РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки»

Павлова Н.А.
учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа – детский сад»
г-к Железноводска

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития окружающего мира. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает, вернее, знает немного.

Главная задача школы, а значит и моя, – не просто дать нашим детям формальные знания по предметам, а научить их мыслить, помочь каждому ребёнку раскрыть свой потенциал, стать личностью, созидателем, чтобы успешно жить и работать. Не случайно говорят: «Образование – это то, что остаётся после того как все изученное забыто». Без общего умения работать с информацией, самостоятельно организовывать и корректировать свою деятельность, без способностей к анализу, пониманию, и согласованию, без умения брать на себя ответственность и получать результат - человек не востребован на современном рынке труда, семья не обеспечена необходимыми условиями для развития, а страна не конкурентоспособна. Именно эти задачи и сформулированы как приоритеты новых образовательных стандартов.

Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной». Поэтому я пытаюсь переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на ключевые вопросы, поставленные ФГОС: Как учить? С помощью чего учить?
Использования технологий проблемного диалога, интерактивного обучения, системно-деятельный подхода, информационных технологий, как раз и предлагает четкий, эффективный, апробированный многолетней практикой ответ на поставленные ФГОС вопросы.

Ценностные ориентиры формирования у учащихся умения учиться и готовности саморазвитию не являются новыми для педагогики. Новое то, что эта задача впервые выводится на уровень стандартизированного результата, а не просто мнения, рассуждения, концепции. Новое то, что касается сегодня каждого педагога, в том числе и меня, потому что мы не можем лишить ни одного ребенка шанса успешной самореализации в жизни.

О технологии проблемного диалога я узнала задолго до введения новых образовательных стандартов. Когда наша школа стала участником федерального эксперимента по апробированию новых УМК. И вот уже четвертый выпуск обучаю по образовательной системе «Школа2100…» (А.А. Леонтьев, Бунеев Р.Н., Вахрушев А. А., Горячев А. В.)

Главная идея, лежащая в основе образовательной системы "Школа-2100" по которой я работаю, – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека. Это не набор отдельных приемов, а философия образования, предполагающая совсем иной уровень взаимоотношений между учителем и учеником. Ученик перестает быть объектом учительского воздействия, между ним и педагогом выстраиваются партнерские взаимоотношения.

На мой взгляд, реализация этой программы в наибольшей степени позволяет мне:

  • воспитывать социально–активную творческую личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию
  • организовать такой учебно–воспитательный процесс, при котором каждый ученик имеет возможность не только овладевать базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности.
  • формировать и развивать познавательный интерес к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности.
Не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое. Делать выводы, принимать решения и отвечать за них.
Сегодня трудно мне представить свою работу без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить диагностику, внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, мне необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися ИКТ.

Основная задача моя, в процессе информатизации образования, сводится к поддержанию и направлению процесса развития личности учащихся, их творческого поиска, организации совместной работы.

А использование интерактивной доски позволяет мне сделать уроки ярче, информативнее и увлекательнее. Действия, происходящие на доске, буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Интерактивная доска на уроке - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока

Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс, по моим наблюдениям, - это гораздо более доходчивый способ преподавания. Все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски начали проявлять активность на уроках. Ответы учеников перед электронной интерактивной доской позволяют учителю наладить с классом действенную обратную связь.

Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными.

Работа с использованием информационных технологий позволяет устранять ненужные школьные перегрузки, сохраняя здоровье, делает процесс обучения увлекательным и творческим.

Воспользовавшись забытой, но не потерявшей актуальности идеей, что ученик должен обогнать своих учителей, строю свою работу по принципу сотрудничества, при этом отводя себе роль проводника, консультанта, оппонента ученика; моя задача – разбудить у ребенка любовь к познанию и привить желание к самосовершенствованию.

Мы сотрудничаем - работая в единой команде. Учитель - это партнер, готовый помочь и поддержать. И техника урока, согласно технологиям, принятым образовательной системой «2100», несколько необычна: урок формируется вместе с учениками: - мы вместе определяем цель, составляем план, осуществляем поиск решения проблемы. Ведя беседу, я внимательно прислушиваюсь к выступлениям учеников, даю возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует моей точке зрения.

Используя технологию проблемного диалога, я наблюдаю, как формируется личность ученика. Его развитие происходит не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания, и главное слово здесь - сотрудничество. Дети учатся не просто воспроизводить учебные знания, они постоянно что-то изобретают, творят. Основу каждого урока составляет поиск ответа, на проблемный вопрос, поставленный в начале урока самими учениками при помощи учителя. Такой вопрос позволяет создать на уроке атмосферу загадочности, открытия некой исторической тайны.

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания, их приобретение достигается за счет использования центральных компонентов технологии: постановка проблемы, познавательная мотивация, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Высокие, стабильные результаты качества знаний моих учеников, умение находить верное решение, становление характера, мотивов, ценностей – это результаты использования выше перечисленных технологий. Гражданственность и патриотизм становятся убеждением, а умение понимать позицию другого человека - нормой. Но самое главное - эта образовательная система дает возможность развить у молодого человека его потенциальные способности, которые раньше часто оставались не раскрытыми.
Таким образом, я считаю, что использование инновационных технологий действительно обеспечивает достижения установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Но не следует забывать и о личности учителя.

Только учитель, который собственным примером активной деятельности вовлекает учащихся в процесс познания, воспитывает не послушного «Исполнителя», а «Решателя» конкретных жизненных проблем, может воспитать конкурентоспособную, компетентную личность.

Пробуждая интерес к предметам и разным видам деятельности, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Мои дети участвуют в олимпиадах, конкурсах и фестивалях, а это и есть необходимое условие для раскрытия и самореализации личности, т.к. в основе исследовательской и творческой деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности.

Ребята, участвуя в любых соревнований, становятся более самостоятельны, инициативны, предприимчивы, по сравнению со сверстниками, не стремящимися к самовыражению и самореализации. Ориентированные на достижение успехов, способны правильнее воспринимать ситуацию и лучше оценивать свои шансы на успех, чем ученики, ориентированные на избегание неудач.
По моему мнению, учитель – не просто профессия, а стиль жизни. Учителя – земные люди, достигшие высокого уровня сознания и духовности. Так как от его труда во многом зависит разносторонность развития молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. В своей работе всегда придерживаюсь заповеди: никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении; ясно определи, что ты хочешь от ребёнка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу; предоставь возможную самостоятельность; окажи помощь, но не подсказывай готового решения; создавай ситуацию успеха.

Я, как педагог понимаю, что вырастить успешного в жизни ученика – дорогого стоит, и к этому стремлюсь. Я хочу, чтобы на выходе из школы мои выпускники представляли собой:

  • успешных людей;
  • профессионально-определившихся;
  • коммуникативно-грамотных;
  • владеющих информационными технологиями;
  • обладающих навыками исследовательской деятельности;
  • причастных к русской и мировой культуры;
  • социально адаптированных;
  • осознающих свое «я» и свое место в мире;
  • креативных;
  • самостоятельно и критически мыслящих;
  • способных работать в команде;
  • обладающих высокой степенью толерантности;
  • интернационалистов и патриотов.
Это все актуально при введении Новых образовательных стандартах.


Литература
  1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пос. для учителя / Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2002. – 168 с. 
  2. Мельникова, Е.Л.Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2008. – Вып. 8. – С. 5–55. 
  3. Мельникова, Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе / 
  4. Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100»: Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования: сб. мат. – М.: Баласс, 2009. – Вып. 9. – С. 164–283. 
  5. Мельникова, Е.Л. Я открываю знания: пос. по технологии проблемного диалога в нач.школе (3–4'й классы) / Е.Л. Мельникова, 
  6. И.В. Кузнецова. – М.: Баласс, 2011. – 80 с.– (Образовательная система «Школа 2100»). 
  7. Павлова Н. А., Доклад с педсовета учителя нач. классов МБОУ «НШ-ДС» Учитель успешного ученика. 2013г.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены