РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация сетевого взаимодействия на основе современных информационно коммуникационных технологий в условиях ФГОС

Организация сетевого взаимодействия на основе современных информационно коммуникационных технологий в условиях ФГОС

Мусафирова Маргарита Евгеньевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
г. Радужный ХМАО-Югра

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [3] привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.

Происходящая сегодня модернизация системы образования способствует поиску новых форм работы с учащимися, родителями. Одной из таких форм является сетевое взаимодействие участников образовательного процесса. Такое взаимодействие я организую через персональный сайт [2] и участие моих учеников в сетевых учебных проектах.

В наш мир информационных технологий именно сайт педагога - самое доступное и удобное средство реализации комплексного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Как же это происходит?

На сайте представлено электронное портфолио, которое будет интересно всем участникам образовательного процесса. Во-первых, портфолио необходимо мне для самонаблюдения и самосовершенствования. Во-вторых, портфолио необходимо администрации школы для мониторинга эффективности моей работы. И, в-третьих, оно всегда интересно ученикам и родителями, так как все они хотят, чтобы их учитель был самым-самым.

На сайте информация разделена по адресной направленности – учителям, ученикам, родителям.

Мой сайт, в первую очередь, для учителей начальных классов. Я хочу поделиться своими наработками, найти друзей и единомышленников. Главная идея сайта: «Учитель, помоги учителю!». Материалы, размещённые на сайте, призваны оказать поддержку и помощь, как начинающим педагогам, так и опытным учителям.

Для них созданы страницы «Методическая копилка» и «Классное руководство».

В «Методической копилке» размещены материалы к урокам по классам и предметам, материалы для проверки знаний (тесты, контрольные и проверочные работы, дидактический материал). На странице «В помощь учителю» размещены материалы на разные темы: официальные документы и документация учителя, рабочие учебные программы, учебная и методическая литература, всё для создания презентаций, оформления уголков класса.

Классные руководители на страницах сайта найдут разработки классных часов и внеклассных мероприятий, материалы для диагностики учебно-воспитательного процесса и для работы с родителями.

В связи с загруженностью родителей, связанной с зарабатыванием денег в наш стремительный век возникает проблема возможности в любой момент задать учителю интересующие вопросы, поделиться своими мыслями и переживаниями. Самым мобильным и доступным средством для заботливых родителей становится сайт учителя.

Для родителей будущих первоклассников создана страница «Скоро в школу», на которой представлен материал о том, как подготовить ребёнка к школе, что купить первоклашке удобного в использовании и невредного для здоровья, а желательно даже полезного.

Проинформировать родителей о ближайших событиях класса и школы помогает страница с объявлениями.

Заглянув на страницу «Виртуального собрания», заботливые родители могут получить советы и рекомендации от учителя, психолога, логопеда и врача.

Получить исчерпывающую информацию об успехах и трудностях ребёнка в школе, проконсультироваться по вопросам обучения и воспитания можно при личной встрече с классным руководителем. Для организации такой встречи на сайте есть страница «Запись на очную консультацию». Такая форма очень удобна, потому что экономит моё время и время родителей. А также это позволяет мне более обстоятельно подготовиться по вопросам, которые интересуют родителей.

Общение с родителями происходит также через форму обратной связи.

Актуальным становится и наличие электронных дневников. Это удобный автоматизированный контроль за успеваемостью. Родители могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью, получить online консультацию у учителя. Электронный дневник находится на сайте нашей школы, ссылку на него родители могут найти в правом блоке моего сайта «Полезные ссылки».

Для ребят на сайте есть «Дневник» с расписанием уроков, звонков и домашним заданием. Особенно это актуально для болеющих ребят. Можно выполнить домашнее задание и переслать учителю.

Для эффективного образовательного процесса любой ребёнок может воспользоваться материалами «Виртуального урока», заглянуть в «Читальный зал» и «Домашний кинозал». При подготовке домашнего задания ученикам помогает страница «Урок на 5!», на которой размещены памятки по предметам, учебные тренажёры. А также любой ученик может проверить свои знания по тому или иному предмету с помощью online тестов.

Зайдя на «Переменку», ребята могут отдохнуть от учебных занятий и провести время за чтением нашей классной газеты, послушать детское радио, разучить детские песни и спортивные игры, потанцевать под музыку и смастерить своими руками какую-нибудь поделку.

Страница «Мой класс» предназначена для всех участников образовательного процесса и является «зеркалом» жизни класса. Учителя и родители могут познакомиться с жизнью класса, а для детей – это прекрасная возможность опубликовать плоды своего творчества, как в рамках школьной программы, так и в свободной форме.

Новости класса, летопись класса, наши таланты – оформляются с участием учеников, что даёт возможность вовлекать детей в социальную деятельность.

Страницы «Наши достижения» и «Доска почёта» являются определенным стимулом для учащихся изучать предметы глубже и активнее, так же позволяет активизировать взаимодействие учащихся между собой. Учащиеся следят за успехами друг друга, сопереживают и соревнуются.

Создание фотоальбома - увлекательная кропотливая работа детей, учителя и родителей. В данном разделе прослеживается активность класса, каждого отдельного ребёнка. Это является хорошим стимулом для детей и для родителей, помогает взглянуть на себя со стороны, каждому развивать свои таланты.

Неотъемлемой частью сайта является «Гостевая книга». При помощи гостевой книги есть возможность общаться с учителями не только России, но и зарубежья, есть возможность задать друг другу вопросы, ответить, поделиться информацией. Также есть страничка, посвященная друзьям сайта. Это сайты учителей, с которыми я поддерживаю более тесные отношения.

Таким образом, сайт учителя выступает средством взаимодействия учителя, родителей, учеников и обеспечивает:

  • рост мотивации учащихся к обучению, что положительно сказывается на качестве их знаний;
  • сотрудничество педагогов разных регионов и стран, что благотворно сказывается на внедрении в образовательный процесс новых технологий;
  • помощь родителям в осуществлении контроля и помощи детям в обучении, что сказывается на более успешном усвоении материала и на создании положительного микроклимата в семье, а также на более тесном взаимодействии семьи и школы.

Сетевое взаимодействие способствует реализации системно-деятельностного подхода, который лежит в основе стандартов второго поколения [3]. Такой подход предполагает личное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность. Организовать такую деятельность мне помогают сетевые учебные проекты, проводимые на сайте Nachalka.com. [1]

Сетевые проекты подразумевают удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования.

Мои ученики приняли участие в шести проектах: «Школа Буратино», «Моя семья – моё богатство», «Путешествие в Игромир», «Свет наш, Солнышко, скажи!», «Путешествие с ленинградским почтальоном» и «По дорогам добрых сказок».

Что же дало детям участие в проектах?

В процессе активной познавательной деятельности ученики:

  • приобрели знания по различным предметам образовательного цикла;
  • учились объяснять самому себе: « что я знаю», «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты);
  • совместно с учителем учились составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, Интернет);
  • освоили навыки безопасного поведения в сети Интернет и правила сетевого общения;
  • познакомились с некоторыми сервисами сети Интернет, используемыми во время проведения проектов.

Участвуя вместе с детьми в сетевых учебных проектах, я убедилась, что такая деятельность способствует развитию познавательного интереса учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию их критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решать проблему.

Таким образом, сетевое взаимодействие как инновационная образовательная технология позволяет идти в ногу со временем и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Список литературы:
1. Сайт «Начальная школа – детям, родителям, учителям» URL: http://nachalka.com
2. Сайт учителя начальных классов Мусафировой Маргариты Евгеньевны. URL: http://musafirova.ucoz.ru
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

Мусафирова М.Е.27.03.2014 15540 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar