РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Организация общения педагогов и воспитанников».

Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания

Материалы выступления с ШМО воспитателей
«Организация общения педагогов и воспитанников».


Заместитель директора по ВР
Учитель физики
Смольянина Галина Николаевна

Мытищи 2010

Общение – это не только психологический контакт и
обмен информацией, но также взаимопереживание,
взаимовлияние и взаимодействие.

Наш жизненный опыт, наблюдения показывают, что решающую роль для самочувствия любого человека (а особенно для детей) имеют взаимоотношения людей между собой, а для наших воспитанников взаимоотношения с воспитателями, педагогами, т.к. именно мы проводим с ними наибольшую часть времени.
Мы неоднократно говорим с Вами о возрастных особенностях воспитанников и нам мало это знать, необходимо учитывать особенности детей в работе с ними. Безусловно, не менее важен и стиль работы воспитателей. Стиль – метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности. И у каждого из вас свой стиль работы и не важно даже какой, важно другое, если ваши методы и приемы дают положительные результаты, и общение с ребятами приносит Вам взаимное удовлетворение, значит, вы на правильном пути и надо только продолжать совершенствоваться.
Группы у нас разновозрастные и это в какой-то степени усложняет нашу работу, потому что младшие воспитанники более высоко оценивают свое отношение к воспитателю, они более послушны, их легче проконтролировать. При работе со старшими детьми многие воспитатели пытаются применять те же методы работы, что и при работе с младшими подростками – допускается неоднократно приказной тон в общении с юношами и девушками, т.е. осуществляется авторитарный стиль общения, а не индивидуальный. В результате то, что принимают шестиклассники, является совсем недопустимым по отношению к девятиклассникам.
Есть и другая крайность в поведении воспитателей – чувствуется, что у них не получается контакт с детьми, они применяют попустительский (либеральный) стиль педагогического общения, а именно: стараются меньше вмешиваться в отношения детей, многое упускают, делают вид, что не заметили и т.д.
Тревожным фактом является то, что многие воспитанники, особенно в вечернее время, бегут из группы и находятся в холле, в другой группе, на улице вместе с теми детьми, кто работает в трудовой бригаде. На вопрос, почему вы не в группе, ответы у разных детей из разных групп одинаковые, а что нам делать, скучно, я уже все сделал (а) и …
Вывод один: надо продумывать занятость всех ребят, держать их в поле зрения... Помочь ребенку, находящемуся в детском доме, сможет лишь тот воспитатель, который умеет, постигая свой психический мир, особенности своей личности, видеть реальное состояние ребенка, воспринимать его проблемы, ставить себя на его место.
Очень важно, чтобы общение воспитателей с детьми было личностным, т.е. направлено на конкретного ребенка.
Полезно разговаривать с детьми, причем взрослый должен стараться, чтобы ребенок рассказывал (саморефлексия) о своем состоянии, о том, что послужило толчком хорошего или плохого поведения. Очень полезно связывать в сознании детей прошлые события с будущими. При работе с подростками важен такт взрослого: надо уметь показывать, что, уважая подростка как личность, можете быть недовольными его отдельными поступками, чертами характера. Необходимо устанавливать доверительные отношения с каждым ребенком – для этого надо знать индивидуальные особенности воспитанников, их положение в системе отношений группы, учитывать возрастные особенности детей. Воспитатель должен осуществлять «педагогику сотрудничества», которая предполагает отношения взрослого и ребенка, строящиеся на взаимном уважении, учете обоюдных интересов, стремлений, соблюдение прав ребенка. Очень важно стремиться изменять само содержание общения: обращаться к воспитанникам не только по поводу выполнения того или иного задания, или режимного требования, а стараться больше рассказывать об окружающем мире, сообщать новые знания, затрагивать вопросы взаимоотношения людей и т.п. (в планах работы все это есть, есть ли это в работе?).
Особое внимание педагог должен уделять обучению детей правильному стилю общения. Конечно, такое обучение проходит ежечасно в естественной обстановке жизни группы, но необходимо формировать и специальные приемы и навыки общения. Делать это можно с помощью игр, занятий. Например, обучение навыкам поведения в конфликтной ситуации, когда предлагается группе воспитанников разыграть следующую ситуацию: взрослый несправедливо обвинил подростка в том, что он взял какую-либо вещь. Каковы будут действия каждого участника? Или можно предложить проиграть какую-либо бытовую конфликтную ситуацию (например, ссору по поводу того, кто займет наиболее удобное место в спальне). Предложить найти наиболее простой выход из возникшего конфликта. Важно не только проигрывать разнообразные ситуации, но и обсуждать поведение каждого из участников – выяснить, что было правильного и неправильного в их действиях. Немаловажна для развития общения и такая форма взаимодействия, как дискуссия (в дискуссии существенным моментом является то, чтобы обсуждаемая тема была важна и интересна для всех участников).
Полезно обсуждение реально случившихся ссор, драк, проступков, но не только с целью осуждения, наказания виновных, а и для того, чтобы дети поняли, что произошло, попробовали встать и оценить точку зрения другого. Хотелось бы обратить ваше внимание на один важный момент в отношениях между взрослыми и детьми: родители в семье любят ребенка просто так, независимо от того, хорош ли он для других людей или нет, а только за то, что он есть. Желательно, чтобы у нас сохранилось такое же отношение к детям – ребенок должен быть самоценностью. Ребенок должен быть уверен, что несмотря на возможные неудачи, в этом доме он в любом случае найдет тепло и поддержку.

Рекомендации, обеспечивающие психологическое, эмоциональное благополучие детей

1. Воспитание – это постоянное духовное общение взрослого и ребенка. Надо встречаться с воспитанником как с другом, единомышленником, переживать вместе с ним радость побед и горечь утрат.
2. Каждый ребенок – это совершенно особый, уникальный мир – ЛИЧНОСТЬ. Поручения, которые Вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям.
Сложные, непосильные задания обрекают детей на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, неудовлетворенность собой.
3. Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Но чтобы воспитать в развивающемся человеке самоуважение, учитель сам должен глубоко уважать человеческую личность в своем питомце.
4. Задача учителя – заметить в каждом воспитаннике лучшее, развивать его, не ограничивая это наилучшее рамками школьных программ, поощряя самостоятельную работу и творчество.
5. Детский дом должен возвращать детство тем, кто в семье был лишен его.
6. Правильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять ошибки ребенка, а в том, чтобы не допускать их, предупреждая необходимость перевоспитания.
7. Быть воспитателем – значит быть человековедом, значит видеть, как ребенок познает добро и зло, облагораживать его сердце и закалять волю, воспитывать у него доброту, чувство красоты, человечность.
8. Забота о человеке – это важнейший труд учителя. От здоровья, жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
9. Беречь в детях огонек пытливости, любознательности, жажду знаний
10. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства.
11. Оценка должна нести жизнерадостность, оптимизм, вознаграждать трудолюбие, а не быть кнутом, которым учитель погоняет ученика. Но нельзя и допускать, чтобы оценка баловала ученика.
12. Искусство воспитания состоит в мудром сочетании строгости и доброты: ребенок должен почувствовать в порицании учителя не только справедливую строгость, но и человеческую заботу о себе.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены