РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация ФГОС: от готовности учителя к качественному образовательному результату

Реализация ФГОС: от готовности учителя к качественному образовательному результату

Автор: Яковчук Галина Иосифовна

Новый этап российского образования - введение в школьную практику федерального стандарта. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» стандарт - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования. Что это значит для учителя? Это выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС.

Одна из главных составляющих стандарта, без которой немыслимо его успешное внедрение в школу, – это подготовка кадров.

Учитель – центральная фигура современной школы. Он:

  • креативный;
  • владеющий современными образовательными технологиями;
  • эффективно взаимодействующий с семьями учащихся;
  • открытый новшествам;
  • мотивированный на работу с детьми;
  • способный к личностному и профессиональному развитию.

Учителям, начинающим работать по новым стандартам, нужно, прежде всего, ответить на вопросы: какие изменения необходимо внести в свою профессиональную деятельность? смогу ли я сделать это самостоятельно? чему мне необходимо научиться, приступая к работе по новому стандарту?

Изучив на заседаниях ШМО документы различного уровня по введению ФГОС ООО, я сформировала понимание, насколько высокие требования предъявляются к личности учителя, его профессионализму, квалификации.

Прежде всего, учитель должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. Учитель должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт.

Новые требования к учителю обязывают его изменить подход к организации своего труда. Каждый учитель на научной основе должен разработать свою рабочую программу, которая будет адекватна уровню подготовки, развития обучающихся. Реализация рабочей программы обязывает учителя создавать и использовать контрольно-измерительные материалы, позволяющие ему оценивать не только предметные, но и метапредметные умения обучающихся, диагностировать их личностные достижения, проектировать учебный процесс в современной информационной образовательной среде, направленный на достижение планируемых образовательных результатов.

Свою рабочую программу по русскому языку для 5 класса составила в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»); примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.

Программу по литературе – на основе Программы для общеобразовательных школ «Литература». 5-11 классы (под ред. В.Я.Коровиной). Работаю по учебникам этих же авторов.

Вот и появилась масса вопросов:

Как разработать урок по-новому?

Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Как составить технологическую карту урока?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Изучив рекомендации, побывав на семинаре – практикуме, пришла к выводу, что современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов. Эти шаги помогают при составлении технологической карты урока.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

К сожалению, не могу сказать, что учебники, по которым мы работаем, не в полной мере помогают реализовать эти шаги. Мало заданий по формированию УУД.
Еще об одном аспекте нашей работы хочется сказать - это роль родителей в реализации ФГОС.

Основная цель системы работы МБОУ «СОШ№1» с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общих интересов.

Важным направлением работы с родительской общественностью в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов. Но среди родителей еще остается очень высокий процент тех, кто затрудняется ответить на вопрос о том, что такое новый стандарт и о роли родителей в его реализации. При этом основным источником информации о ФГОС НОО для родителей всё-таки являются педагоги и администрация школы.

В октябре в нашей школе были проведены родительские собрания для родителей 5- классов на тему: "ФГОС ООО. Что нового?"

Вся работа в школе – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, социализации и сохранение здоровья учащихся.

На новом этапе образования, чтобы достичь мастерства, необходимо постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. А это – прохождения курсов, регулярное и активное посещение городских семинаров, участие в общероссийских вебинарах.

Я считаю, если учитель выбрал свою профессию не случайно, а по призванию, работает в школе с желанием и увлечением, ему всё по плечу. И новые стандарты не должны вызывать страха, а желание скорейшего перехода на них. Я, лично, изучаю самостоятельно документы на Интернет сайтах, обращаюсь к коллегам, консультируюсь с методистом, прошедшей подготовку по освоению программ в рамках ФГОС.

Что ж, будем продолжать работать, надеясь на успех, ведь все учителя, которые работают в нынешней современной школе - это люди сильные, самоотверженные, любящие свою профессию. А раз любящие - значит понимающие, видящие, что современных детей нужно учить по-новому, в соответствии со временем и уровнем их развития. И я думаю, что каждый учитель, с точки зрения своей внутренней позиции, способен перейти к работе по новому, но ему нужно еще немного помочь с психологической и методологической точки зрения. Ведь как сказал один из известных экспертов в области образования Майкл Барбер: «Все самые замечательные идеи и образовательные реформы могут быть проиграны в школьном классе, если не будет готов учитель».

Яковчук Галина Иосифовна26.01.2016 11980 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar