РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мероприятие, посвященное дню рождения Мусы Джалиля

Цели и задачи:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, уважение и любовь к татарским писателям и поэтам. Создать праздничное настроение.
  2. Познакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта М. Джалиля.
  3. Закрепить умение правильно рассказывать стихотворения на татарском и русском языках.

Оборудование: Портрет М.Джалиля. Выставка рисунков, стенгазет, творческих работ, посвященных 115-летию М.Джалиля. Экспозиция книг со стихами поэта.

1 ведущий. Добрый день, уважаемые учителя, дорогие дети! Начинаем литературно-музыкальный вечер, посвященный 115-летию со дня рождения героя-поэта Мусы Джалиля.

2 ведущий. В холодный зимний день в селе Мустафино Оренбургской области в семье Мустафы абый и Рахили апа появляется на свет маленький Муса. С детства он был очень подвижным, жизнелюбивым: любил играть, смеяться, ходить в лес, купаться в озере. В 6 лет с братом Ибрагимом начинает учиться в медресе. Очень способный Муса быстро переходит из класса в класс, подрастает...

Из воспоминаний Габдуллы Усманова, первого учителя Мусы:

Ученица 8 класса:

В те годы все четыре класса сельского медресе занимались в одной комнате. Впереди сидели ученики первого класса. Во втором ряду — второклассники, затем третий и четвертый классы. Учитель обычно давал задания одному классу, потом другому, одновременно занимаясь со всеми четырьмя классами. Прошло примерно полтора-два месяца, и учитель стал замечать, что Мусе скучно с одноклассниками. Он быстро научился читать, писать и считать, то и дело поднимал руку, когда Габдулла-эфенди задавал вопросы второму ряду.
Учитель решил пересадить Мусу на второй ряд, к второклассникам. Вскоре, однако, Муса догнал и второклассников и уже тянул руку, когда давали задания ученикам третьего класса. Учителю не оставалось ничего другого, как пересадить мальчика на третий, а затем и на четвертый ряд. Так за один учебный год Муса закончил четыре класса!

1 ведущий. Очень способный Муса с детства сочиняет стихи. В 13 лет его стихотворение под названием «Счастье» было напечатано в газете. Сейчас вы его услышите в исполнении ученика 6 класса.

“Счастье”

Если б саблю я взял, если б ринулся с ней,
Красный фронт защищая, сметать богачей,
Если б место нашлось мне в шеренге друзей,
Если б саблей лихой я рубил палачей,
Если б враг отступил перед силой моей,
Если б шел я вперед все смелей и смелей,
Если б грудь обожгло мне горячим свинцом,
Если пуля засела бы в сердце моем,
Если б смерть, не давая подняться с земли,
Придавила меня кулаком, -
Я бы счастьем считал эту гибель в бою,
Славу смерти геройской я в песне пою.
Друг-рабочий, винтовку возьми - и в поход!
Жизнь отдай, если надо, за волю свою.

1 ведущий.
Около деревни Мусы расстилается сказочно красивый лес. Маленький Муса очень любил слушать голоса птиц. Печальный голос кукушки запомнился надолго и позднее поэт напишет стихотворение об этой птице – “Кукушка»). Почему же так тоскует эта птица? Об этом нам расскажет ученица 5 класса.

(Аудиозапись “Звуки птиц”)

Тихие сумерки.
Солнце садится.
Слышно, как плачет
Какая-то птица:
- Ку-ку, ку-ку!...
Если б кукушка
Жила не одна,
Так бы весь век
Не кричала она:
- Ку-ку, ку-ку!...
Это кукушка
Кричит на суку,
Словно прогнать
Она хочет тоску:
- Ку-ку, ку-ку!...
Пела б кукушка
Веселые песни,
Если б птенцы её
Были с ней вместе:
- Ку-ку, ку-ку!..

2 ведущий.

До войны Джалиль был редактором детского журнала. Он очень любил свою дочь Чулпан, детей и много писал для них. В исполнении ученицы 1 класса вы услышите стихотворение Мусы Джалиля “Мой пес”.

Я знаю.
Что пёс мой
Пока ещё мал.
Ну что же,
Зато он -
И смел, и удал.
Любую команду,
Какую не дай,
Послушно и точно
Исполнит Акбай.
Не зря же-упрямо,
И в зной, и в мороз,
Военному делу
Учился мой пёс.
Он может и ползать,
И смирно лежать,
И ров перепрыгнуть,
И голос подать.

1 ведущий. Ученицы 2 класса покажут и расскажут вам

Стихотворение «Храбрый заяц» Перевод Б. Сулимого

Заяц в сугробе, продрогший сидит,
Уши обвисли, и хвостик дрожит.
Ну-ка возьми его, в школу с собой.
Чтобы в тепле, отогрелся косой.
Заяц, однако, был вовсе не трус,
Глянул сердито “Без Вас обойдусь!”
Прыгнул – и только, следы на снегу:
Сам отогреюсь – в лесу на бегу!
- Где же ты, заяц?
- По лесу бегу!
- Где ты, смельчак?
- Обгоняю пургу!
- Где ты, ау?
- Средь зеленых лугов!
- Где ты, ау?
- Среди желтых песков!
Дальнего мы не боимся пути,
Храброго зайца хотим мы найти!

2 ведущий. Ученица 4 класса Арина подготовила стихотворение “Соседи”.

Живем с соседом плохо.
В любое время жди беды,
Нежданного подвоха.
Белье развешу — как на грех,
Сосед золу выносит,
Сгребу ли я к забору снег —
Он по двору разбросит.
Капусту нынешней весной
Я посадил за домом
И жду, что скажет недруг мой,
Каким грозит разгромом?
Моя капуста между тем
Цветет, растет, как надо.
Мечтаю: «Пироги поем»,—
И на душе отрада…
Не зря предвидел я грозу:
Однажды в день базарный
Сосед привел домой козу…
О, замысел коварный!
— Да поглотит, — я возопил,—
Земля скотину эту! —
Козу я смертным боем бил,
Но сжить не смог со света.
Чуть утро — гостья под окном,
Стучат копытца смело.
И так, кочан за кочаном,
Весь огород объела.
Похож мой бедный огород,
Истоптанный плутовкой,
На город, взятый в оборот
Ночной бомбардировкой.
Прощусь с капустой — так и быть! —
Решил я втихомолку,
А чтоб соседу досадить,
Завел в отместку… волка.
Мораль рассказа
Козу зарезал мой сосед,
Он задал пир на диво,
И первым я на тот обед
Был приглашен учтиво.
Сосед умен, приятен, мил,
Он так хорош со мною…
Я, видно, зря его винил,—
Я сам всему виною.
Беда, коль ближнему сосед
Не скажет слова толком,
Из пустяка плетет навет,
На друга смотрит волком.
Я подозренья заглушу,
Конец вражде и злости!
Сниму капусту — приглашу
К себе соседа в гости.

1 ведущий. В 1941 году Муса Джалиль ушёл на фронт, был в первых рядах. В бою Муса получил ранение в грудь и попал в плен в бессознательном состоянии. Об этом несколько лет ничего не было известно, его считали без вести пропавшим.

«Прости, родина!» перевод И. Френкеля
исполняет ученица 7 класса

Прости меня, твоего рядового,
Самую малую часть твою.
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в жарком бою.

Кто посмеет сказать, что я тебя предал?
Кто хоть в чем-нибудь бросит упрек?
Волхов – свидетель: я не струсил,
Пылинку жизни моей не берег.

Судьба посмеялась надо мной:
Смерть обошла – прошла стороной.
Последний миг – и выстрела нет!
Мне изменил
мой пистолет...

Что делать?
Отказался от слова,
От последнего слова друг-пистолет.
Враг мне сковал полумертвые руки,
Пыль занесла мой кровавый след...

2 ведущий. Начались его скитания по фашистским тюрьмам. Чтобы продолжать борьбу с врагом, он вступил в легион «Идель-Урал», который создавали немцы. На оккупированной немцами территории Муса организовал группу подпольщиков среди легионеров и устраивал неоднократно побеги военнопленных. Все круги ада прошёл Муса Джалиль в заточении и ни разу не поступился человеческим достоинством, и ни на одну минуту не пал в отчаянии. Послушайте стихи, обращенные к дочери Чулпан. Муса обещал приехать на день рождения дочери с подарками, с Победой. Но сам не смог приехать, а подарил только Победу.

1 ведущий. Верность Родине - ключевые слова в «Моабитской тетради». Нет выше счастья - быть честным сыном земли, подарившей устеленные луга, первую любовь и горькие расставания, жизнелюбие – вот что в нем поражает нас. В самых трагических его стихах есть выход к надежде, к свету и тут же пишутся юмористические строки, Трудно поверить, что брызжущие весельем стихи написаны под топором палача.

“Звонок”, перевод Л. Пеньковского в исполнении ученика 2 класса.

Однажды на крыльце особняка
Стоял мальчишка возле самой двери,
А дотянуться пальцем до звонка
Никак не мог - и явно был растерян.

Я подошел и говорю ему:
«Что, мальчик, плохо? Не хватает роста?..
Ну, так и быть, я за тебя нажму.
Один звонок иль два? Мне это просто».

«Нет, пять!»
Пять раз нажал я кнопку.
А мальчик мне:
«Ну, дяденька, айда!
Бежим! Хоть ты большой смельчак, а трепку
Такую нам хозяин даст – беда!»

2 ведущий. Каждый год 15 февраля, в день рождения Мусы Джалиля, в Государственном музее РТ выставляются подлинники «Моабитских тетрадей». С каким волнением и сердечным трепетом рассматривают посетители эти крохотные, размером с детскую ладошку, блокнотики с пожелтевшими от времени страницами! Ведь они хранят тепло рук поэта, жар его сердца. До нас дошло 93 стихотворения, Это, конечно, далеко не все. Десятки стихотворений и поэма не найдены. В 1953 году на страницах «Литературной газеты» впервые была напечатана подборка из “Моабитских стихов” Джалиля.

1 ведущий. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А еще через год ему была присуждена Ленинская премия за цикл стихотворений “Моабитская тетрадь”. Джалиль был и остается единственным писателем в нашей стране, удостоенным этих двух высших наград.

2 ведущий. В 1972 году астрономом Т.Смирновым была открыта малая планета – астероид, которая была названа “Джалиль” в честь героя-поэта.
Существуют музеи М. Джалиля в деревне Карадуган Балтасинского района, в родной деревне Мустафино Оренбургской области. В Казани работает квартира-музей М. Джалиля.

1 ведущий. В 1966 году на площади перед Казанским Кремлем был открыт величественный памятник, созданный архитектором Л.Голубовским совместно со скульптором В.Е.Цигаль. Каждый год 25 августа в 12 часов сюда стекается народ, возлагаются цветы.

Памятники Мусе Джалилю есть в таких городах, как Альметьевск, Мензелинск, Нижневартовск (открыт 25 сентября 2007 года), Набережные Челны, Оренбург (22 июня 1996 г.), в с. Мустафино (15 февраля 1976 года), в с. Асекеево Оренбургской области (28 октября 2005 года).

2 ведущий. 24 августа 2012 года в Москве в начале улицы Мусы Джалиля в районе Зябликово был торжественно открыт памятник Мусе Джалилю. Автор памятника - заслуженный художник России Юрий Злотя. В этом году наша школа начала сотрудничать с московской гимназией, котора носит имя поэта-героя Мусы Джалиля.

1 ведущий. В октябре 2002 г. в экспозицию музея тюрьмы Плётцензее (Берлин) вошёл стенд, посвящённый двум татарским писателям — Мусе Джалилю и Абдулле Алишу.
На воротах при въезде в Динабургскую крепость (Даугавпилс, Латвия) установлена мемориальная доска.

2 ведущий. В столице нашей республики – Казани работает Татарский государственный академический театр оперы и балета имени М. Джалиля.
Именем Мусы Джалиля назван посёлок в Республике Татарстан.

В Атнинском, Апастовском, Тукаевском, Сармановском, Мензелинском районах есть хозяйства, которые носят имя поэта. Его именем назван кинотеатр в Нижнекамске, а также библиотека города Ижевск.

2 ведущий. Образ поэта описан в стихах, прозе, драматических произведениях.

  • Композитор Назиб Жиганов сочинил оперу “Джалиль” (либретто А.Файзи).
  • На студии “Ленфильм” снят художественный фильм “Моабитские теради”.

(Звучит песня на слова М. Джалиля, муз. С. Сайдашева “Песни мои”)

1 ведущий. Имя Мусы Джалиля золотыми буквами написано на страницах истории человечества. Его имя веками будет гореть в сердце народа. И наше поколение тоже будет гордиться своим героем.

2 ведущий. На этом наш вечер подошел к концу. Спасибо за внимание!

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены