РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эффективность использования игровых технологий в процессе сенсорного развития детей раннего и младшего

Михайлова Татьяна Николаевна

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений окружающей действительности. Поэтому нормальное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное развитие ребенка - это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине положении в пространстве, а также в запахе, вкусе и пр.

Развитая сенсорика является основой для совершенствования практической деятельности современного человека.

Советским психологом Б. Г. Ананьевым было отмечено, что «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Сенсорное воспитание является основой для формирования у ребенка всех психических процессов - внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения. С другой стороны, оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

  • Развивает наблюдательность, внимание;
  • Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • Влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • Дает возможность ребенку овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности;
  • Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;
  • Влияет на эстетическое чувство;
  • Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

Учить ребёнка только различать свойства предмета не совсем правильно, необходимо научить определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют сенсорные эталоны, с помощью которых можно сравнивать предметы.

Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

  1. Эталон цвета: цвета радуги, подтона и оттенки;
  2. Эталон формы: круг, квадрат, треугольник и др;
  3. Эталон величины: метрическая система;
  4. Эталон слуха: ноты, звучание языка;
  5. Эталон вкуса и запаха: сладкий, соленый, острый, кислый, резкий, цветочный и пр.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов - это значит сформировать представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Для того чтобы ребёнок начал усваивать эталоны и способы обследования, он должен быть к этому подготовлен.

В своей работе, я использую игровые технологии, которые обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются познавательной направленностью.

Игры на тактильное восприятие

1. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Для этого в группе подобран комплекс интересных, доступных и познавательных для детей игр для сенсорного развития и разработана система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр.

Игры: «Песочные фантазии», «Сухой басейн», «Накорми колобка», «Сенсорное лото» и др.

Активно используем в работе различные пальчиковые упражнения с шариком Су-Джок. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так- же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.

2. Игры на различение величины предметов учат дошколят различать, чередовать, группировать предметы по величине; ориентируясь на образец, развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.

В группе собран материал на закрепление знаний о форме. Дети учатся различать, группировать предметы, упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Для закрепления на различение основных цветов использую игрушки и реальные предметы. Игры «Цветные резинки», «Веселые колпачки», «Цветные платочки»
Моим малышам очень нравятся игры на развитие мелкой моторики, и они с большим удовольствием играют в них. Доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность.

В дошкольной педагогике эти дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.
Хочу остановиться на игре «Чудеса из проволоки». На мой взгляд, синельная проволока - это отличная замена пластилину. К рукам не прилипает, изгибается в разных направлениях, больше разнообразие цвета. Сюжет игры можно дополнить другими материалами и сочетать природные материалы, ракушки, бусины, трубочки, а также глазки для игрушек.

Игры и упражнения на слуховое восприятие можно использовать не только на музыкальных занятиях, упражнения «Громко топает слон», «Как дождь стучит?», «Дует ветер», «Угадай, кто позвал?» активно используем в играх по психогимнастике. В театральной деятельности малыши озвучивают персонажей сказок различными шумелками, музыкальными коробочками. Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

В Сенсорной лаборатории, малыши могут познакомиться с понятием «сыпучесть материалов», их размеры, а также понятие «полный», «пустой», определять вкус - кислый, соленый, горький, сладкий, а ароматные баночки или подушечки наполненные, например - мятой, сеном, гречкой хорошо развивает у детей обоняние. Положив дольку лука, зубчик чеснока или дольку лимона в киндер – сюрприз, проделав отверстия, дырочки – можно поиграть в игру «Узнай запах».

Вывод! Совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире у детей раннего возраста, является результатом целенаправленного применения современных технологий для сенсорного развития и способствует повышению эффективности развивающих процессов.

Список литературы:
1. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М.М. – М.: Владос, 2001.
2. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3. – с. 16 – 19.
3. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
4. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.
7. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
8. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
9. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
10. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.
11. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12. – с.29 – 34.
12. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.
13. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.
14. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
15. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. - М.: Модэк, 2007.
16. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6. – с. 21 – 26.
17. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.
18.Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - с 2-6.
19. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. -М.: Академия педагогических наук, 2003.
20. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб. : Дельта, 2001.
21. Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего воспитателя, -2008. -№5. –с.13
22. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: Академия, 2001.
24. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
25. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. - М.: Академия, 2002.
26. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // 0бруч, -2006.-№2. с 15.
27. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: Учитель, 2006.
28. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.
29. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 2001.
30. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. – М.: Просвещение, 2001.
31. Сольцева О.Г. Наши помощники - органы чувств // Ребёнок в детском саду, -2007. -№3. – с.4.
32. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное.
-Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
33. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание, -2002.-№10.- С.90-93.
34. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007.
35. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп./ Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006.
36. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005.
37. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены