РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Социально-педагогическая модель работы с детьми группы риска в учреждениях различной ведомственной принадлежности

Автор: Шерухнова Елена Александровна

В статье рассмотрена социально-педагогическая модель социальной защиты и поддержки ребенка группы риска в учреждениях различной ведомственной принадлежности. Представлены методы интегративной организации социально-педагоггической работы с неблагополучным ребенком.

Ключевые слова: социально-педагогическая модель, социально-педагогическая работа с детьми группы риска, проблемы социального развития детей группы риска, социальное неблагополучие детей.

В настоящее время специалисты различного профиля подготовки активно используют несколько сложившихся стратегий (моделей) работы с детьми группы риска и помощи семье. Среди них социально-медицинская, социально-педагогическая, социально-коррекционная, психологическая, диагностическая и др. Использование той или иной стратегии на практике зависит от характера проблем и причин, вызывающих социальное неблагополучие детей и детско-родительских отношений. На наш взгляд, наиболее перспективной является социально-педагогическая модель и её интегративное и системно-комплексное применение.

Социально – педагогическая работа с детьми группы риска в условиях учреждений различной ведомственной принадлежности призвана строиться в контексте системного восстановления целостности и взаимодействия процессов социализации и духовного саморазвития личности в семье и в микросреде основной жизнедеятельности ребенка. При этом интегративная сущность социально-педагогической деятельности с детьми группы риска заключается в возможности её применения различными профессиональными коллективами специалистов. Они могут реализовать отдельные направления, принципы и методы социально-педагогической работы с данным контингентом как в жизненном и информационном пространстве ребенка, так и в ходе направленной организации познавательной, социально полезной, коммуникативной, досуговой, спортивной, художественной и трудовой и других видах деятельности.

Основные её цели и задачи включают:

  • формирование у ребенка из проблемной семьи личного опыта конструктивной деятельности;
  • развитие ответственных отношений к окружающему миру;
  • выработка социально-приемлемых «привычек» и способов разумной организации собственной жизни, причем, в условиях организованного социального воспитания, обязательного обучения и планомерного общекультурного развития личности ребенка.

Ведущие учреждения, работающие в логике социально-педагогической модели: государственно-управленческие органы социального развития регионов; учреждения общего, дополнительного и профессионального образования; социальные приюты и социально-реабилитационные центры; службы социальной защиты; отделы системы ОВД по социально-педагогической работе с «детьми улицы», территориальные клубы по месту жительства, центры внешкольной работы с детьми группы риска и др.

Основные, личностно-ориентированные, методы интегративной организации социально-педагогической работы с несовершеннолетними включают технологически различные комплексы специальных приемов и способов профессиональной деятельности. Причем, фактически все они направлены на выявление и преодоление индивидуальных проблем жизнеустройства социально-неблагополучного ребенка, на диагностику и анализ особенностей в его социально-психологическом развитии, на непосредственную организацию процесса социализации (ресоциализации) каждого такого ребенка.

Как правило, логика интегративной социально-педагогической работы с социально-неблагополучным ребенком в условиях различных ведомственных учреждений требует, прежде всего, использования индивидуально-коммуникативных диагностических технологий. Именно они, на сегодняшний день, обеспечивают выявление специфики жизненного пути и проблем социального развития несовершеннолетнего.

Данные технологии позволяют выяснить восприятие ребенком своей жизненной ситуации, его основные проблемы и жизненные планы. Среди них в социально-педагогической практике наиболее часто применяются:

  • Биографический метод в формах беседы или тест-анкеты («Моя биография», «Моя семья», «Моя личная история», «Моя жизнь», «Мои жизненные планы» и т.п.;
  • Проективные методы (рисунки «Мой дом», «Мой класс», «Моя семья», «Мои друзья» и др.).

На диагностической базе, далее, в логике применения социально-педагогической модели следуют непосредственно коррекционно-воспитательные и социально-педагогические технологии. Они обеспечивают «снятие нарушений» и решение задач позитивного социального развития и (или) ресоциализации личности ребенка.

Данные технологии включают в себя комплексы различных средств и приёмов, которые, по своим целям и решаемым задачам, во-первых, стимулируют самостоятельную социальную и познавательную деятельность ребёнка, что существенно укрепляет, обогащает и развивает личный опыт позитивных действий и социально-приемлемого поведения ребенка. Во-вторых, корректируется сложившийся отрицательный опыт. Для этого применяют так называемые сценарные и специальные методы. Например, к таковым можно отнести следующие: «эмоционального закаливания», снятие и исправления нежелательных форм поведения и привычек, социальные, социально-психологические и ситуационные тренинги и другие социально-корректирующие приемы реадаптации ребенка группы риска.

Что касается неотложной социальной помощи ребенку в рамках применения социально-педагогической модели, то она оказывается в особых случаях. К основным таким ситуациям можно отнести следующие, если: ребенку негде жить; у него имеется потребность в медицинской помощи; он нуждается в защите от негативных действий взрослых и сверстников, угрожающих его жизни и здоровью.

При этом во всех случаях нужно иметь достаточно возможностей, чтобы поместить ребенка в социальный приют, социально-реабилитационный центр или медицинское учреждение. Социальному педагогу всегда следует помнить, что он несет персональную ответственность, как перед ребенком, так и за отношение к нему в данной ситуации и учреждении: навещает его, пытается облегчить адаптацию ребенка к жизни в новом учреждении и т.д.

Между тем, большинство несовершеннолетних, оказавшихся на улице, не считают, что у них есть какие-либо проблемы, по крайней мере, такие, в которых ему мог бы помочь социальный педагог. В этом случае, по долгу службы и по душе таким специалистам важно оказаться рядом, чтобы грамотно предложить и оказать социальную и социально-педагогическую помощь ребенку.

Социально-педагогическая работа с детьми группы риска в современных условиях России успешно реализуется и в иных, по своему содержанию организации социально-педагогической деятельности, условиях центров внешкольной работы и территориальных клубов по месту жительства. Подобные учреждения обеспечивают детям группы риска свободу выбора и свободу перемещения в пространстве их жизни. Поэтому социальные педагоги должны быть готовы к тому, что одни несовершеннолетние будут приходить, другие - уходить. Клуб по месту жительства - это место, где ребенку должны быть рады всегда, когда бы он ни вернулся, - через неделю или через месяц. Здесь он может проявить себя таким, какой ты есть.

Ведущие профессионально-организационные задачи работы в рамках социально-педагогической модели здесь дифференцируются и существенно зависят от специфики детского контингента. Ребенок группы риска должен быть хозяином территории своего общения. Естественно, что взрослым (в том числе и социальным педагогам), с их стереотипами поведения, сложно делегировать ребенку часть полномочий, ослабить контроль. Их беспокойство понятно: бесконтрольность таких встреч может в одночасье «развалить» основы клуба. Поэтому специалистам необходимо установить границы возможного и невозможного, совместно договориться о правилах жизни на данной территории детей друг с другом и взрослых с детьми. Каждый ребенок хочет быть услышанным, поэтому важно дать ему эту возможность – говорить самому о том, что его волнует.

В таких учреждениях необходимо сообща организовать насыщенную и яркую совместную деятельность. Это - самое главное и самое трудное для успешного функционирования такого клуба по месту жительства.

Для организации совместной деятельности во времени последовательно решается ряд следующих задач:

  • формирование у детей и подростков общих целей, нравственно-этических представлений и стремлений, например, связанных с возрождением в своём социуме народных традиций и обычаев, открытие патриотических и интересных исторических фактов и т.д.;
  • совместное наполнение активно-деятельным содержанием свободного времени ребёнка и его проблемной семьи;
  • развитие у детей умения с пользой для себя и общества проводить свободное время;
  • пропаганда здорового образа жизни, культуры реализации времени собственной жизни и т.д.

Безусловно, практическая реализация методов и технологий организации социально-педагогической работы с детьми группы риска следует рассматривать с позиций системно-интегративного подхода конкретному социальному пространству, месту их воплощения. С одной стороны, все они призваны обеспечить заботу и сопереживание социально обездоленному ребенку в решении проблем его семьи, содействовать в успешном жизнеустройстве, компетентно поддержать в трудный период жизнедеятельности. С другой, - все они одновременно направлены на постоянную активизацию сущностных сил личности и жизнеспособности самого несовершеннолетнего, т.е. сфокусированы в личном времени его развития.

Забота и сопереживание, опека, помощь, социальная поддержка ребенка группы риска начинается с официального сообщества (соответствующих социальных, местных и управленческих структур государства, общественных организаций и объединений). В системе локально-бытовой культуры ребенка – это участие со стороны кровных родственников и в ходе значимых взаимоотношений (с учителями, воспитателями, социальными педагогами, специалистами по социальной работе). В системе межличностного взаимодействия самого ребенка с матерью и отцом специалистами, оказывающими социальную и социально-педагогическую поддержку.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены