РАЗРАБОТКИ

Другие модули


План разбора лирического стихотворения (произведения)

Данилова В.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Заинская СОШ№2»
Заинского муниципального района
Республики Татарстан

1. Дата написания. Реально биографический, фактический комментарий.

2. Жанровое своеобразие:

Лирический род литературы и его жанры.

Особенности:

  1. ОДА – торжественное воспевание героических подвигов людей, величественные события в жизни общества, либо грандиозные явления природы.
  2. ЭЛЕГИЯ – проникнута настроением грусти. Повествование от первого лица, изображение радостей и горестей любви, бренность человеческого существования.
  3. ПОСЛАНИЕ – отношение поэта к политическим, нравственным, философским вопросам. Носит дружеский, сатирический характер. Обязательно имеет адресата.
  4. ЭПИГРАММА – тоже имеет адресата, но в эпиграмме зло высмеивается какое-либо лицо или общественное явление.
  5. МАДРИГАЛ – небольшое стихотворение любовно-комплиментарного характера, адресован конкретному лицу.
  6. ЭПИТАФИЯ – надгробная надпись.
  7. ЭПИТАЛАМА – свадебная песнь.

3. Поэтика заглавия.

Типы заглавий:

  1. Авторское или заглавие – аннотация.
  2. Читательское заглавие.
  3. Именной заголовок – «Анна Каренина»
  4. Заголовок –символ – «Дым» Тургенева.
  5. Заглавие с указанием на способ повествования – «Обыкновенная история» Гончарова.
  6. Заголовок – оксюморон (совмещение несовместимого) – «Горячий снег», «Мертвые души».
  7. Реминисценция – «Сильна как смерть» Мопассан, «Шум и ярость»
  8. Заглавие – антитеза (союзные и бессоюзные) – «Преступление и наказание», «Война и мир», «Барышня – крестьянка»
  9. Название, содержащее образное определение – «Бедная Лиза»
  10. Тематическое заглавие – «Отцы и дети»
  11. Проблемно заглавие – «Кому на Руси жить хорошо?»
  12. Временное заглавие – «Осень» Пушкина.
  13. Заглавие, обозначающее место – Пушкин «К морю»

4. Ведущая тема:

  1. Любовь
  2. Одиночество.
  3. Поэт и поэзия и др.

5. Основная идея.

Необходимо найти в произведении в самой смысловой строке. К какому литературному направлению принадлежит автор: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (течения модернизма _ акмеизм, футуризм, символизм, иммажинизм), постмодернизм.

6. Структура стихотворения.

А) Основные изобразительные средства:

1. Сравнение: - развернутые (Гоголь: «И хлынула ручьем молодая кровь подобно дорогому вину»);

  • общеупотребительные (Белый, как снег)
  • авторские (окказиональные) (Маяковский «И упал 12-й час как с плахи голова казненного»)

Используя сравнения, автор сопоставляет предметы и явления, находя между ними сходные черты. Один предмет как бы поясняется другим. Таким образом, ярко проявляются те черты, которые автор желает выделить.

2. Гипербола. Чаще всего используется в сатирической поэзии, цель которой – высмеивание пороков и глубже затронуть сознание читателя. Позволяет полнее понять образ.

  • количественное преувеличение («Щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов» из «Евг. Онегина».
  • Преувеличение действия (Мцыри был рад грозе

Рукою молнию ловил»)
Гиперболизированные бывают характеры: Плюшкин, Коробочка
психология: герои Достоевского)

3. Литота – преуменьшение – (Мальчик-с-пальчик)

4. Антитеза – служит для усиления художественного эффекта. Факты, основанные на контрасте, воспринимаются ярче:

  • словесная (Пушкин «Созданье ада и небес»);
  • образная (Честный Гринев, бесчестный Швабрин);
  • оксюморонная (И загорится влажно и светло)
  • композиционная («Деревня» Идиллия деревни).

5. Метафора.

Для понимания метафоры и ее роли в создании художественного эффекта необходимо проследить ряд ассоциаций:

  • общеупотребительная М. (Легкий человек, небесный свод);
  • индивидуально – стилистическая М. (автора). Суть ее раскрывается только в контексте.
  • Олицетворяющая М. Используя которую, автор выделяет неодушевленные предметы или явления природы свойствами живого существа – недремлющий берег
  • Овеществляющая (каменное слово)


6. Синекдоха. Часть вместо целого. (Сидишь, пехота?; Предложение руки и сердца).

7. Эпитет. С помощью эпитета автор выражает свое отношение к предмету или явлению и помогает создать живой яркий образ.

  • синэстетические (Розовый запах шалфея );
  • постоянные (фольклорные) – добрый молодец, земля-матушка.
  • авторские
  • оксюморонные – веселая грусть

8. Перифраз помогает избежать стилистически стертых повторов (вместо имени) – Солнышко, доченька, Золотая курочка, Весна моих умчалась дней (Весна – молодость).

9. Эмблема очень часто говорят: Олива – эмблема мира, перчатка – вызов ссоры.

10. Повтор – необходим для того, чтобы подчеркнуть элементы несущие концептуальную нагрузку.

  • анафора (разновидность повтора – единоначатие) – Как мимолетное виденье/ Как гений чистой красоты.
  • эпифора – (повтор конечных слов);
  • аналепсис (стык) – горит, горит звезда моих полей;
  • анадиплосис (кольцо) – мутно небо, ночь мутна;

11. Параллелизм
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю природы.

12. Градация
Не час, не день, не год пройдет
Не век, не год, не день

13. Плеоназм Грусть – тоска, житье-бытье.

14. Инверсия. С помощью инверсии автор может расставить акценты в тексте, придать ему дополнительно выразительность.
Что ищет он в стране далекой – Что он ищет в далекой стране – т.е. порядок слов.

15. Эллипсис – пропуск слов.

16. Риторический вопрос, восклицание, риторическое обращение.
Направлен на привлечение внимания читателей. Заставляет подумать и сделать выводы.

Б) Основные особенности ритмики

Силлабика, тоника, силлабо - тоника.

Размер – ямб – (2,4,6,8,10)
- хорей (1,3,5,7,9)
- дактиль (1,4,7,10,13)
- амфибрахий (2,5,8,11,14) замедленное повествование
- анапест (3,6,9,12,15)

Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет – хорей – 1,3,5,7 – четырехстопный

Я пом/ню чуд/но/е/мгно/ве/нье – 2,4,8 – четырехстопный ямб с пиррихием в третьей строке. (т.е. выпадение слога)

Швед/рус/ский/ко/лет/ру/бит/ре/жет 1,2,4,6,8, - 4хстопный ямб со спондеем (увеличивается ритмика, динамика) т.е. лишняя цифра.

В) РИФМА.

Мужская - ударение падает на последний слог последнего слова.
Женская – предпоследний слог последнего слова.
Дактирическая – третий слог с конца.
Гибердактирическая – 4 слог с конца.

Рифма бывает:
Точная далекой – родной
Неточная – далекий – родной

Богатая - гребя – гремя (см. начало слова, даже если есть 1 согласный)
Бедная – гребя – дитя

Грамматическая (части речи).
Неграмматическая

Г) СПОСОБ РИФМОВКИ
- парный;
- перекрестный;
- кольцевой
н/р: одинокий
голубой
далекой перекрестная
родной

Д) Сопоставление и развитие словесных образов по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации.

Е) СТРОФИКА

  • двустишие;
  • терцина (Трехстишие);
  • катрен (4);
  • пятистишие;
  • секстина (6);
  • септина (7);
  • октава (8);
  • сонет (9);
  • онегинская строфа (14).

Ж) ЗВУКОПИСЬ – (ассонанс (гласные), аллитерация (согласные), звукоподражание)

7. Место произведения в творчестве поэта и личное отношение к стихотворению.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены