РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация внеурочной деятельности в начальной школе

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Модель организации внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии младшего школьника.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС).

В нашей школе в результате кропотливой работы, удалось создать такую специфическую школьную среду, в которой урочный процесс гармонично дополняется разнообразным спектром занятий во второй половине дня, обеспечивая комплекс интеграции воспитания и организации познавательной, эстетической, спортивной и оздоровительной деятельности. Система организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся в школе полного дня предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения.

В программе образовательного учреждения по воспитанию и социализации младших школьников нашла отражение система дополнительного образования.
Она представлена различными кружками, реализующими направления внеурочной деятельности.

Одним из важных направлений в системе внеурочной деятельности школы является эколого-биологическое направление, так как экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Современная экологическая этика ищет решение проблем человечества в душе человека. Уважение к жизни, к природе – вот принцип этой этики.

Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею. И моя цель, цель учителя, - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы.

Крайне беден позитивом опыт взаимодействия ребят с окружающей средой. В поле их зрения постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным. Экологическое бескультурье становится «нормой», ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира. Программы по окружающему миру, по которому обучаются учащиеся начальной школы, уделяют большое внимание экологическим вопросам. Но этого, конечно, недостаточно. Кроме уроков нужны еще и дополнительные внеклассные занятия.

Поэтому в нашей школе ведет работу кружок «Юный друг природы», педагогом которого являюсь несколько лет.

Занятия ведутся по моей авторской программе, которая была лицензирована на региональном уровне.

Цель работы:

  1. Организовать работу в школе по принципу «природосообразности», суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу.
  2. Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека.
  3. Формировать у детей чувства прекрасного, расширять представление учащихся о природных явлениях, показать взаимосвязь изменений в жизни растений, животных и неживой природы.
  4. Воспитание любви к родной природе.

Задачи работы:

  1. Прививать чувство ответственности за красоту и чистоту природы(воздуха, воды. почвы).
  2. Воспитывать наблюдательность у учащихся, интерес к природе и бережное отношение к живой и не живой природе на планете, природным богатствам страны, дарам лесов, рек.
  3. Познакомить с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды. которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью, ведущейся в данных направлениях.

Сегодня проблемы экологии выходят на первый план. Воспитание детей экологически грамотными даст в будущем возможность улучшить состояние окружающей среды. Важную роль в этом воспитании дает не только теоретическое изучение детьми основ экологии, как науки, но и практическая природоохранная деятельность детей. Я считаю, такая работа должна быть приоритетной.

  • Во-первых, дети сразу видят результаты своего труда.
  • Во-вторых, они много времени проводят на свежем воздухе, а следовательно при правильно организованной работе и сочетании ее с играми происходит закаливание и укрепление здоровья детей.
  • А в-третьих, общение с живой природой помогает детям расти добрыми и отзывчивыми.

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование и воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.

Моя работа начиналась с умения убедить детей в необходимости экологической работы. Мне пришлось показать им все плюсы от выполнения работы и минусы от оставления все как было .Все начинаю с экскурсии на природу , мы отдыхаем .Затем начинается разведка. С красиво ухоженных мест невольно переходим к свалке бытовых отходов, ближайшей лесопосадке или лесу, а может быть просто пустырю или двору, где можно посадить аллею деревьев. Ребятам такой контраст не нравится и мы начинаем выпускать листовки-обращения и вывешиваем их на людных местах. Сами занимаемся уборкой.

Для экологического воспитания и образования в моей работе применяются различные формы:

  • поисково - исследовательские (экологический мониторинг: «Экологическое состояние почв села Пересыпкино 1-е.», исследование эволюционных проявлений в природном окружении школы, экологическое исследование «Мусор в лесу», с последующей практической деятельностью по утилизации свалок, «Экологическое состояние воздушной среды нашего села», «Изучение санитарного состояния лесов на территории села и выявления причин его нарушения», ведется работа по очистке родников и малых рек.
  • конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов о природе, фото-, видео- материалы «По родным местам», поделок из природного материала )
  • игровые (экологические викторины, игры, спектакли);
  • познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы», «Урок чистой воды» и др.)
  • пропагандистская работа. Очень часто мы издаем листовки о бережном отношении к природе.

Огромный эффект дает фотовыставка, которую мы проводим в школе. Мы сфотографировали бытовые свалки, сломанные руками человека деревья, нашу деятельность по охране природы и просто красивые места нашего края. Таким образом, мы показали, что человек может потерять, не задумываясь о последствиях своей деятельности, и как мы пытаемся это сохранить.

Кроме этого мы проводим конкурс экологических плакатов, работаем с природными материалами в мастерской "Природа и фантазия". Знакомим их с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Но главное, мы учим младших школьников правильно вести себя в лесу, на реке, на лугу, чтобы не причинять вреда природе.

И, конечно, метод убеждения нужно сочетать с личным примером. Если мы идем с детьми в поход, то делаем все именно так, как мы их учили. Да и учить их лучше в лесу, на природе. Ежегодно мы принимаем участие в акциях «Укрась живую елку», «Птичья кормушка», «Покормите птиц зимой». Ребята вывешивают кормушки для птиц, которые регулярно заполняются кормом, весной вывешиваются скворечники.

Каждую весну мы печатаем листовку под названием "Внимание, первоцветы". В ней мы объясняем людям, что многие из этих цветов занесены в Красную книгу и находятся на грани истребления. Просим их сохранить цветы в лесу, а не нести их домой.

В школе традиционно отмечается праздник день урожая, выставка «Юннат». В летнее время провожу экскурсии в лес, где наблюдаем за животными и растениями.

Ежегодно в школе проводится конкурс на лучшую выращенную рассаду декоративных растений, школьники выращивают рассаду для озеленения школьной территории. В этой работе очень часто помогают ученики из старших классов.

В школе ведется экологическая работа не только среди учащихся, но и родителей, учителей и остального населения. Проблемы экологического воспитания решаются на классных часах, экологических праздниках и конференциях, родительских собраниях, педагогических советах.

Для освещения экологической проблемы среди родителей и учителей читались доклады на педагогических советах «Ты - часть природы», «Экологическая культура школьников» заседаниях классных руководителей и учителей – предметников, родительских собраниях « Ответственность перед будущим»»; проводились экологические праздники с приглашением родителей и родственников учащихся «Осенний марафон». ,Книга рекордов природы, «Чистая вода –основа жизни на Земле».

Среди других форм работы можно назвать экологические чтения, интеллектуальные творческие игры, встречи с интересными людьми разных профессий, просмотр фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

На занятиях кружка много времени уделяется исследовательской работе.

Тематика исследовательских работ самая разнообразная. Например: «Изучение экологической обстановки в классе», «Изучение экологического состояния территории школы», экологический проект «Водоемы нашего села», «Что растет в школьном парке?», «Может ли быть лекарство под ногами?», «Растут ли цветы в темноте?», «Можем ли мы сберечь первоцветы?» и др.

Члены кружка регулярно участвуют в различных природоохранных конкурсах и получают призовые места.

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию школьников поможет детям в достижении предметных, личностных и метапредметных результатов в процессе внеурочной деятельности, а также содействует формированию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Миссия нас, педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете. Мы уверены, что выпускники нашей школы, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что в будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем селе, регионе, стране, на планете.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.