РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение технологии учебного моделирования на уроках русского языка

Горкунова Т.Н.
учитель русского языка и литературы
КГУ « Камышинский комплекс «Общеобразовательная средняя школа - детский сад»

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения,
Г. Лихтенберг

Раздел 1. Определение понятия и основные черты технологии.

Сегодня в педагогике и психологии все большее признание получает мнение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и умениями.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они метапредметны: реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся.

Для овладения научным понятием и способом действий в сфере этого понятия ученику необходимо научиться исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами исследуемого объекта, находить возможности его преобразования. Он должен уметь, столкнувшись с новой задачей, перестроить известные или найти новые способы действия.
Для решения учебной задачи ученик выполняет ряд операций: анализ условия, расчленение на ряд вспомогательных задач, т.е. определение системы промежуточных целей и способов их достижений.

Здесь необходимо сказать о специальном действии в системе операций, благодаря которому решаются практически все учебные задачи: МОДЕЛИРОВАНИИ.

Моделирование – важнейшая операция в структуре учебной деятельности и одновременно недостаточно изученный вопрос, вызывающий много споров в процессе построения учебного процесса.

Теория учебного моделирования берет свое начало в работах З. Д. Гольдина, Д.Б. Давыдова и А.Ч. Вардяняна. Научное обоснование этой теории дано в трудах П.Я. Гальперина.

В их концепциях обучение и развитие представляют как система интенсивного всестороннего развития личности. Основной задачей является не передача знаний, а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала с помощью моделирования. Учебное моделирование опирается на разработанные П.Я.Гальпериным принципы и закономерности поэтапного формирования деятельности ребенка. Требование создания полной ориентировочной основы действия, состав и последовательность этапов освоения изучаемого действия, три типа ориентировки в задании – это универсальной важности положения применимы и в решении задач языкового обучения учащихся. В гальперинской теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий важен каждый шаг, но один из них приобретает в нашем случае особое значение. Речь идет о создании материальной и материализованной формы изучаемого действия.

Изначальным и неотъемлемым звеном технологии служит концепция В.В.Давыдова о двух основных типах мышления человека: рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом, каждое их которых отличается своеобразием содержательного обобщения. Решение учебных задач по В.В.Давыдову представляет собой выполнение системы учебных действий (моделирование, контроль, оценка и др.), направленных на то, чтобы помочь учащимся выявить условия происхождения знаний и умений

Что же такое технология учебного моделирования?

Если оно учебное - значит предназначено для обучения: помогает ученику учиться, а учителю учить. Оно выступает как компонент содержательного анализа объекта, позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Учебная модель - это особая форма наглядности. Моделирование понимается как метод исследования, познания объективной действительности, позволяющий целостно представить отдельную систему, концепцию, различные мировоззренческие категории, научные понятия, закономерности, процессы и т.д. Использование моделей не является только прерогативой точных наук. На уроках гуманитарного цикла, в частности русского языка и литературы, моделирование может быть применено для решения разнообразных задач. Как на уроках русского языка, так и уроках литературы есть множество теоретических понятий, тем, требующих структурирования материала, выстраивания причинно-следственных связей, где образная модель облегчит путь познания и позволит целостно представить явление или систему образов. Не следует путать модель и схему. Модель – система, обобщённое представление о процессе, явлении в природе, обществе, произведении. Модель можно преобразовать. Схема – наглядное пособие к объяснению, иллюстрация отдельных знаний.

Учебное моделирование – компонент содержательного анализа объекта. Несомненным достоинством его является то, что данная технология позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Содержание и форма моделирования зависят от того, что именно моделируется, что является предметом моделирования на конкретном рассматриваемом этапе обучения.
«Ученик должен знать не только что и как делать, но ещё и почему. Ведь не умея объяснить почему, он всё равно будет многое делать не так, а может, даже совсем не то».

Моделирование – построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что его изучение даёт новую информацию об этом объекте.

Моделирование сегодня стало важнейшим методом научного познания, исследования. Метод моделирования используется в любой науке, на всех этапах научного познания; он обладает огромной эвристической силой.

Эвристическая сила этого метода определяется тем, что с его помощью удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому, то есть сделать любой, какой угодно, сложный объект доступным для тщательного и всестороннего изучения.

Основные черты технологии:

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся
  • экономное и целесообразное расходование времени урока
  • применение разнообразного арсенала методов и средств обучения
  • формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД)
  • формирование и развитие личностных качеств школьника, в частности самоуправляющих механизмов личности (СУМ)
  • высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся
  • объем и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).

Раздел 2. Аспекты и принципы технологии.

Использование моделирования в обучении имеет два аспекта.

Во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения тем методом познания, которым они должны овладеть, и, во-вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.

Теоретические и экспериментальные исследования позволяют утверждать, что назрела необходимость явного включения моделирования в содержание учебных предметов, необходимость ознакомления учащихся с современной научной трактовкой понятий моделирования и модели, овладения моделированием как методом научного познания и решения практических задач.

Для того чтобы учащиеся овладели моделированием как методом научного познания, недостаточно лишь познакомить их с научной трактовкой понятий модели и моделирования, недостаточно лишь демонстрировать им разные научные модели, включённые в содержание обучения, и показывать процесс моделирования отдельных явлений и процессов. Надо, чтобы учащиеся сами строили модели, сами изучали какие–либо объекты, явления с помощью моделирования. Возможности для такого действенного овладения моделированием имеются в школьных курсах математики, физики, химии и русского языка и в других учебных предметах.

Моделирование – это сложная деятельность, в которой выделяются составляющие: предварительный анализ материала; перевод реальности или текста, ее описывающего, на знаково-символический язык; работа с моделью или ее преобразование; соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью. Каждая из этих составляющих имеет свой операционный состав, специальные средства, которые должны стать предметом усвоения учащихся.

Принципы построения моделей.

  1. адекватность, т.е. выбранные знаково-символические средства должны быть удобными для действия перевода, способствовать выявлению скрытых в тексте отношений;
  2. автономность, т.е. одинаковые смысловые единицы текста изображаются одинаковыми знаково-символическими средствами, разные смысловые единицы – разными средствами;
  3. обобщенность, т.е. при переводе следует идти не от конкретного изображения элементов ситуации, а от условного изображения элементов и отношений между ними;
  4. изоморфизм, т.е. при переводе должна быть сохранена однозначность соответствия между элементами объектов и их изображениями в модели и между отношениями объектов в тексте и их изображениями в модели;
  5. структурность, т.е. выделенные части объекта (явления, процесса) после представления их на знаково-символическом языке должны по возможности образовывать законченную структуру.

Раздел 3. Основные цели использования моделирования

  1. Изучение научных моделей вводимых научных понятий, т.е. изучение тех моделей рассматриваемых понятий, которые разработаны в соответствующей науке.
  2. Важно, чтобы учащиеся, изучая эти модели, осознавали их именно как модели, как приближённые описания соответствующих реальных ситуаций (явлений, процессов), как нечто такое, что специально создано для решения поставленной задачи и что может быть заменено более точным, более удобным описанием.
  3. Построение модели ориентировочной основы умственного действия (ООУД).
  4. Модель ООУД может быть построена в различных видах, например, в виде учебной карты, где схематически перечислены все операции, которые надо выполнить для осуществления данного умственного действия. Учебная карта может представлять собой оперативную схему, где операции изображаются условными знаками, а их последовательность – стрелками. В ряде случаев удобнее моделировать ООУД в виде схемы тех указаний и ориентиров, которых надо придерживаться при выполнении данного умственного действия.
  5. Модели изучаемых объектов вроде модели сообщения или модели числа, могут выполнять в процессе обучения несколько функций: а) они могут служить средством обобщения наблюдаемых и изучаемых фактов и явлений в соответствующей области учебного материала; б) с их помощью можно решать познавательные задачи на исследование изучаемого понятия; в) они дают возможность учащимся спланировать свою работу по изучению соответствующего понятия в его конкретных проявлениях и проконтролировать эту работу.
  6. Своеобразным учебным средством является моделирование учебного материала для лучшего его запоминания. При этом возможны два способа моделирования: а) логическое упорядочение учебного материала и представление его в легко обозримой, наглядной форме; б) представление учебного материала с помощью мимических средств, в расчёте на образные ассоциации.

Модели первого типа могут служить не только для запоминания учебного материала, но и для его обобщения и систематизации. Работа учащихся по построению подобных моделей в конце изучения темы представляет собой эффективный способ закрепления пройденного.

Таким образом, моделирование – это исследование объекта, при котором изучается не сам объект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с этим объектом, способная замещать его в определённом отношении и дающая информацию о самом моделируемом объекте. Между исследователем и объектом познания стоит модель. Ребёнок действует с моделями сначала под руководством и с помощью учителя, а затем строит модели самостоятельно.

Было обнаружено, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании модели. Подлинное назначение модели – быть объектом действия, посредством которого получают новую информацию об оригинале. Если наглядность позволяет представить только внешние стороны объекта, то моделирование служит средством целостного отражения отдельного и общего, чувственного и логического, внешнего и внутреннего. Обучение моделированию учащихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту.

Раздел 4. Технология проведения урока учебного моделирования

Покажем на конкретном примере, как происходит учебное моделирование элементарных понятий. Содержание и форма моделирования зависят от того, что именно моделируется, что является предметом моделирования на конкретном рассматриваемом этапе обучения. «Ученик должен знать не только что и как делать, но еще и почему.

Ведь не умея объяснить почему, он все равно будет многое делать не так, а может, даже совсем не то».

Опишем технологию проведения такого типа урока.

1 этап урока - преобразование условия задачи

Урок начинается с того, что учащиеся возвращаются к учебной задаче, зафиксированной в рабочих тетрадях на предыдущем уроке. Для удобства поиска решения задачи учитель совместно с детьми может преобразовать условие задачи таким образом, чтобы можно было вычленить в решаемой задаче существенные данные.

2 этап – моделирование

Выявленные существенные данные задачи дети пытаются зафиксировать в графической модели с целью выявления связей между ними.
Как правило, на данном этапе урока используется групповая работа учащихся для создания разных типов моделей, которые наиболее полно отражали бы условия данной задачи.
Листы с построенными моделями вывешиваются на доску и проводится их обсуждение. Выбирается та модель, с помощью которой наиболее полно можно изучить свойства объекта в «чистом виде».

3 этап - преобразование модели

После того как определена та модель, которая может помочь решить предложенную задачу, учащиеся переходят к работе с этой моделью. Изменяя условие задачи, они осуществляют преобразование модели, которое позволяет всесторонне изучить выявленные связи и отношения между составными частями данной задачи.
Результатом такого урока является фиксация в знаковой форме выявленных связей и отношений внутри данной задачи.

В системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова существует особый тип уроков – уроки моделирования понятия. Модель рождается в совместной деятельности учащихся, а не предлагается в готовом виде. На её основе конструируется способ действий с понятием (алгоритм).

В ходе отработки действия внутри способа постепенно сворачиваются, происходит интериоризация (переход действия извне внутрь). Предметное действие (а вместе с ним и понятие) усваивается и становится нашим внутренним достоянием надолго, в отличие от ситуации простого заучивания определённого объёма материала. Это является очень актуальным, поскольку позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.

Созданные на уроках модели фиксируются в особых блокнотах, которые называются «Тетрадь открытий». После того как модель создана, т.е. теоретическое понятие зафиксировано в знаковой форме, даётся словесное определение понятия и конструируется способ действий.

Как показывает практика, рукописная «Тетрадь открытий», созданная трудом самих учеников, является порой более удобным учебным пособием, чем академические справочники и словари, поскольку содержит результаты собственной деятельности.

Систематическая работа по схеме: анализ языкового материала – создание модели – словесное определение понятия – конструирование способа действий с понятием значительно повышает эффективность обучения.

Кроме этого, моделирование (как умение производить символическое замещение способов действий) может являться определённым критерием уровня развития учебной деятельности у учащихся.

Раздел 5. Моделирование на уроках русского языка

Говоря о моделировании на уроках русского языка и литературы, нельзя не упомянуть имена ученых-педагогов, которые применяли этот метод в педагогическом процессе: В. Ф. Шаталов «Опорные конспекты», Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская в программе «Литература как предмет эстетического цикла», В.Б. Носкова в авторских учебных пособиях, раскрывающих суть жанровых матриц; Фогельсон в учебно-методических пособиях для учителей «Литература учит» моделирует системы образов, композицию программных произведений; В. А. Бухвалов разработал технологию моделирования, которую мы активно используем в своей работе. Вместе с тем ряд учёных выступают против использования моделей на уроках литературы, ссылаясь на то, что моделирование может уничтожить эмоции. И в этом есть доля истины. Но как на уроках русского языка, так и уроках литературы есть множество тем, требующих структурирования материала, выстраивания причинно-следственных связей, где образная модель облегчит путь познания.

На уроках русского языка уместно использование метода моделирования при изучении морфемики, словообразования, орфографии, синтаксиса и пунктуации. Эти разделы языка трудны для изучения, а метод моделирования помогает избежать путаницы понятий, явлений, признаков.

Метод моделирования начала применять на уроках уже в 5 классе. Чтобы эта работа была успешной, важно:

  • во-первых, систематически обращаться к моделям,
  • во-вторых, опираться на индивидуальное творчество детей при создании моделей.

Модель хорошо знакома ребенку: для него это просто умная игрушка. Мо-дель замещает какое-то явление, воспроизводя более наглядно те его свойства, которые нас интересуют. По учебной модели можно понять принцип работы, принцип действия. Кроме того, у модели важное преимущество - у нее есть объем. Давно подмечено: легче всего идет наглядное обучение — «на предметах». Не в этом ли сила «предметного урока»? Учебная модель благодаря своим предметным, материальным свойствам представляет собой «опредмеченное» понятие.

Основными объектами учебного моделирования являются формируемые у школьников умения и навыки, то есть учебные действия с заданными свойствами в знаковой форме выявленных связей и отношений внутри данной задачи.

Так как в старших классах большое внимание уделяется подготовке учащихся к сдаче экзаменов в виде ЕНТ, где охвачен основной курс русского языка, то модель урока, как показывает практика, должна включать следующие этапы:

  1. повторение (при повторении можно использовать различные модели: алгоритмы, схемы, таблицы, перфокарты и др.)
  2. работа с КИМами.

Данный этап является неотъемлемой частью урока. Используя этот вид работы, учитель может проконтролировать сформированность знаний по той или иной теме, проверить уровень подготовленности учащихся к экзаменам. И основываясь на полученные результаты, педагог может планировать содержание и стиль последующих уроков. Что в дальнейшем должно показать хороший результат при сдаче экзаменов.

Например, модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы орфографических действий, весьма эффективна в условиях, когда уровень орфографической подготовки учащихся определяет успешность сдачи единого государственного экзамена.

Рассмотрим, как строится обучение орфографии, когда принцип опоры на языковые модели и алгоритмы орфографических действий работает на всех этапах обучения и во всех элементах методической системы.

Особую роль играет этап овладения алгоритмом орфографических действий (алгоритмом правила). Последовательность работы покажем на примере одного правила:
о - ё под ударением после шипящих ж, ш, ч, щ
Морфема Правило Примеры
Корень ё, если в родственных словах е бечёвка – бечева,
но шов – швы
Искл.: корень –жог-//-жёг- в корне имён сущ-х от глагола жечь – о (корень –жог-);
в глаголах с корнем -жёг- - ё поджог домов
поджёг дом
Суффикс слово образовано от основы имени – пишем о
Искл.: речёвка река - речонка
слово образовано от основы глагола – пишем ё
Искл.: трещотка, щелчок, прыжок коптить - копчёный
иноязычный суффикс -ёр- дирижёр, стажёр
Окончание при основе имени пишем о Большого (имя прилаг.)
при основе глагола пишем ё печёт (глагол)

Порядок применения правила

  1. Разбираем слово по составу и выясняем, в какой морфеме находится орфограмма.
  2. Орфограмма в короне – ищем родственные слова с е; если они есть – пишем ё. В корне -жог- // -жёг- пишем о в именах, ё – в глаголах.
  3. Орфограмма в суффиксе – находим, от какого слова образовано данное: в отымённом образовании пишем о, в отглагольном образовании пишем ё. Помним об исключениях и иноязычном суффиксе -ёр-.
  4. Орфограмма в окончании – определяем часть речи: в имени пишем о, в глаголе пишем ё.

Образец применения правила

Слышу [жо], [шо], [ч’о],[щ’о].
ТРУЩ_БА 1) орфограмма в корне слова,
2) родственных слов с е нет.
Вывод: пишем о.
ЧАЩ_БА 1) орфограмма в суффиксе,
2) слово образовано от имени существительного чаща.
Вывод: отымённое образование. Пишем о.
СТАЖ_Р 1) орфограмма в суффиксе,
2) иноязычный суффикс -ёр-.
Вывод: пишем ё.
ЧУЖ_ГО 1) орфограмма в окончании слова,
2) часть речи – имя прилагательное.
Вывод: пишем о.
Ещё более важен этап закрепления навыка, сопряжённый с постоянной диагностикой успешности усвоения алгоритма.
На уроках данного типа процесс моделирования не должен быть самоцелью, а только лишь средством анализа условия задачи; на основе выделенных отношений производится поиск способа решения задачи.
Работа, проводимая с моделью и при ее помощи, должна способствовать выработке у ребенка абстрагирования и обобщения. А уже на основе обобщения модель может выступать и как конкретизация общего способа.
Приведём примеры моделей теоретических понятий и соответствующих словесных определений из раздела «Лексикология» 6 класс.
Понятие Модель Определение

СЛОВО

< [ ЛЗ + ГЗ ] > Лексическая единица, выражающая лексическое значение посредством определённой звуковой и буквенной оболочки.

МНОГОЗНАЧНОЕ СЛОВО

1. ЛЗ
< [ … ] >
n. ЛЗ

Слово, имеющее более одного лексического значения.

СИНОНИМЫ

< [ ЛЗ + ГЗ ] >
≠ ≠ = =
< [ ЛЗ + ГЗ ] >

Слова одной части речи, абсолютно одинаковые или близкие по лексическому значению.

Условные обозначения:

  • < > - буквенная оболочка слова
  • [ ] - звуковая оболочка
  • Л З - лексическое значение
  • Г З - набор грамматических значений, свойственный слову как определённой части речи.

Графическая модель - схема сюжетной задачи помогает понять учащимся абстрактные отношения, заданные в условии задачи, в конкретной пространственной форме. Схема является обобщением, позволяющим выйти за пределы данной задачи и получить обобщающий способ для решения любых задач данной структуры.

Таблица - это вид модели , похожий на краткую запись. Она предполагает уже хорошее знание зависимости пропорциональных величин, так как сама таблица этой взаимозависимости не показывает. Данная табличная модель служит формой фиксации анализа сюжетной задачи и является основным средством поиска решения. Пользуясь такой схемой, нетрудно найти план и осуществить решение задачи.

Рисунок изображает реальные предметы, о которых говорится в задаче, или условные предметы в виде геометрических фигур

В целях формирования осознанного подхода к составлению и применению моделей в виде рисунка в учебнике к задаче даю следующие задания:

  • какой рисунок подходит к данной задаче?
  • составь по другому рисунку задачу и реши её.

Эти задания способствуют формированию навыка составления и анализа моделей

Метод моделирования включает и другие приёмы, например:

  • схема – опора – модель изучаемого языкового материала, изображение его устройства, главных черт, взаимоотношения частей (применяется на уроке первичного усвоения материала);
  • компакт – производное от опоры сюжетной картинки, её интерпретация, отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический «мини – портрет» изучаемой темы (такая работа обнаруживает не только знание учеником пройденного материала, а и понимание характера связей и отношений между ними, т. е. в сознании ребёнка – целостная картина темы);
  • крок – «послесловие» к уроку первичного усвоения материала, составление схемы – маршрута «лингвистического путешествия», проделанного в классе и восстановленного дома по памяти (такая работа позволяет провести рефлексию собственной деятельности, а также формирует учебно-познавательную компетентность);
  • учебный клип – «склеивание» нескольких «кадров» в наглядный лингвистический сюжет, защита которого проходит на уроке – творческом зачёте; кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства наглядности или написанные в ходе изучения темы мини – сочинения, а также опорный конспект с дополнениями ученика.

Такие приёмы позволяют каждому школьнику осознать систему закономерностей, существующую в русском языке, учиться на максимальном уровне успешности.

Когда учащиеся овладевают моделированием как учебным действием, строят различные модели изучаемых понятий или знакомятся с научными моделями этих понятий, то тем самым моделирование выступает в роли учебного средства, с помощью которого достигаются цели обучения. Причём это средство наглядное, ибо все модели, с которыми знакомятся или которые строят учащиеся, таковы, что у школьников формируются наглядные образы соответствующих понятий или действий

Моделирование является важнейшим учебным средством и действием, с помощью которого можно осуществлять различные учебные цели и задачи, где требуется материализация абстрактных понятий, рефлексия собственных учебных действий, выделение существенного и обобщение изучаемого материала, а также запоминание структуры, связей и отношений этого учебного материала.

Итак, моделирование является весьма эффективным средством наглядности. Создание наглядных обобщенных образов наиболее существенных свойств изучаемых объектов возможно лишь с помощью моделей этих объектов. Моделирование даёт возможность создать наглядные образы идеальных объектов, понятий, а также образы деятельности и действий по изучению этих объектов.

Учитель, используя метод моделирования, на уроке может объяснить новый материал, отработать умения и навыки, проверить знания по отдельным частям урока, теме, подготовить к экзамену, отслеживать результаты, обучать самостоятельной работе с учебным материалом, выявлять слабые места в понимании материала и стимулировать к более глубокому его изучению.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены