РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Управление волонтерской деятельностью в дополнительном образовании

В процессе формирования основных социально-психологических, ценностно-ориентационных и мировоззренческих характеристик, молодежь выступает одной из наиболее уязвимых социально-демографических групп, подверженных чувству социальной бесперспективности, пассивного нигилизма, неопределенности и «ненужности». Одним из факторов, способствующих становлению и развитию социальной активности молодежи, в том числе в их профессиональной сфере, является волонтерство.

Волонтерская деятельность носит гражданский характер. Опыт волонтера показывает благотворительную направленность работы. Добровольческая деятельность формирует в человеке чувство нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, отзывчивость, милосердие, доброта, справедливость, гуманность [1, с. 42].

По мнению Ю.В. Паршина, «волонтерство – это добровольная деятельность на безвозмездной основе, направленная на достижение социально значимых целей и решение проблем общества. Волонтёры – люди, работающие в какой-либо области по своей воле, а не по принуждению, на благо других людей без материального вознаграждения» [2,с. 108].

Волонтерская деятельность в молодежной среде несет за собой не только положительный, но и отрицательный характер.

  1. Плюсами привлечения добровольцев в организацию являются: дополнительное время; новые идеи; увеличение объема оказываемых услуг; экономию материальных средств; распространение информации об организации среди населения; создание резерва для найма штатных сотрудников; улучшение имиджа; дополнительные знания, опыт, связи; стимулирование развития организации.
  2. Минусы могут быть следующими: требуется дополнительное время от персонала; отсутствие опыта работы; требуется дополнительное обучение; добровольцы не всегда ответственны, и не держат обязательства; создают конкуренцию штатному персоналу; недостаточная компетентность; их нельзя уволить [3, C. 72].

Во всём мире молодёжное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Последние десятилетия стали наиболее активными этапом развития волонтёрства в новейшей истории России. По разным данным, в России действуют около тысячи общественных организаций, активно развивающих молодёжные добровольческие программы. Кроме собственно практической добровольческой деятельности российские общественные организации активно развивают механизм поддержки этих инициатив[5].

В г. Сургуте так существуют довольно много волонтерских организаций, куда вовлечена молодежь. Так, например, проект «Доброволец Сургута», цель которого – организовать волонтерскую деятельность в г. Сургуте; направить положительные побуждения молодежи на осуществление добрых и полезных дел, участие в реальных проектах; сформировать профессиональные навыки в области волонтерства.

В 2016 г. на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» создано городское общественное детское движение «Школьный волонтерский корпус».Основная миссия волонтерского корпуса – помогать безвозмездно людям, нуждающимся в помощи.

Основная цель ГОДД ШВК - пропаганда идей добровольческого труда на благо общества и привлечение молодежи к решению социально значимых проблем.

Задачи волонтерской деятельности:

  • развитие у учащихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, нравственности и духовности;
  • вовлечение учащихся в мероприятия социального, культурного, спортивного, экологического добровольчества (волонтерства);
  • поддержка инициатив учащихся в реализации добровольческих (волонтерских) программ и проектов[4].

Волонтерская деятельность в МБОУ ДО ЦДТ основывается на принципах добровольности, законности, самоуправления, непрерывности и систематичности, свободы определения внутренней структуры форм и методов работы, осознания участниками волонтерского движения личностной и социальной значимости их деятельности, ответственного отношения к деятельности.

Волонтерская деятельность ГОДД ШВК реализуется в различных формах: акции, проекты, реклама, городские мероприятия, которые могут носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер[4].

Учредителями Движения являются департамент образования Администрации города, отдел гражданского воспитания школьников муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества»

Организаторы волонтерской деятельности имеют право:

  • инициировать волонтерскую деятельность различных направлений, форм и сроков реализации;
  • сотрудничать со структурами, организациями, объединениями, занимающимися волонтерской, социальной деятельностью в школе, городе, области, РФ;
  • разрабатывать и представлять мероприятия, проекты, связанные с волонтерской деятельностью, для финансирования в общественные фонды, соответствующие управления и ведомства;
  • поощрять (ходатайствовать о поощрении) волонтерские отряды (группы), отдельных волонтеров.

Организаторы волонтерской деятельности обязаны:

  • при разработке и реализации волонтерской деятельности руководствоваться государственными, областными и локальными нормативными правовыми актами, регулирующими данный вид деятельности, в том числе данным Положением;
  • создавать условия для реализации и развития волонтерского движения в муниципальной системе образования;
  • координировать усилия участников волонтерской деятельности для достижения общей цели[4].

На данный момент школьный волонтерский корпус оказывает поддержку и помощь детям, находящимися на реабилитации в Добром волшебнике(проект «Под одним солнцем») и в

Центре педагогической коррекции «Лого-Ритм» (проект «Адаптеры»). Волонтеры-школьники помогают организаторам городских мероприятий, детям, чьи родители обратились в благотворительный фонд «Благо дарю» и общественным движениям «Поиск пропавших детей», «Дай лапу».

Рассматривая волонтерскую деятельность в правовом аспекте, согласно ст.5 ФЗ РФ «О добровольчестве (волонтерстве)» следует выделить основные направления:

  1. Культурное волонтерство - участие в организации и проведении муниципальных, региональных, межрегиональных и международных культурных, массовых культурных и общественных мероприятий;
  2. Экологическое волонтерство - участие в защите окружающей среды, благоустройстве территорий;
  3. Творческое волонтерство - участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого гражданина;
  4. Социальное волонтерство - участие в оказании помощи социально незащищенным слоям населения, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и пережившим жестокое обращение, включая социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, организацию доступности среды для инвалидов, содействие в работе по социальной адаптации, интеграции и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[4].

Возможные формы поощрения волонтеров

За свою работу волонтеры и Организаторы волонтерской деятельности могут поощряться в следующих формах:

  • награждение грамотой, дипломом, благодарностью, памятным подарком;
  • премирование;
  • подготовка публикации о достижениях участника волонтерского движения, видеофильма, сайта и др. о лидерах волонтерского движения;
  • участие в выездных семинарах, профильных сменах, туристических поездках и т.п.

Таким образом, ГОДД ШВК набирает большие обороты среди образовательных организаций города. Волонтеры принимают участие в мероприятиях и в социальных проектах.

Решают различные социальные проблемы в обществе, показывают свою гражданскую активность и неравнодушны к людям, которым нужна помощь.

Список литературы:

  1. Менщикова И.Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы // Научные исследования в образовании – 2008. – № 1. – С. 42-43.
  2. Паршина Ю.В. Волонтёрское движение и его истоки // Известия Волгоградского Государственного Педагогического Университета – 2009. – №9. – С. 106-109.
  3. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 8. – С. 71-73.
  4. Васин В.З. Положение о городском общественном детском движении «Школьный волонтерский корпус» МБОУ ДО ЦДТ. – 2016. – 4с.
  5. Менщикова И.Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы // Научные исследования в образовании – 2008. – № 1. – С. 42-43.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены