РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при организации работы с детьми девиантного поведения.

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при организации работы с детьми девиантного поведения.
Автор: Шохина Надежда Николаевна

Принципиальное отличие новых ФГОС заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важно, прежде всего, увидеть личность ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

Несомненно, что для успешной деятельности ребёнка при обучении в школе необходимо оптимальное состояние познавательных функций – внимания, памяти, мышления. Практически в каждой школе есть дети, которые не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами. Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления.

Хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение к учёбе, несмотря на стандартный уровень интеллекта, специфическая особенность которого – цикличность. Чередование небольших периодов работы и «отдыха – непроизвольного отключения» не позволяет выдерживать школьный режим – 45- минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа без отвлечений с соблюдением дисциплинарных требований. Именно такие ученики не в состоянии обучаться наравне с другими детьми, они составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают отчаяние как у учителей, так и у родителей учеников.

Основная же задача образования – дать возможность каждому ребёнку, с учётом его психофизических данных, достичь того уровня образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти достойное место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Просматривая различные телевизионные передачи, пролистывая журнальные статьи, мы словно проверку проходим на прочность, на способность сопротивляться охватившей все стороны жизни мерзости. Совершенно очевидно, что в результате мы получаем подростка, не знающего, кого он ненавидит, и выплёскивающего свою ненависть на тех, кто находится рядом, таким образом проявляется своеобразный протест к тому, что его окружает. Дети превращаются в озлобленных, разуверившихся во всём существ. Больше стало безразличия, неуважения, нелюбви и даже ненависти. Прослеживается тенденция увеличения роста детской безнадзорности, преступности, наркомании, употребления спиртных напитков и табака. Количество школьников с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, что определяет актуальность данной проблемы не только для педагогики, психологии и медицины, но и для общества в целом, которое только начинает осознавать всю сложность ситуации. Таким образом, девиантное поведение можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. Очень хорошо, что в новых стандартах особая роль отводится духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России.

Отклонения в поведении детей, появление неблагополучных семей – это результат социально-экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, чрезмерность занятости родителей, участившихся разводов, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, самоустранение семьи от процесса воспитания. Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье ребёнок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо; приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями, именно в семье закладываются основы нравственного человека, происходит его самоутверждение, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности

Считаю очень важным требованием ФГОСа равную ответственность за образование и воспитание не только школы, но и родителей. Если родители сразу не воспитали у своих детей культурных привычек или навыков трудолюбия и аккуратности, то позже эти привычки прививать будет гораздо труднее. Естественно, что ошибки в воспитании провоцируют процесс развития девиантного поведения.

Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. Такую работу можно разделить на три группы: профилактика, коррекция и реалибитация. 

Основное направление в работе – это изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей учащихся:

  1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.
  2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребёнка.
  3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и их семей.
  4. Рейды в неблагополучные семьи и выявление жилищно-бытовых условий.
  5. Изучение положения подростка в коллективе.
  6. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).
  7. Изучение интересов и способностей учащихся.
  8. Выявление проблем семейного воспитания(наблюдение, беседы)
  9. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
  10. Вовлечение учащихся в сферу дополнительного образования.
  11. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
  12. Проведение диагностики: исследование интересов, ценностных ориентаций, самооценки подростков, внутрисемейных отношений. 
Изучив контингент семей учащихся, можно целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.
Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребёнка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребёнка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска. 

Важнейшей функцией участников образовательного процесса в профилактической работе выступает организация воспитательной деятельности:

  • Социально-педагогическая защита подростков;
  • Предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми;
  • Развитие способностей и интересов личности;
  • Формирование и развитие личностных качеств ребёнка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;
  • Увеличение степени относительной самостоятельности детей, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • Создание условий, в которых подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
  • Адаптация или реадаптация так называемых трудных подростков в обществе;
  • Компенсация дефицита общения в школе, семье, среди ровесников;
  • Дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.
Говоря о коррекции, следует сказать, что необходимость коррекции поведения возникает при уже сформировавшемся и устойчивом девиантном поведении. 

То есть в том случае, когда явно присутствуют следующие признаки девиантного поведения: 

  • социальная апатия; 
  • аутизм; агрессивность;
  • раздражительность; 
  • отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству; 
  • чрезмерная эмоциональность и раздражительность; 
  • конфликтность; 
  • отсутствие интереса к творчеству и обучению.

Методы коррекционной работы с детьми девиантного поведения можно классифицировать на две группы: педагогические и психотерапевтические, каждая из которых подразделяется на подгруппы.


Педагогические методы:

  1. методы общественного влияния: коррекция активно-волевых дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здорового смеха; коррекция навязчивых мыслей и действий; коррекция бродяжничества; самокоррекция.
  2. специальные или частные педагогические методы: коррекция недостатков поведения детей; коррекция нервного характера;
  3. метод коррекции через труд.
  4. метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива
Психотерапевтические методы:

  • внушение и самовнушение; 
  • гипноз; метод убеждения; 
  • психоанализ.

Реалибитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребёнка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным. Выделяют различные виды реалибитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. 

В работе с семьёй, с целью её реалибитации, используются такие методы как:

  • консультирование с целью рациональной краткосрочной психотерапии, предоставление необходимой информации;
  • работа со специалистами (психологами, психотерапевтами, наркологами) по специальным программам до достижения результата;
  • групповые тренинги для родителей целью преодоления проблем, возникших в связи со злоупотреблением алкоголем.
Учителю на уроке при взаимодействии с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:
  • сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребёнком личностного смысла изучаемого предмета;
  • помнить, что ребёнок имеет право на ошибку;
  • ребёнок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно её оспорит;
  • использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкульминуток;
  • учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
  • необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения девиантного ребёнка;
  • учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребёнка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
  • не требовать т ребёнка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
  • не вести борьбу с ребёнком по разным незначительным поводам и пустякам;
  • нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность – это следствие враждебности, а урок – не поле битвы;
  • главное в работе с детьми девиантного поведения – это толерантное отношение к особенностям их личности.

Шохина Надежда Николаевна14.02.2013 46040 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar