугачёва, образ предводителя в истории. Другая – образ Пугачёва в исторической хронике А. С. Пушкина «История Пугачёва» (Пугачёв предстаёт народным героем, истинным предводителем крестьянского восстания). Третья группа работала по теме «Восприятие Пугачёва Гринёвым» (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). 

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить ребят сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.

Проектная деятельность во внеурочное время

Исследовательский проект 

Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения. Познакомившись с методом проектов на уроках, учащиеся смелее берутся за научно-исследовательскую работу, со знанием дела выполняют её и успешно защищают свои проекты на любом уровне.
Однако не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать ученика (выбрать интересную для него тему), вместе с ним подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, просмотреть в Интернете все материалы по теме. И самое главное – заставить ученика поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным. 

При выборе темы исследования необходимо придерживаться определённых правил:
  • тема исследования должна быть интересна школьнику не только сегодня, но и в ближайшем будущем: он должен видеть возможность реализации полученных в ходе исследований знаний; 
  • актуальной и оригинальной; 
  • должна предполагать решение какой-либо актуальной проблемы, иметь научное или практическое применение; 
  • конкретной: должен быть строго определен аспект анализа, предмет исследования и материал. Общие темы провоцируют описательность и декларативность в их раскрытии. 
В противном случае проект может получиться легковесным и поверхностным.
Общая идея организации проектной деятельности во внеурочное время в старших классах следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания. Выполнение и оформление таких проектов предусматривает интеграцию знаний по различным предметам. 
  • При работе над проектом учителем составляется примерный план работы. 
  • Выбор и формулирование темы. 
  • Подбор литературы (не менее 5 - 8 источников). 
  • Отбор и систематизация материала, составление плана. 
  • Определение актуальности и значимости работы. 
  • Выделение объекта и предмета исследования. 
  • Постановка цели и формули-рование задач. 
  • Формулирование гипотезы исследования. 
  • Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование и т.д.). 
  • Работа над проектом (консультации преподавателя): Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования. 
  • Оформление результатов исследования. Подготовка доклада, сдача на проверку. 
  • Подготовка к защите проекта. 
  • Защита проекта (выступление с докладом) 
Вся работа должна удовлетворять критериям научно-исследовательской деятельности:
  • Актуальность выбранного исследования. 
  • Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы. 
  • Умение использовать известные факты и знания сверх школьной программы. 
  • Владение автором специальным и научным аппаратом. 
  • Сформулированность и аргументированность собственного мнения. 
  • Практическая и теоретическая значимость исследования. 
  • Четкость выводов, обобщающих исследование. 
  • Грамотность оформления работы: она должна быть чётко структурирована и соответствовала предъявляемым требованиям. 
Основные компоненты системы работы:
  • изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях; 
  • включение учебных проектов в тематическое планирование уроков курса; 
  • подготовка учащихся к работе над учебным проектом; 
  • привлечение к созданию проектов учащихся по разным учебным предметам, использование межпредметных связей; 
  • использование коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности; 
  • организация мониторинга формирования проектных умений; 
  • диагностика уровня сформированности проектных умений; 
  • оценка выполнения педагогических задач в результате учебного проекта; 
  • участие в работе научно-практических конференций школьного, муниципального и регионального уровней; 
  • организация на базе школы районных семинаров для учителей информатики по содержанию проектно-исследовательской деятельности учащихся; 
  • обобщение опыта работы по обучению школьников методу проектов как способу учебной деятельности. 
Виды деятельности:
  • Мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и форму-лирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия. 
  • Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе. 
  • Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус. 
  • Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов. 
  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск. 
Обоснование выбора – данные формы работы повышают эффективность как урока, так и работы ученика, экономят время, что дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным, позволяют за короткие сроки менять различные виды деятельности, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, повышают качество знаний. 

Чем более свободно владеют школьники проектными умениями, тем более активно они используют метод проектов для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. 

Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо учитывать следующее:
  • Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение. 
  • Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе. 
  • К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью. 
  • Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала. 
  • Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много. 
Ни в коем случае нельзя процесс обучения оставлять без внимания, контроль со стороны педагога должен постоянно осуществляться за работой учащихся. Но учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя более высокого мастерства 

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мною предметов «Русский язык» и «Литература», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. 

В своей деятельности большую роль отвожу проектной технологии, предполагая, что если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; 
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; 
  • развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; 
  • изменения роли учителя в образовательной среде; 
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося 
Проектная деятельность становится ведущей на уроках гуманитарного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. Cамым сложным становится процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. В старших классах проекты по русскому языку могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам. 

Работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности начинаю с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений учащихся. 

Это позволяет ученикам осмыслить приобретаемые на других уроках и через другие формы учебно-познавательной деятельности навыки и соединить их в способ организации учебной работы. Но такая диагностика может быть использована в том случае, если учащиеся уже выполняли проекты и знакомы с алгоритмом осуществления данного вида деятельности. Предлагаемое анкетирование может быть проведено в начале и в конце создания проекта.

Хотелось бы отметить, что степень активности учеников и учителя при работе над проектом на разных этапах деятельности разная. 

В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно. Однако роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах разработки проекта. От того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе при формулировании и обосновании актуальности выбранной темы, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом лишь к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. 

На последнем этапе (формулирование выводов и оценка полученных результатов) роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. 

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнуты результатов.
Денисова Ирина Николаевна07.11.2013 39430 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar