РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология развития критического мышления. Из опыта работы.

Что такое критическое мышление?

В узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений». Также характеризуется как «мышление о мышлении». Одно из распространённых определений — «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать». Более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия».

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом педагогическая технология развития критического мышления.

В данной технологии есть ряд приемов, применяя их на разных этапах урока можно добиться поставленных результатов.

Рассмотрю некоторые приемы и проиллюстрирую их на примере уроков математики и информатики.

Прием Инсерт

ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).

Рассмотрим применение этого приема на примере темы «Степень с целым отрицательным показателем». Учащиеся знакомятся с содержанием пункта 37, учебник под ред. С. А. Теляковского «Алгебра 8» и заполняют таблицу. Возможный вариант таблицы.

Ú

-

+

?

Понятие степени с натуральным показателем;

свойства степеней с натуральным показателем.

Думал, что бывают только степеней с натуральным показателем.

Вычисление степени с целым отрицательным показателем.

Как вычислять значение степени с целым отрицательным показателем для десятичных дробей.

Прием «Зигзаг»

Целью данного приёма (автор Э. Аронсон) является изучение и систематизация большого по объёму материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на пять смысловых отрывков, то в группах (назовём их условно рабочими) — пять человек.

Продемонстрируем этот приём на примере темы «История развития вычислительной техники».

Стадия вызова. Учащимся предлагается ряд слов, нужно определить, что их объединяет: Бэббидж, перфокарта, ENIAC, транзистор.

Можно зачитать фразы из текста:

В середине 19 века английский математик Чарльз Беббидж выдвинул идею создания машины. Первыми носителями информации, которые использовались для хранения программ, были перфокарты. В 1945 году в США бала построена машина ENIAC. Транзисторы имеют в десятки и сотни раз меньшие размеры и массу, более высокую надежность и потребляют значительно меньшую электрическую мощность.

Стадия осмысления содержания. Класс делится на группы по шесть человек. Выдаю на группу пять текстов различного содержания. Каждый знакомится со своим текстом и выделяет наиболее значимые, с его точки зрения, моменты.

Темы текстов:

  1. Вычисления в доисторические времена.
  2. Вычисления на механических счетных машинах.
  3. ЭВМ первого поколения.
  4. ЭВМ второго поколения.
  5. ЭВМ третьего поколения.
  6. Персональные компьютеры.

Познакомившись с текстом, учащиеся собираются в группу экспертов по определённой тематике, составляют опорный конспект и оформляют презентационный лист. Например, по поколениям ЭВМ можно выделить год появления, основной элемент, отличие от предыдущего поколения. Затем участники возвращаются в рабочие группы и знакомят остальных с содержанием своего текста.

Стадия рефлексии. Можно предложить учащимся вернуться к словам, прозвучавшим в начале урока и пояснить, как они связаны с темой.

Прием «Кластер»

Кластер (гроздь), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Рассмотрим пример кластера по теме «Четырехугольники». Его удобно составлять на первом уроке, тем самым выявить знания учащихся по теме, выдвинуть гипотезы о свойствах известных учащимся четырехугольников. А на уроке обобщения и систематизации или на уроке, посвященном каждому виду четырехугольника исправить неверные предположения, внести дополнения и т. п.(Пунктирной линией показана неверная гипотеза, которую нужно исправить, кластер не отображает все свойства, поэтому на уроке обобщения их можно добавить).

Список источников.

  1. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2012/11/21/metody-i-priemy-tekhnologii
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Критическое_мышление
  3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 223 с. : ил. — (Работаем по новым стандартам).
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены