РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Дискуссия и эвристическая беседа как средство развития познавательной активности на уроках истории

Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и обществознания в современном обществе приобретает особую актуальность по причине непрерывного увеличения объёма научной информации и процесса быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. На уроках истории выбор метода и формы зависит от содержания и цели урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

На мой взгляд, научить учеников самостоятельно мыслить, структурировать и передавать добытую информацию позволяет применение элементов технологии развития критического мышления. На разных этапах урока я применяю различные методические приемы ТРКМ: «Верные и неверные утверждения», «Составление кластера», «Пометки на полях», «Синквейн».

Интерес у учеников, как правило, вызывает эвристическая беседа и дискуссия, участие в деловых играх.

Например, в 5 классе мной проводятся повторительно-обобщающие уроки в форме викторины по истории Древнего Востока и Древней Греции. В 6 классе интересны повторительно-обобщающие уроки в форме « Своей игры» по истории средневековых городов, в 7 классе аналогичная игра по культуре Возрождения.

На таких уроках формируется высокая мотивация детей к изучению истории, развиваются коммуникативные навыки, улучшается психологический климат в классе.

В старших классах интересно проходят ролевые игры- суды над Иваном Грозном, Петром Первым или декабристами. Ребята заранее распределяются по ролям: выбираются судья, прокурор, адвокат, обвиняемый, свидетели со стороны обвинения и защиты. Учащиеся собирают материал, необходимый для выступления, пишут речь и выступают с ней в «суде».

В ходе возникающей дискуссии проявляется многообразие разных точек зрения на одну и ту же историческую личность. Оценка исторических деятелей не дается учащимся в готовом виде, но формируется в ходе собственных размышлений, сравнения аргументов, подбора фактов. Характеристики отдельных исторических деятелей помогают учащимся создать представление о той исторической эпохе, в которой протекала их деятельность, ее противоречивости, характерных чертах.

В ходе обмена мнениями, их столкновения, подбора аргументов развиваются навыки и умения формулировать и защищать свою позицию, выслушивать мнение оппонентов, быть терпеливым к иной оценке. В таких дискуссиях решаются и воспитательные задачи, поскольку встаёт вопрос о нравственной ответственности исторических деятелей за выбор средств при достижении цели.

Одним из важнейших методов обучения и средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках является эвристическая беседа, проходящая в форме диалога, живого обмена мыслями.

Беседа позволяет более эффективно управлять процессом усвоения школьниками знаний. С помощью системы целенаправленных вопросов учитель направляет и поддерживает познавательную активность, контролирует ее степень, что очень важно, особенно для учащихся среднего возраста. Эвристическая беседа активизирует память и мышление учащихся. Каждый вопрос заставляет их думать, воспроизводить знания, имеющийся у них опыт.

Как правило, элементы эвристической беседы мной включаются в изложение материала. Изложив факт или группу фактов, я предлагаю учащимся дать им оценку, сопоставить их с ранее известными фактами. Данное учащимися объяснение обсуждается классом, корректируется мной и входит в общий процесс изучения материала в качестве одного из его звеньев. Например, изложив суть реформ, Владимира Мономаха, я ставлю вопросы: «Могли ли эти реформы надолго улучшить положение закупов и городской бедноты? Почему не могли?». Выяснив, продолжаю урок.

Но чаще всего, эвристическая беседа применяется в начале урока. Одним из требований ФГОС является самостоятельная постановка цели и задач урока учащимися. Эвристическая беседа является здесь, на мой взгляд, наиболее действенной технологией. В беседе могут быть использованы любые дидактические материалы, которые помогут педагогу более доходчиво ставить перед учащимися логические задачи и разъяснять их решение, а ученикам - актуализировать нужные знания, осмыслять связи и отношения между историческими явлениями.

Одним из важнейших условий успешного проведения эвристической беседы и дискуссии является продуманная формулировка вопросов, которые учитель намерен ставить в ходе беседы. От содержания и характера вопросов, от ясности и четкости их формулировки в значительной мере зависит успех беседы или дискуссии.

Дискуссия и эвристическая беседа помогают учащимся активно участвовать в жизни общества, брать на себя ответственность в каких-либо вопросах, быть критичным слушателем и приводить аргументы в защиту своей позиции.

Литература.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. М.,2012.
  3. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.,2003
  4. Питюков В.И. Основы педагогической технологии М.,1997
  5. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. 2014. № 13. С. 10—124.

Интернет-ресурсы:

  1. www.gumer.info (Библиотека Гумер).
  2. www.bibliotekar.ru (Библиотекарь Ру).
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.