РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

Полякова Лидия Ивановна,
учитель русского языка и литературы

Цель данной работы: показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации развития творческих способностей детей во время учебного процесса.

Тема, возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не случайно: она подсказана опытом преподавания в 5-х,6-х классах.

Задачи:

  1. Дать психологическое обоснование роли развития творческих способностей детей в жизни ребенка.
  2. Рассказать о развитии творческих способностей детей на уроках и во внеурочное время.
  3. Привести примеры использования дидактических игр, а также описание специальных педагогических игровых приемов для развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.

Что такое творчество?

Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности.

Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации.

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.

Условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой, интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.

Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приемы.

Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартное решение. Вот почему специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного для учащихся, например, с предложения ответить на вопрос:»Что можно сделать необычного с обыкновенным … кирпичом?» Варианты будут разнообразные, но прежде всего ценятся те, которые предлагают использовать кирпич нестандартно (украшение для газона, кукольная мебель, инструмент для колки орехов, пудра и т.д.)

Приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение, используются в технике ТРИЗ (теоретическое решение изобретательских задач). В качестве творческого тренинга можно предложить школьникам такую задачу. Называются три слова: красный, круглый, кислый. За пять минут нужно придумать не менее пяти предметов и явлений, которым были бы свойственны все три эти определения. Как правило, сначала называют ягоды: калина, смородина, рябина и т.д., затем соленые помидоры, скисшее варенье.

Здесь важно уловить момент и подсказать еще одно направление поиска:
– А почему никто не назвал красный мяч?
– Но он же не кислый.
– А кто помешает вам облить его лимонным соком?

И тогда начинается новый ряд: незрелое яблоко, покрытое красной акварелью; круглый кусок кирпича, вымоченный в уксусе и т.п.

В ходе работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого воображения: начальный (учащиеся называют готовые, существующие в природе предметы), средний (предлагают предметы и явления, подвергшиеся воздействию человека) и высокий (он основан на образном восприятии и максимально отражает личное отношение человека к называемому явлению).

Поначалу работа на высоком уровне дается учащимся с трудом. При сопоставлении определений круглый, красный, кислый возникает образ человека после бани: распаренного, «раскисшего», или грустное лицо индейца.

Нужно подчеркнуть, что высокий уровень творческого воображения отличается тем, что здесь не просто называется какое-либо явление, но и выражаются чувства самого говорящего.

Умение решать творческую задачу в условиях ограничений формирует и следующее задание: предлагается три любых слова, за 7 минут нужно составить не менее 9 предложений, в каждом из которых будут обязательно употреблены все эти три слова. Наборы слов самые непредсказуемые: вагон, Австралия, облако. Учащиеся достаточно быстро исчерпывают возможности начального и среднего уровней и поневоле начинают использовать третий, образный уровень: тогда-то и случается, что вагон влюбляется в Австралию и мечтает об облаке, на котором он долетит до предмета своей мечты.

Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыкновенные вещи под новым, непривычным углом зрения.
К сожалению, учебная программа, основанная на четком и логичном изложении материала, изначально не приемлет творческих фантазий. Поэтому необходимо выделять время на «минуты фантазии» на уроках или на специальные уроки творчества. Результаты детского творчества будут самыми разными: сочинения, стихи, рисунки.

Возможно, в практике других учителей найдутся и более интересные формы работы. Однако названные приемы направлены не только на активизацию творческих процессов, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении у всех учащихся.

Существует бесконечное множество приемов развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время:

  • игры буриме и акростих;
  • составление и разгадывание кроссвордов и ребусов;
  • приемы работы в технике ТРИЗ;
  • решение творческих задач в условиях ограничений;
  • работа в жанре эссе и др.

Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время должны помнить:

  • Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события.
  • Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное.
  • Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных».
  • И самое главное – творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Список литературы

  1. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.
  2. Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.
  3. В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.
  4. Журнал «Русский язык в школе»,
  5. http://festival.1september.ru
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены