РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Компетентностный подход к формированию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции в преподавании русского языка и литературы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Молодёжный Наро-Фоминского района Московской области

ДОКЛАД
на тему
«Компетентностный подход к формированию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции в преподавании русского языка и литературы»

Учитель русского языка и литературы
Куршакова Лариса Петровна


Введение.
В настоящее время привычной стала такая картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с плеером, телевизионной приставкой, учащийся у компьютера. Дети сегодня проводят с техникой 5-6 часов в день. Это время пролетает для них незаметно, когда они усаживаются поиграть один на один или группой возле «мыслящего», но бессловесного и бесчувственного игрока. Посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца или года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным фактором в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.
Современное общество вступило в новую фазу развития, в которой широко используются информационные технологии. Этот факт требует изменений и в образовательном пространстве. На смену традиционным методикам приходят новые, предполагающие использование компьютера, который становится средством расширения интеллекта обучаемых, их развития.
Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит «отторжение» ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, у школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения, как коммуникативная компетенция, без которой невозможно развитие современной личности, готовой реализовать себя в профессиональной, социальной и других областях современной жизни.
Огромную роль в создании и воспитании такой личности играют уроки русского языка и литературы, так как именно здесь ребёнок имеет возможность развивать свою речь, грамотность, учится общению. То есть, у ученика формируются коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции, которые никак нельзя отделить друг от друга, так как первая из них базируется на двух других. Они определены рядом документов, в частности - «Стратегией модернизации содержания общего образования» (М.,ООО «Мир книги», 2001, с.18).

Теоретические сведения.

Проблема компетенции и компетентности занимает особое место в научной литературе.
Дмитрий Николаевич Ушаков в «Толковом словаре русского языка» даёт такие определения: «Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом», «Компетентность – осведомлённость, авторитетность».
Таким образом, компетенция – это явление, круг вопросов, а компетентность - свойство личности. Компетенция – область знания, в которой человек может быть осведомлен; компетентность же предполагает обычно высокий уровень владения определенной областью информации.
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонней личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. Естественно, компетентностный подход к преподаванию предполагает формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций. На них следует остановиться подробнее.
Как уже сказано выше, формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.
Языковая компетенция – овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащегося; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Языкознание», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Исходя из этого, компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами).
Необходимо также помнить, что итоговые аттестационные работы выпускников 9 и 11 классов содержат задания, проверяющие лингвистическую компетентность (то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений) и языковую компетентность (практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм).
Так что же может сделать учитель русского языка и литературы в процессе преподавания своих предметов, чтобы сформировать у ученика нужные компетенции?
Компетентностный подход к данной проблеме предполагает не только привычный для всех процесс передачи знаний от учителя ученику, но и создание условий для того, чтобы ребёнок получил навыки самостоятельной исследовательской деятельности, чтобы он «научился учиться». В соответствии с этим требованием учитель должен использовать в своей работе такие методы и приёмы, которые помогали бы ученику в формировании необходимых ему компетенций.
Анализ собственных научных результатов и их обобщение.
Так как языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции взаимосвязаны, я на своих уроках использую принцип: «Обучаться нужно, общаясь». Причём, общение должно происходить на двух уровнях: «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Поэтому нередко использую работу в парах и групповую. Такая работа очень эффективна в процессе дискуссий и соревнований. Дети учатся не только высказывать свою точку зрения, но и получают навыки умения работы с одноклассниками. Главное – дети свободно говорят, спорят, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Формирование коммуникативной компетенции успешно проходит на уроках литературы, так как именно здесь ученик приобретает практику публичного выступления. Поэтому дети часто готовят сообщения о писателях, участвуют в уроках-диспутах, дискуссиях. Важным моментом на уроках литературы я считаю то, что ребёнок не должен бояться неправильно ответить на поставленный вопрос. Боязнь ошибиться часто не позволяет высказать своё мнение. Поэтому на уроке должна быть доброжелательная обстановка, чтобы ученики свободно высказывались и сообща находили правильный ответ.
Литература тесно связана с другими видами искусства. Это позволяет проводить интегрированные уроки, на которых формируется коммуникативная компетенция учащихся. Так, на интегрированном уроке в 8 классе «Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (литература – изобразительное искусство) после подробного анализа текста произведения ученики выполняли работу в парах, в процессе которой при помощи красок и цветной бумаги создали «портрет» полковника, а затем аргументировали выбор его цветовой гаммы и формы. На уроке по произведению А.Грина «Алые паруса» дети познакомились и с одноимённым фильмом, а затем высказали своё мнение о повести и киноверсии, сделали вывод о том, что хотел сказать писатель читателям. Хорошим приёмом формирования коммуникативной компетенции является написание учениками сочинений на темы, которые требуют мыслительной деятельности, сравнений, выводов. Интересны в этом плане такие темы: «Чацкий. Победитель или побеждённый?», «Можно ли считать Дубровского преступником?», «Современны ли произведения А.С.Пушкина?» и т.д. Такие задания побуждают перечитать текст, поработать со справочной литературой, увидеть ассоциации, а также учат выражать свои мысли в письменной форме. Таким образом, мы отказываемся от апелляции к мозгу как хранилищу знаний и оснащаем школьника способами самостоятельного управления познавательной деятельностью, преобразуем ученика как объекта воздействия в субъекта интеллектуального труда.
На уроках русского языка, начиная с 5 класса, сообщая тему занятия, прошу ребят сформулировать задачи, которые будем решать. Кроме того, использую диалоговые ситуации, например: «Можно ли считать категорию состояния самостоятельной частью речи?» Это задание обычно выступает как сочинение на лингвистическую тему, а его можно использовать в качестве дискуссии. Таким образом, дети учатся строить короткие высказывания и «открывают» для себя знания. А это и требуется при компетентностном подходе к процессу обучения.
Формирование языковой компетенции является важнейшей задачей на уроках русского языка, так как от неё зависит грамотность учащихся. Выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Задача школы ХХI века - ликвидировать этот пробел.
Существует много приёмов формирования языковой компетенции. Но мне хотелось бы остановиться на тех, которые отвечают требованиям компетентностного подхода.
Приём семантизации (раскрытие смыслового значения слова) заинтересовывает детей, заставляет думать, искать, сопоставлять. Так, ученики обязательно запомнят, что слова «кольцо», «колодец» и «колобок» исторически родственные («коло» означало «круг»). А когда мы изучаем правописание слов «багряный», «багровый» и «бордовый», ученикам интересно будет узнать, что на Руси красная краска называлась «багр», и поэтому первые два слова надо писать с буквой А, а третье – с буквой О.
Приём преемственности в обучении особенно эффективен в 5 классе, когда дети постепенно пополняют знания, полученные в начальной школе, новым материалом. Причём старый материал должен активно использоваться. Например, на уроке «Грамматическая основа предложения» ребята вспоминают, как они называли подлежащее и сказуемое (главные члены предложения), а затем узнают, что их можно назвать по-другому (грамматическая основа). В данном случае используется приём новизны. Затем подводим итог о вариантах названия подлежащего и сказуемого, то есть формулируем вывод (используется логический приём).
Перечисленные приёмы обучения позволяют детям не просто пассивно воспринимать информацию, а быть созидателями собственных знаний. Таким образом, на уроках я реализую проблемно-поисковый метод, который незаменим при компетентностном подходе к обучению.
Начинать формировать лингвистическую компетенцию нужно уже с 5 класса. Так как данная компетенция тесно связана с терминологией, то на этой ступени обучения уместно применение игровых форм. Известно, что неотъемлемой частью любого урока являются физкультминутки. Детям больше нравятся не простые упражнения, а тематические, связанные с предметом. Они заставляют двигаться и одновременно совершать мыслительные операции. Например, когда я называю слово, являющееся именем существительным, дети должны хлопнуть в ладоши, глагол – присесть, прилагательное – подпрыгнуть и т.д. То есть в этой игровой ситуации формируется лингвистическая компетенция – дети соотносят слова и части речи.
В старших классах уместно предлагать детям задания следующего характера: подготовка сообщений об учёных-лингвистах, написание сочинений на лингвистическую тему, в предложенных отрывках из литературных произведений найти примеры языковых явлений и т.д.
Выводы.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать их уровень умений работы с учебным материалом, реализовать творческие возможности, учить детей самостоятельно получать информацию. Говоря другими словами, современная школа должна использовать компетентностный подход к формированию у учащихся образовательных компетенций, в том числе – коммуникативной, языковой и лингвистической, которые являются одними из главных. Это необходимо, чтобы нынешние школьники смогли реализовать себя в динамичных условиях, сумели адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.

Список литературы
1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М., 2003.
2. «Стратегия модернизации содержания общего образования».-М.,ООО «Мир книги», 2001.

3. Д.Н.Ушаков. «Толковый словарь русского языка».- М., 2000.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены