РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эффективные методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Главным показателем успешного функционирования школ в условиях модернизации системы образования являются высокие результаты сдачи ЕГЭ. Для того, чтобы выпускники успешно сдавали экзамены, необходимо выявлять пробелы путем анализа аттестационных работ учащихся предыдущих лет.

В целом, оценивая опыт работы школ по участию в ЕГЭ, обозначен ряд проблем:

  • недостаточно эффективно внедряется в практику образовательного процесса использование технологий тестового контроля, применение учебно-тренировочных материалов по подготовке к ЕГЭ;
  • слабо используются возможности организации репетиционных тестирований с привлечением центров тестирования на договорной основе с целью независимой экспертизы уровня учебных достижений учащихся, своевременной коррекции образовательной траектории учащихся, ликвидации выявленных пробелов в знаниях;
  • недостаточно организована работа по изучению учителями школы нормативно-правовых и инструктивно-методических документов, регламентирующих организацию и проведение ЕГЭ, по изучению спецификаций, кодификаторов, демоверсий по предметам ЕГЭ в рамках методобъединений и методсовета школы;
  • недостаточен контроль качества преподавания учебных предметов, включенных в перечень ЕГЭ, со стороны администрации.

Для решения вышеуказанных проблем необходимо проводить определенную работу по подготовке и учителей, и родителей, и учеников к данному виду аттестации. Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом подразумевается целенаправленное сотрудничество администрации, психолога и учителей-предметников (годовой план подготовки школы к ЕГЭ).

Ориентируясь на основные компоненты, к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ можно отнести следующие направления:

  1. Информационное обеспечение (информирование при помощи школьного стенда, выставление информации на школьном сайте, информирование педагогов на совещаниях и семинарах), оформление папок по ЕГЭ, информирование учителей об адресах сайтов в Интернете, где размещены материалы по ЕГЭ, проведение собраний для обучающихся и родителей, индивидуальное консультирование родителей.
  2. Организационная работа (организация и проведение обучающих семинаров, практических семинаров и мастер-классов, оказание методической помощи, консультационная работа, составление методических рекомендаций, памяток, распространение опыта учителей).
  3. Методическое, консультационное, научно-методическое ( анализ учебно-методического сопровождения результатов ЕГЭ, создание базы данных педагогов, участвующих в подготовке учащихся к ЕГЭ, анализ УМК, с которыми работают учителя, с точки зрения эффективности подготовки учащихся к итоговой аттестации.
  4. Диагностико-аналитическая работа (анкетирование учителей-предметников, учащихся выпускных классов с целью анализа и систематизации затруднений, внедрение новых педагогических технологий с целью оптимизации подготовки к ЕГЭ).
  5. Контрольно-инспекционная работа (посещение уроков, изучение документации, тест-контроль учителей с целью выявления их соответствия, приглашение учащихся на беседу с замдиректора УВР, на мини-педсовет с директором школы)
  6. Психологическая готовность (педагог – психолог проводит индивидуальные консультации для учащихся по вопросам подготовки к экзаменам, работает над внутренним настроем учащихся на определенное поведение, над актуализацией и приспособлением возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

И самое главное - предметная готовность (содержательность) - готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания).

В современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это требует от педагогов разработки своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий. Работа с учащимися по подготовке к ЕГЭ должна вестись систематически. Более плотная подготовка итоговой аттестации начинается в 8 и 10 классе. В конце 8 и 10 рекомендуется сдавать репетиционный экзамен по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку проводится на протяжении всего периода его изучения в школе, потому что, в первую очередь, дети должны овладеть содержанием курса и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях.

Учеников с 5 класса необходимо учить приемам:

  • самоконтроля,
  • самопроверки,
  • прикидки границ результата,
  • разумного выбора ответа,
  • сравнения,
  • угадывания,
  • различным «хитростям» быстрых вычислений.

У учащихся должно быть выработано умение работать с тестами. Сейчас издано огромное количество сборников тестов для 5-11 классов. Это и тематические тесты, и тесты для промежуточного и итогового контроля. По таким сборникам необходимо работать в течение нескольких лет.

Методы проведения занятий разнообразны: это и групповая дискуссия, и игровые методы, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий ориентируется на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или выборочно.

Педагог-психолог должен проводить индивидуальные консультации для учащихся по вопросам подготовки к экзаменам.

Опыт показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:

  • системности (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);
  • гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).

Любой экзамен требует подготовки. Но ЕГЭ в этом отношении уникальный экзамен, потому как является наиболее содержательным и емким во всех аспектах: объема изучаемого материала, высокой степени градации уровней сложности тестовых заданий, продолжительности самого экзамена. При всем при этом следует отметить, что подготовка к ЕГЭ ведется на фоне совмещения с учебной нагрузкой текущей школьной программы. Поэтому времени на подготовку к экзаменам, когда ученик пребывает в необходимом тонусе и должной работоспособности, в действительности не так много, оно очень ограничено, и это при том, что ЕГЭ еще является и самым ответственным экзаменом. К такому экзамену целесообразно проводить содержательную подготовку в необходимом объеме. В условиях ограниченности временем очень важно дорожить им, ценить его и проводить занятия максимально эффективно.

В виду особой значимости оценок ЕГЭ при подготовке к экзаменам имеет место и особый подход к планированию. Надо использовать основные принципы теории планирования, обеспечивать обоснованность и четкость всех намеченных действий, соблюдать высокую степень прозрачности планов.

Технология подготовки основана на комплексе принципов разработки и реализации образовательных программ, направленных на совершенность и результативность. Это находит отражение в обоснованности решений всех составляющих подготовки: содержание базы теоретического материала, банка практических заданий и их источников; перечень тем и последовательность их изучения; распределение времени работы по каждой теме; количества повторных обращений к темам; траектории выбора практических заданий и многого другого. При этом необходимо учитывать опыт и специфику подготовки учеников различных уровней знаний.

Обучение должно проводиться педагогами, являющимися одними из лучших, занимающимися подготовкой на профессиональном уровне, творчески одаренными и имеющими соответствующие достижения, полностью отдающими себя любимому делу и работающими на результат.

Если в предыдущие годы большое внимание уделялось предметному обучению, в последние годы усиленно внедряется личностно- ориентированное обучение.
Большое значение придается такой форме подготовки к ЕГЭ, как выполнение онлайн-тестов ЕГЭ и заданий, заложенных в сетевых уроках и тренажерах ЕГЭ. Здесь отменен субъективный фактор при оценивании, проверяется системой в онлайн - режиме и оценивается автоматически. Организована отработка навыков с помощью системы тренингов.

Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик ответил неверно - ему показывается подробное объяснение и дается следующее, аналогичное задание.
Идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель в школе – это самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Подготовка к единому государственному экзамену требует индивидуального, личностно- ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане 10-11 классов имеется по 1 часу учебных элективных занятий в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку и математике. Кроме того, необходимо создать график дополнительных консультативных занятий по обязательным предметам и предметам по выбору. Причем детей надо подразделять на группы по уровню знаний. Посещаемость учащимися этих занятий должны контролировать классный руководитель и непосредственно преподаватель. Необходимо выяснять причины отсутствия ученика на занятии, сведения доводить до родителей.

Особое место при подготовке к итоговой аттестации занимает работа с родителями. Ей тоже придается большое значение. Отношение к ЕГЭ школьников и их родителей неоднозначно. Во многом оно зависит от того, насколько они знакомы с содержанием экзамена и насколько высоко оценивают собственную готовность к нему. Поэтому родители часто должны приглашаться на беседу с заместителем директора по УВР и директором школы. Необходимо информировать родителей на собраниях о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ЕГЭ и уровне готовности каждого выпускника.

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые выпускники будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ. Проводимый ежемесячный мониторинг качества знаний по всем предметам позволяет выявить тот круг умений и навыков, на отработку которых уделялось большое внимание, быстро определить пробелы и оперативно реагировать на них.

Так как тест не является универсальным средством контроля, способный охватить все стороны подготовки к предмету, необходимо проводить и другие контрольные работы, требующие развернутого ответа, написание сочинений на разные темы, публицистического характера.

Наряду с перечисленными приемами, практикуются еще такие новые методы подготовки к ЕГЭ:

  • с целью подготовки к итоговому сочинению уже с 8 кл. в отдельную тетрадь необходимо записывать основную тематику и проблематику каждого изученного произведения по литературе;
  • еженедельно на уроках отрабатывать темы, включенные в планы индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися, мотивированными на высокий результат.
  • в кабинетах на стендах в методических копилках учителей вывешивать цитаты для написания сочинений, образцы сочинений, алгоритм их написания, варианты типовых тестовых заданий.
  • отрабатывать алгоритма выполнения тестовых заданий. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределить свое время на экзамене.

Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ должны включать следующие направления деятельности:

  • повысить у учащихся мотивацию к обучению, формировать у них ответственное отношение к овладению знаниями и умениями;
  • обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности;
  • повысить ответственность учителей, осуществлять внедрение новых педагогических технологий в практику преподавания;
  • обеспечить мониторинг качества знаний учащихся;
  • повысить рейтинг школы по результатам ЕГЭ.

Только в комплексе все эти приемы и методы будут способствовать повышению качества сдачи ЕГЭ.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены