РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Поиск путей ненасильственного разрешения конфликтов

ПОИСК ПУТЕЙ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Иванова Надежда Валентиновна,
учитель английского языка
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5
с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского района г. Красноярска
раб. тел.: (391)2-24-75-60, 2-24-72-70;
e-mail: nade-ivanova@yandex.ru

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Если в коллективе детей существуют отношения сотрудничества, общения, са-моутверждения и отсутствуют предубеждения, в нём созданы условия для нена-сильственного решения конфликтов.
Кэтрин Дэнхардт, доктор философии, Патрисия Портер и Кэти Вайн из универ-ситета штата Делавэр, США, разработали Программу поиска путей ненасильст-венного разрешения конфликтов.
Цель программы: научить детей решать свои собственные конфликты в нена-сильственной, конструктивной манере.
Автор познакомилась с программой в 1999 году на семинаре по повышению квалификации при Университете штата Делавэр в городе Неварк.
Вашему вниманию представлен перевод отдельных материалов программы, ко-торые могут быть полезны воспитателям, детским психологам, классным руко-водителям и учителям-предметникам. Интерес представляют практические заня-тия, позволяющие научить детей решать конфликты ненасильственным путём.

2. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОЗДАНИЮ БЕСКОНФЛИКТНОЙ СРЕДЫ

2.1. Сотрудничество способствует укреплению и развитию, как личности, так и коллектива в целом. Дети:
 уступают свою очередь другим;
 просят о помощи у детей, а не у взрослого;
 делятся материалами, информацией друг с другом;
 охотно работают с теми учащимися, с которыми обычно не любят работать;
 умеют похвалить других словесно и иными средствами;
 охотно выслушивают других, прежде чем высказаться самим;
 доводят совместную работу до конца.

Строительство машины

Цели: Совместная экспериментальная работа и творческое самовыражение детей.
Этапы работы:
Строительство машины.
Сначала продемонстрируйте “живую” машину. Например: Стиральную машину могут сделать два человека с вытянутыми руками. Третий будет двигателем. Один или два человека изображают белье, двигающееся внутри.
После демонстрации предложите группам из 4-5 человек создать свою собст-венную машину. Им следует подумать над следующими вопросами:
1. Какую машину вы хотите построить? 2. Можно ли вашей группе построить ее?
3. Каковы части у этой машины? 4. Какой частью хотел бы ты быть?
Каждая группа отрабатывает свою машину в действии, затем демонстрирует ее классу. По окончании демонстрации остальные угадывают название машины. Обсуждение:
1. Как вы решили, какую машину делать? 2. Как группа распределяла роли?
3. Тебе понравилась или нет та роль, что ты играл? 4. Почему?
5. Что бы ты изменил в вашей работе? 6. Что тебе понравилось в работе?

2.2. Коммуникация поможет найти главную причину конфликта. У детей выра-батывается определённое поведение:
 выражают свои положительные чувства с помощью “Я - сообщений”;
 конструктивно описывают свое поведение и других людей или проблемы;
 выслушивают других, прежде чем высказаться самим;
 говорят уверенным голосом;
 не избегают прямого зрительного контакта (глаза в глаза).

Умение и неумение слушать

Цели: Различать хорошее и плохое умение слушать.
Материалы: Маркеры, ватман, липкая лента.
Этапы работы:
Хорошее и плохое умение слушать:
Предложите ребёнку выйти вперед и рассказать о недавно просмотренном фильме. Демонстрируйте свое невнимание: смотрите в сторону, перебивайте, смотрите на часы, выражайте скучающий вид, смейтесь в неподходящий мо-мент.
Покажите умение слушать с другим ребёнком: смотрите глаза в глаза; кивайте и улыбайтесь собеседнику в подходящий момент; не перебивайте, задавайте во-просы, которые нужны для вашего понимания; повторяйте, что вы слышите, по-казывая, что понимаете.
Обсуждение всего занятия:
Что может случиться, когда вы не слушаете кого-то?
Как вы можете показать, что вы слушаете?
Как вы чувствуете, когда кто-то слушает (не слушает) вас?

Книга обо мне

Цели: Дать учащимся возможность творчески выразить себя. Продолжить про-цесс формирования детского коллектива.
Материалы: картон, бумага, маркеры, цветные карандаши.
Этапы работы:
Странички о себе: хобби, любимый спорт, животное, еда, семья.
Дизайн обложки.
Обсуждение: Почему ты решил рассказать группе именно об этом?

2.3. Творческий подход к решению конфликтов: научившись работать вместе, дети умеют эффективно общаться, поддерживать и уважать друг друга, способны решать проблемы совместно:
 видят цели и потребности друг друга,
 распознают проблемы других людей,
 ищут пути творческого решения проблем методом мозгового штурма,
 оценивают альтернативы, приходить к общему решению и выполнять его.

Конфликт-мультфильм

Цель: учить детей видеть процесс конфликта изнутри.
Материалы: листки с мультфильмом, карандаши.
Этапы работы:
Изображение путей разрешения конфликта в рисунках (индивидуально, в парах).
Демонстрация рисунков.
Обсуждение:
 Что, по - твоему, испытывал каждый персонаж?
 Кто выиграл (проиграл) и почему?
 Были ли у тебя проблемы в процессе решения конфликта? Какие?

2.4. Умение бороться с предубеждениями развивает у детей умение ценить раз-личия в людях: экономическое, культурное, по половому признаку. При этом дети демонстрируют следующие умения:
 умение ценить отличия людей друг от друга,
 способность находить сходство между собой и другими людьми,
 гордость за свою индивидуальность и уважение отличий других людей.

Зомби

Цель: Учить детей видеть в различиях положительные аспекты.
Материалы: Звонок / свисток, мелки или маркеры, ватман.
Этапы работы:
Дети - зомби должны двигаться медленно и выполнять одинаковые движения (стоять, сидеть, точить карандаш…) Только эти (например, пять) движений могут делать зомби. Учитель – патруль зомби – как только заметит иное движение, сви-стит, и все зомби замирают на 15 секунд.
Обсуждение.
Как ты ощущал себя в роли зомби?
Какие чувства вызывала у тебя необходимость выполнять одинаковые дейст-вия?
Интереснее ли жизнь, когда можно делать разные действия и по – разному?

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Представленные в данной статье занятия – лишь часть психологических тре-нингов, разработанных авторами программы. Использование их на уроках и во внеурочной деятельности будет способствовать самопознанию и самоутвержде-нию детей. Обучение в сотрудничестве будет способствовать снижению уровня конфликтности и тревожности в детском коллективе.

Благодарность:

Исследования по данному вопросу стали возможны благодаря поддержке Про-граммы признания учителей, финансируемой Бюро вопросов образования и куль-туры при Информационном агентстве Соединённых Штатов Америки, под эгидой Акта Фулбрайта-Гейса 1961 года, под управлением Американских Советов по международному образованию. Мнения, высказанные автором в данной статье, являются её личными и не выражают точку зрения Информационного Агентства и Американских Советов.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.