РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование коммуникативной культуры учащихся начальной школы на уроках английского языка

Формирование коммуникативной культуры учащихся начальной школы на уроках английского языка

Александрович И.С.,
учитель английского языка высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназии №47» г.Уфа

Язык не существует вне культуры. В настоящее время главной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путём формирования способности учеников к межкультурной коммуникации, т.е., приобретения необходимого уровня коммуникативной компетенции.

Формирование коммуникативной компетенции достигается в процессе активной речевой деятельности учащихся, организуемой учителем на уроке. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для дальнейшего поддержания мотивации учеников. Участие в диалоге культур должно осуществляться на основе принципов сотрудничества, взаимного уважения и терпимости к культурным различиям. Овладение умениями коммуникации на английском языке рассматривается как процесс приобщения учащихся к культурным особенностям речевого поведения англичан. Поэтому необходимо, с одной стороны, научить учеников понимать специфику речевого поведения англичан, а с другой – обеспечить их речевыми формулами, позволяющими более успешно осуществлять общение на английском языке. Важно знакомить учащихся не только с культурой англоговорящих стран, но и с культурой России и Башкортостана и их вкладом в мировую цивилизацию. Так как познание культуры англоговорящих стран является не самоцелью, а лишь поводом для более глубокого понимания и осмысления своей родной культуры. Привлечение материалов регионального компонента в процесса обучения английскому языку повышает мотивацию учения, учит любить свой край и поднимать культуру своего народа.

Начальная школа является первым звеном в системе школьного образования, поэтому её задача – заложить основы коммуникативной культуры учащихся в учебном процессе.
Язык игры, язык инструкций, язык, применяемый в каких-то типичных ситуациях (похвала, просьба, фразы речевого этикета) именно в этом возрасте может быть усвоен детьми естественно, без особых усилий и затем с успехом применяться ими в ситуациях повседневного общения в классе.

Учебный диалог используется как эффективное средство формирования коммуникативной культуры. Необходимо применять различные виды диалогов: диалог – беседа, диалог – инсценировка, парная и групповая форма работы с ними. Основным средством обучения диалогической речи являются упражнения. В процессе их выполнения формируются умения: запрашивать информацию, адекватно реагировать на реплику собеседника, употреблять штампы диалогической речи, комбинировать реплики при построении диалога.

Работа с диалогом – образцом предполагает следующие этапы:

  1. Ознакомление с диалогом – образцом осуществляется через аудирование.
  2. Затем учащиеся читают его по ролям.
  3. После этого учащимся предлагается выучить диалог наизусть.
  4. Учащиеся воспроизводят диалог по ролям по памяти.
  5. Затем учащиеся разыгрывают диалог с модификациями. Они заменяют отдельные элементы диалога известными им словами, таким образом запоминается структура диалога и необходимый учебный материал.

Аутентичный материал, такой как стихи, считалки, песни также могут быть использованы как эффективное средство формирования коммуникативной культуры. Разучивание стихов, считалок, песен на английском языке способствует усвоению и закреплению лексики и речевых структур, которые будут использованы в диалогах.

Обучающие игры также применяются для решения этой задачи. Игра не только источник детской радости, она является основным способом решения учебных задач. Применение игровых приёмов позволяет создать условия для непроизвольного усвоения учебного материала в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом. Чувство равенства, атмосфера увлечённости дают возможность учащимся преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи.

В игре развиваются творческие, мыслительные способности детей. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • Созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.

Литература

  1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. 2004. №7.С.30-36.
Александрович Ирина Самуиловна21.01.2016 7970 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar