РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Интеллектуальные способности человека: память

Интеллектуальные способности человека

Память важна для выполнения многих задач. Ею пользуются для того, чтобы на более или менее короткое время запоминать самую разную информацию. Личные воспоминания, общеизвестные факты, самые разные события. Для формирования личности и ее развития важно, что это своего рода прямой свидетель нашего прошлого (эпизодическая память), истории и общего знания (семантическая память). По этой причине память считается одной из важнейших когнитивных способностей человека.

Вербальная и визуальная память

Вербальная память предназначена для того, чтобы запоминать, например, различные словосочетания и воспроизводить их позднее. Для многих людей запоминать визуальную информацию легче, чем вербальную. Визуальная память очень зависит от нашей внимательности, так как чтобы запомнить различные элементы вокруг себя, их необходимо анализировать. Поэтому мы легко находим предметы, которые мы уже видели, и помним, в чем был одет человек, которого мы встречали.

Хотя память часто и рассматривается как нечто единое (например, говорят «у него хорошая память»), в реальности существуют разные виды памяти. Помнить о том, что Вы ели вчера вечером, и помнить о том, что Москва – столица России, абсолютно разные вещи. При этом мозг по-разному функционирует в зависимости от конкретного типа информации.

Традиционно в зависимости от продолжительности хранения информации в мозге принято выделять следующие типы памяти: сенсорная, краткосрочная и долгосрочная память.

Сенсорная память – самая краткосрочная. С ее помощью можно воспринимать любую новую информацию, которую мы воспринимает в течение самых малых долей секунды.

Краткосрочная память (иными словами – оперативная память) позволяет запоминать информацию на более продолжительное время. Ее способности ограничены, поэтому она может запоминать за один раз лишь небольшое количество элементов. При помощи памяти этого вида можно, например, запомнить номер телефона, который нам сообщили вербально, до того момента, как мы его записали на листе бумаги. Краткосрочная память также используется при чтении и позволяет временно запомнить информацию только что прочитанного предложения и понять его взаимосвязь со следующим предложением.

Долгосрочная память включается тогда, когда мы пытаемся запомнить что-нибудь на длительное время, и также тогда, когда мы вспоминаем что-либо из прошлого. Ее объемы и сроки хранения информации не ограничены. При этом в мозге хранятся различные виды информации.

Долгосрочную память традиционно принято подразделять на эпизодическую, семантическую и процедурную.

Такие воспоминания, как то, что человек делал вчера, время начала рабочего дня или день рождения родственников (эпизодическая память) - это личные воспоминания, для которых очень важен контекст их запоминания.

В свою очередь семантическая память, например знания правил грамматики, значений слов, культурных обычаев, названий столиц стран или названий предметов, общеизвестные факты – это такой вид памяти, для которого личный контекст уже не имеет значения.

Первоначальные эпизодические воспоминания уже преобразовались в семантические знания, так как они отрезаны от их пространственного и временного контекста. Такой вид знания относится к семантической памяти, благодаря которой можно запомнить и затем воспроизвести, например, названия предметов и слова, имеющие определенное значение.

Однако есть не только явные воспоминания, которые позволяют осознанно искать запомненную информацию. Процедурная память представляет собой своего рода автоматический режим, с помощью которого память выдает информацию. В этом случае речь идет о скрытых механизмах памяти, которые обобщают воспоминания и знания (например, игра на пианино, езда на велосипеде, вождение автомобиля). Хотя мы и проводим эти действия автоматически, нам нужны те знания, которые накоплены в мозге.

Нарушения памяти

В повседневной жизни память играет настолько важную роль, что нарушения памяти могла бы стать большой проблемой. Одного опасения возникновения проблем с памятью достаточно для того, чтобы воззвать стресс.

Нарушения памяти часто возникают у людей старше 50 лет, и это нередко приводит к нейродегенеративным расстройствам. Однако разрушение когнитивных способностей и ослабление памяти не являются нормальной частью процесса старения. Ослабление памяти может быть связано с определенными стрессовыми событиями или обстоятельствами, например с хронической усталостью, снижением мотивации или с негативными  эмоциями.

Способы улучшения памяти

Для улучшения своей памяти можно применять следующие приемы:

  • целенаправленная концентрация внимание на той информации, которую нужно запомнить;
  • выделение важной для понимания информацию;
  • обдумывание и исследование содержания и смысла каждой единицы информации. При этом большое значение имеет эмоциональный аспект: то, к чему у нас нет интереса, запомнить сложнее. Чем больше эмоциональная заинтересованность в чем-либо, тем лучше это можно запомнить.
  • разделение информации на категории.
  • составление ассоциаций. Такие рутинные задачи, как поливать цветы или принимать лекарства, запомнить несложно, так как эти задачи ассоциируются с определенными обстоятельствами, например прием пищи или просмотр телепередачи. Кроме того, для улучшения запоминания чего-либо, можно связывать каждое слово, которое нужно запомнить, с конкретным предложением или ментальным образом.
  • регулярное повторение и проверка изученной информации.

Во всех сферах жизни память – наиболее востребованная интеллектуальная способность. Она позволяет запоминать самую разнообразную информацию (например, номер телефона, дела, которые мы делали на прошлой неделе, названия предметов или имени людей, с которыми мы недавно познакомились, а также исторические даты).

Память также важна для других интеллектуальных способностей, например при чтении, аргументировании, счете в голове или образном мышлении. Осознаем ли мы это или нет, в любом случае мы постоянно пользуемся нашей памятью, и она помогает нам запоминать как общеизвестные факты, так и личные события, так и механические действия. 

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика