РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Анализ подходов к проблеме "психолого-педагогического сопровождения"

Теория педагогики и педагогическая практика активно используют понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Понятие «сопровождение» обозначает «действие, сопутствующее какому-либо явлению». Этимологическое происхождение понятия от слова «сопровождать», имеющего несколько содержательных трактовок в зависимости от области применения. Словарь Ожегова объясняет слово «сопровождать», как «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то». В частности, сопровождение ребенка – не значит вести его за руку, всегда решать за него, оберегать от возможных опасностей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «сопровождение» имеет различные толкования, в зависимости от точки зрения исследователей Например Л.В. Байбородова и Л.Н. Серебрянников считают, что «сопровождение» ребенка – это значит находиться рядом, побуждать его к деятельности, оказывать помощь в преодолении трудностей, сорадоваться успехам.

Н.С. Пряжников и С.Н. Чистякова определяют его как особую форму деятельности педагога, которая направлена на оказание помощи сопровождаемому в его личностном росте, в принятии решений, в выборе способов поведения.

Э.Ф. Зеер же характеризует сопровождение в виде целостного процесса изучения, развития, формирования и коррекции профессионального становления личности.

Н.Л. Коновалова считает сопровождение взаимодействием сопровождающего и сопровождаемого, которое направлено на решение проблем сопровождаемого; сопровождение как система профессиональной деятельности, которая обеспечивает необходимые условия успешной адаптации личности к условиям жизнедеятельности представлено в работах Г.Л Бардиер, И.В. Ромазан, Т.В Чередниковой , М.H. Битияновой; Н. Осухова считает сопровождение системной интегративной «технологией» социальной и психологической помощи, цель которой – создать безопасные условия для выхода человека из негативного отчуждения, восстановления потенциала развития и саморазвития личности, Е.И. Казакова , А.П. Тряпицына в своих работах рассматривают сопровождение с точки зрения системно-ориентационного подхода, как деятельность, которая создает условия для принятия субъектом оптимального решения в различных жизненных ситуациях, как «оказание субъекту помощи в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действие в котором несет сам субъект» ;по-мнению Л.М. Шипицыной сопровождение является комплексным методом, основу которого составляет согласованность действий сопровождающего и сопровождаемого в разрешении жизненных проблем сопровождаемого, его развития.

Исходя из всех приведенных выше теорий важной составляющей сопровождение является позитивные отношения учителя и ученика ,положительно влияют на развитие интеллектуальных возможностей учащегося, поэтому необходимо формировать или устанавливать особый тип отношений «взрослый-ребенок», гарантирующих ребенку помощь и поддержку, доброжелательное принятие .

Но при этом в сопровождение не только важно положительно эмоциональное воздействие на ребенка ,важна и методика сопровождения ее можно рассмотреть на примере исследований Е.В. Кузьминой . Она выделяюет два методологических подхода к определению и содержанию понятия «сопровождение».

Первый подход основан на анализе сопровождения:

  • как проектировании образовательной среды, основанном на общегуманистическом подходе раскрытия максимального личностного потенциала ребенка и его возможностей (создание условий для максимально успешного обучения конкретного ребенка), с учетом нормативов возрастного развития, возрастных новообразований ребенка, как критерии адекватности образовательных воздействий на него, а так же приоритетности потребностей, целей и ценностей ребенка .

Второй – на понимании процесса сопровождения:

  • как поддержания функционирования ребенка в «условиях оптимальной амплификации образовательных воздействий и недопустимости его дизадаптации» .

Анализируя этого автора можно сказать, что основу второго составляет определение границ зоны дизадаптации и зоны риска по дизадаптации, за которые образовательная среда в своем воздействии, а в узком смысле – обучающая среда, не должна выходить. Именно данная стратегия и определяет содержание деятельности всех специалистов, осуществляющих сопровождение детей .

И теперь исходя из всех перечисленных литературных источников можно сказать что психолого-педагогическое сопровождение (ППС) можно рассматривать в нескольких аспектах:

  • как профессиональную деятельность психологов, педагогов, которые способны оказать помощь и поддержку в индивидуальном развитии ребенка;
  • как процесс, который представлен комплексом целенаправленных последовательных педагогических воздействий на личность ребенка, помогающих ему успешно развиваться;
  • как технологию, включающую последовательные этапы деятельности специалистов (педагога, психолога, логопеда и др.) по обеспечению достижений в развитии ребёнка;
  • как систему взаимосвязи и взаимообусловленности целевого, содержательного, результативного и процессуального элементов;
  • как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены