РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология модульного обучения на уроках истории в условиях вечерней школы пенитенциарного типа

Гоманов Юрий Владимирович
учитель истории и обществознания
ГКОУ «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

В вечерних школах при исправительных колониях обучаются далеко не дети. Учащиеся данных школ имеют большой перерыв в учебной деятельности. Багаж знаний, который ученики-осужденные получили в школьные годы, давно исчез. Это учащиеся с явно выраженным негативным опытом обучения, с ощутимой утратой мотивов и навыков учебной деятельности, с чрезвычайно низким уровнем обученности по всем предметам, в том числе по обществознанию. Так же следует отметить отсутствие навыков самостоятельной работы у большинства поступающих, в ведь именно те знания являются прочными, которые человек добывает самостоятельно в результате своей деятельности.

Работа в вечерней школе пенитенциарного учреждения уголовно-исполнительной системы требует от педагогов и обучающихся умения организовать свою работу по ликвидации пробелов и приведению знаний к единому уровню обученности.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Обучающийся должен учиться сам, а преподаватель осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. заинтересовать, организовать, а также координировать, консультировать и контролировать учебную деятельность. Достичь желаемого возможно, применяя такие современные технологии обучения, как, например, модульное обучение. Модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, представляющая возможность выбрать самостоятельную и посильную траекторию обучения. Данная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе, достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа. Дидактическая цель формируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения.

Модули позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу,

индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.

Технология предполагает, что ученик учится добывать информацию, ее обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом – руководитель, направляющий и контролирующий его деятельность.

При составлении модульной программы необходимо:

  1. В каждой теме выделить модули (М1,…Мп) соответствующие конкретным занятиям, обычно одно занятие – один модуль. Последний модуль, как правило, является контрольным ( в отличие от остальных текущих) и ориентирован на обобщение и систематизирование знание по всей теме, самоконтроль учебных достижений, выявление и корректировку ошибок.
  2. Сформулировать для каждого модуля дидактическую цель (ДЦМ) и выделить учебные элементы (УЭ).
  3. определить для каждого учебного элемента частную дидактическую цель (ЧДЦ) и спроектировать варианты модуля для каждого уровня сложности.

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа. Необходимо тщательно проработать весь учебный материал, выделить главные основополагающие идеи, сформулировать для обучающихся интегрирующую цель (ЭУ-0), определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся, подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты.

При составлении модуля используют следующие правила:

  1. В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.
  2. Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
  3. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.

В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости (листе контроля), на основании которой выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить высокий балл – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Последовательность действий построения учебного курса.

1. Формирование содержания учебного курса из учебных модулей.

Модуль - это укрупненная, по сравнению с традиционной темой, единица содержания и процесса обучения, логически завершенный блок. Расчленение содержания учебного курса на такие блоки должно соответствовать общей цели изучения этого курса и его логической структуре.

Для выделения модулей и их наименования используется программа по истории России. Например: учебный курс «История России XIX век» можно разделить на 8 модулей, вместо 24 тем по программе в условиях традиционной организации обучения, каждый из которых в свою очередь разделяется на учебные элементы. (условное обозначение: М-модуль)

История России. XIX век

М-0, М-1, М-2, М-3, М-4, М-5, М-6, М-7, М-8, М-R, М-К.

Названия модулей

  • М-0. Введение в курс. Россия в XIX веке. Общая дидактическая цель курса.
  • М-1.Россия в царствование императора Александра I (1801-1825гг.)
  • М-2. Россия в царствование императора Николая I (1825-1855гг.)
  • М-3. Общественное движение в первой половине XIX века.
  • М-4. «Золотой век» русской культуры.
  • М-5.Россия в эпоху реформ Александра II (1855-1881гг.)
  • М-6. Общественное движение в 1855-1881гг.
  • М-7.Россия в эпоху контрреформ Александра III (1881-1994гг.)
  • М-8. Русская культура во второй половине XIX века.
  • М-R. Резюме (обобщение)
  • М-К. Контроль (Итоговое повторение).

Итак, содержание курса сформировано из учебных модулей. А дальше предстоит наиболее сложная работа – построение самих учебных модулей.

Формирование каждого учебного модуля включает в себя следующие действия.

Определение дидактической цели модуля. Эта цель определяется как интегрирующая, объединяющая в себе требования к знаниям, умениям, навыкам ученика, применительно к модулю, взятом в целом.

Выделение учебных элементов (УЭ) в содержании модуля. Структура модуля включает:

УЭ собственно дидактического порядка –УЭ-0 (введение в модуль, включая цель его изучения), УЭ- R (резюме), УЭ-К (контроль по модулю);

УЭ в содержании теоретического материала модуля. В данном случае под учебными элементами имеются в виду основные понятия и положения содержания учебного материала.

Структура модуля выглядит так.

М-2. Россия в царствование Николая I (1825-1855 гг)

Названия учебных элементов.

  • УЭ-0. Введение в модуль. Цель изучения модуля.
  • УЭ-1.Личность Николая I, его политическая программа и периоды царствования.
  • УЭ-2. Государственный контроль над обществом и реформы.
  • УЭ-3.Внешняя политика.
  • УЭ-R. Резюме, обобщение по модулю.
  • УЭ-К. Контроль (итоговый по модулю).

Определение дидактических целей учебных элементов. Они формулируются в каждом УЭ содержания как можно точнее и конкретнее с тем, чтобы можно было выявить степень их достижения в результатах обучения. В целях определяется не только объем предметных знаний, но и уровень их усвоения, умения и навыки, которыми следует овладеть. Тем самым преодолевается разрыв между содержанием и целями его усвоения, свойственный традиционному обучению.

Проектирование дидактического процесса, т.е. учебно-познавательной деятельности предполагает использование в модуле соответствующих технологий и методик обучения. Важно создать систему учебных заданий, составленную под уровни усвоения, умения и навыки, обозначенные в целях учебного элемента.

Определение организационных форм обучения и их координация осуществляется на основе каждого модуля с учетом его УЭ. Важно при этом не ограничиваться лекциями, проведением комбинированного урока, а обеспечить оптимальное сочетание разнообразных форм учебного процесса с приоритетом на интерактивные формы обучения и самостоятельную работу учащихся. И здесь неоценимую помощь окажут информационные технологии.

Разработка системы текущего, промежуточного и итогового контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся (на основе анализа выявленных ошибок и затруднений). Этим завершается изучение каждого модуля с использованием метода компьютерного тестирования в сочетании с традиционными методами контроля.

У каждого ученика должен быть лист контроля, куда он заносит оценки, полученные за изучение каждого учебного элемента и модуля в целом. Здесь выполняется двойная задача- все учащиеся получают оценки за каждый УЭ, и в тоже время каждый ученик знает, что его работа будет оценена и ее результат повлияет на итоговую оценку за модуль и весь курс.

После обобщающего заключения по данному модулю и указанного контроля и коррекции осуществляется переход к следующему. Таким образом, модульное обучение происходит поэтапно.

Изучение курса в целом завершается обобщающим резюме и проведением итогового зачета с учетом результатов текущего, промежуточного и итогового контроля по каждому модулю.

Модуль «Россия в царствование Николая I в 1825-1855 гг.» изучается с использованием мультимедийной обучающей программы «Энциклопедия России в 862-1917гг; контролирующей программы «Test 2000», установленной на персональном компьютере учителя.

На изучение модуля (М-2) отводится три урока, на которых создается целостное представление по теме. На первом уроке изучаются УЭ-0, УЭ-1,УЭ-2. На втором уроке-УЭ-3. Третий урок – это обобщение по модулю и контроль (УЭ-R ,УЭ-К). По каждому модулю составляется технологическая карта, которая включает в себя названия УЭ, комплекс заданий и методическое руководство по обучению. Использование модульно - компьютерного обучения предполагает работу индивидуально, в парах.

Технологические карты, записанные на дискете, ученики получают в начале урока. Достоинством данного режима является возможность работать в удобном для ученика темпе. На большой экран с помощью мультимедийного проектора можно вывести правильные ответы к заданиям, чтобы учащиеся могли проверить свои знания и оценить их. Кроме технологической карты на дискете имеется лист контроля, в который ученик вписывает количество баллов за выполненное задание и соответственно оценку.

Учитель по ходу урока наблюдает, как ученики справляются с заданиями, у него есть возможность проследить работу каждого, проконсультировать, оказать помощь и направить поиск в необходимое русло.

Модуль «Россия в царствование Николая I в 1825-1855 гг».







Некоторые особенности организации учебно-познавательной деятельности в модульной системе обучения:

Во-первых, при работе в режиме модульного обучения можно использовать приемы и методы традиционной методики. Например, изучение УЭ-1,УЭ-2 вышеприведенного модуля можно провести в форме урока - практикума на основе учебника, обычной рабочей тетради, листа контроля и комплекта заданий.

Во-вторых, представляется сочетание информационных и традиционных методик. Это отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм для учащихся, а также отсутствием возможности проводить каждый урок в компьютерном классе из-за его загруженности. Например, изучение УЭ, связанных с внешнеполитической деятельностью, желательно проводить с использованием информационных технологий, так как мультимедийную лекцию, сопровождающуюся дикторским текстом, музыкой, видеофрагментами, сменяющимися картами, схемами сражений, моделирующими при помощи анимации военные действия, учителю трудно заменить. Или изучение модулей, посвященных русской культуре, так как учитель просто не в состоянии обеспечить уроки необходимыми средствами обучения: портретами деятелей науки и культуры, архитектурными и скульптурными памятниками, картинами, предметами быта, художественными миниатюрами, музыкальными произведениями, фрагментами художественных и документальных фильмов. Урок обобщения и контроля УЭ-R и УЭ-К по М-2 можно провести в форме пресс-конференции или семинара, завершив его организацией компьютерного контроля знаний, включающего в себя ряд разноуровневых заданий.

В-третьих, при использовании данных технологий ученики чаще всего оказываются простыми исполнителями заданий, который составляет учитель, а не творцами. Поэтому необходимо использовать творческие задания, исторические задачи, направленные на активное изучение материала с обязательным включением взаимоконтроля.

Это примерная модель построения учебного курса по принципу модульного обучения и методика использования информационных технологий при изучении учебного элемента модуля. Продуктивность такого модульного урока высокая. Внедряемая система ЕГЭ требует формирования у учащихся умений и навыков тестирования, работы с заданиями повышенной сложности, связанных с применением знаний, оценкой и обобщением полученной информации, анализа исторических источников и документов, и неоценимую помощь в этом окажут информационные технологии и модульное обучение.

Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее двух академических часов, так как на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащихся по изучаемой теме, дать новую информацию и отработать учебный материал.

На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава.

Роль преподавателя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.

Вывод: Модульная  технология имеет четкую структуру. Учебный материал нацелен на решение интегрированной дидактической задачи, обеспечивает системность деятельности при индивидуальной и групповой работе. Основная цель модульного обучения – активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Ее реализация позволяет повысить мотивацию изучения предмета, качество знаний, уровень образовательного процесса в целом. При модульном обучении происходит постепенное накопление знаний. Переход к следующему модулю возможен только после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально. В то же время эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности.

Всего комментариев: 1
avatar
1 sergeychuwozerow • 20:13, 18.12.2018

Отличная статья. Много нашел для себя нового.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены