РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках иностранного языка

Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Иностранные языки становятся в настоящее время действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Все это существенно повышает статус предмета иностранный язык как общеобразовательной учебной дисциплины.

Преподавание ИЯ в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности.

Иностранный язык открывает учащимся доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает уровень их нравственного воспитания, формирует любовь к своему отечеству.

Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств, стимулированию их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

Главным в своей педагогической деятельности я считаю не только обучение, но и воспитание гражданина своей Родины, способного вести успешный диалог с представителями других культур.

Я разработала систему урочной и внеурочной деятельности: определила цели и задачи, содержание (усиление гражданско-патриотического компонента), методы, приёмы, способы деятельности, которые приводят к планируемому результату - воспитанию гражданина, любящего свою Родину и достойно представляющего родную культуру. В диалоге культур важную роль играет знание иностранного языка, которое позволяет взаимодействовать с представителями другой культуры на более качественном уровне

Задачами воспитательной работы по иностранному языку по воспитанию патриотизма и духовно-нравственных ценностей являются: ознакомление школьников со страной изучаемого языка и культуры собственной родины, ознакомление с системой мировоззренческих взглядов, этических оценок, эстетических вкусов, доминирующих в обществе, формирование позитивного отношения, уважения к стране изучаемого языка, к образу жизни другого народа, подача страноведческих сведений, изучение отдельных аспектов страны изучаемого языка и собственной страны, касающиеся их культур (исторические события, литература, музыка, изобразительное искусство, спортивная жизнь, театр и кино, национальные праздники и традиции, молодежные организации, средства массовой информации, экологические проблемы).

Целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Развивающий и воспитывающий потенциал урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

  • формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
  • воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
  • развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

Рассмотрим вышесказанное на примере учебников УМК Spotlight. Любая программная тема позволяет включить вопросы для обсуждения, связанные с формированием духовных и нравственных качеств личности: толерантности, уважения к национальной культуре, патриотизма. Тексты и задания учебника стимулируют к привлечению материалов, связанных с историей страны, города, семьи и улицы, на которой живём. Это позволяет создать на уроках ситуации и атмосферу, обеспечивающие формирование важнейших нравственных качеств подрастающего человека и гражданина. Научить детей проникаться чувством гордости, уважения, сопереживания; вызвать желание глубже изучать историю, традиции своей страны и страны изучаемого языка, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.

Практически на каждом уроке, работая по УМК «Английский в фокусе» можно подобрать материал, который понятен, близок и дорог каждому ребёнку. Учителю необходимо творчески продумывать каждый урок, чтобы побудить учеников к открытому диалогу, обмену мнениями, к искреннему, открытому общению, включающему мысли о себе, о своей стране, о своей семье и т. д. Особое значение в формировании духовно-нравственных и патриотических ценностей имеют страницы учебника Spotlight on Russia.

Содержание Spotlight on Russia по классам.

7 класс.

  1. Teens.
  2. Chekhov.
  3. Activity Time.
  4. School Magazine.
  5. Space Museum.
  6. Computer Camp.
  7. TV.
  8. Eco-camping at the Ugra National Park.
  9. Party Time. Traditional food and fun.
  10. Health matters.

8 класс.

  1. Socializing.
  2. Food and Shopping.
  3. Great Minds. Pioneers of Space.
  4. Special Interests. National costumes.
  5. National World.
  6. Cultural Exchange. Kizhi.
  7. Education.
  8. Pastimes. The Festival of the North.

9 класс.

  1. Special Days. Tatiana’s Day.
  2. Old Neighbors.
  3. Ghost Stories. The Domovoy and Rusalka.
  4. Robot Technology. Russian Android.
  5. Great Works of Art. The Tretyakov Gallery.
  6. Beautiful Buildings. The Moscow Kremlin.
  7. Problem Solving. The Telephone of Trust.
  8. Inspiring People.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание и развитие личности учащихся на уроке английского языка по УМК «Английский в фокусе» реализуется через:

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
  • формирование у учащихся потребности изучения ИЯ и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
  • развития науки и общественной практики;
  • «формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры»;
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Итак, главная задача и долг учителя иностранного языка заключается не только в том, чтобы помочь выпускнику школы сделать правильный профессиональный выбор, уметь общаться с представителями страны изучаемого языка на их родном языке, но и воспитать достойного гражданина России, патриота своей страны, человека, который будет уважительно относиться к истории, культуре, традициям других народов и будет способен рассказать на иностранном языке об историческом и культурном наследии своей страны.

Список литературы:

  1. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур//Иностранные языки в школе.-2003.-№2.-с.22.
  2. Иванова С.Ю. Государственный патриотизм – альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманитарные знания, 2003. – № 3. – С. 292-302.
  3. Интернет-ресурс: www.prosv.ru( издательство Просвещение).
  4. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе// №3 2003.
  5. Леховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. - М.: Знание, 1981.
  6. Маркова А.К., Орлов А.В., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 2003.
  7. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга учителя иностранного языка: Справ. пособие. – 4-е изд., стереотип. – М: Выш. шк.,2004.
  8. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку. – М.: Просвещение, 2005.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены