РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Качество современного образования

Выполнила:
Учитель начальных классов Салькова Валентина Владимировна
ГБОУ школа - интернат №17 г. о. Самара

1. Введение

Наступившему 21-му веку предназначено быть веком высокого качества во всех его проявлениях — качество труда, продукции и услуг, качество окружающей среды, т. е. реализовать современную парадигму цивилизованного развития.

Понятие «качество образования» является важнейшей характеристикой управления образовательным процессом.

Поташник М.М. управление качеством образования определил как особое управление, организованное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определённых, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причём цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития выпускника.

Проблемам управления качеством образования, качества обучения и воспитания, а также способам их определения посвящены работы В.И. Беспалько, Г.В. Гутника, В.А. Кальней, И.Я. Лернера, В.П. Панасюка, М. Поташника, С.И. Шишова и др. Имеется большое число публикаций зарубежных ученых, исследующих проблему повышения качества образования (Л. Лингарт, Э. Хант и другие).

Так Г. Гутник качество образования рассматривает на нескольких уровнях (региона, субрегиона, школы, преподавания и учения) и определяет его как некое явление, отвечающее ряду показателей и уровней, обозначенных в нормативных документах. В частности, под «качеством образования на уровне ученика», - Г. Гутник понимает, - определенный уровень освоения содержания образования физического, психического, нравственного и гражданского развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения .

В книге «Управление качеством образования в школе» под редакцией М.Поташника качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей притом, что цели заданы только операционально и прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. И результаты образования обязательно должны включать в себя оценки того, какой ценой эти результаты достигнуты.

Обзор данных определений позволяет уточнить рассматриваемое понятие и дает возможность нам определиться в толкованиях понятия «качество образования».

В теории социального управления понятие « качество» принято рассматривать в узком и широком смысле. Качество в узком смысле – это качество результатов. Качество в широком смысле – это не только качество продукции, но и качество производственного процесса и условий в которых он осуществляется: качество подготовки кадров, качество технологий, качество финансовых и материальных условий, качество трудовой морали, качество управления.

Под управлением качеством образования мы будем понимать целенаправленную деятельность, в которой ее субъекты (профессиональные образовательные организации), посредством предоставления образовательных услуг и решения управленческих задач, обеспечивают организацию совместной деятельности потребителей образовательных услуг (учащихся, педагогов, родителей и др.) и ее направленность на качественное удовлетворение их образовательных потребностей .

Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне профессиональной образовательной организации необходимо обладать надёжной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса.

Качество образования профессиональной образовательной организации принято обеспечивать качеством целей, качеством условий, качеством процесса и качеством результата. В качество условий включены такие показатели как:

  1. качество преподавательского состава;
  2. качество структуры и содержания основных профессиональных образовательных программ;
  3. качество структуры и содержания профессионального обучения;
  4. нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию образовательных программ;
  5. качество библиотечного обеспечения;
  6. качество материально-технической базы;
  7. инфраструктура;
  8. физическая безопасность пребывания педагогических работников и обучающихся.

Качество процесса оценивается через:

  1. качество образовательного процесса;
  2. качество процесса воспитания;
  3. социальная безопасность обучающихся;
  4. качество системы социального партнёрства;
  5. внеучебные достижения обучающихся.

Качество результата оценивается посредством оценки:

  1. качества приема на основные профессиональные образовательные программы,;
  2. качества обучающихся,;
  3. качества выпуска по основной профессиональной образовательной программе.

Качество целей определяются соотношением целей развития, сформулированными в программе развития профессиональной образовательной организации и достигнутыми результатами её реализации.

Образование — это непрекращающийся процесс функционирования сознания и развития интеллекта, это естественное состояние души, сердца и ума человека.
Роль образования проявляется и в том, как оно влияет на формирование личности. Многие личностные черты человека определяются не только природными данными, но и приобретенными в определенных условиях социальной жизни. Образование не может не корректировать личность и не формировать определенные ее качества

Образование в современном мире призвано научить человека найти свое место, свою нишу в культуре, оформить свое субкультурное пространство, в новом образовании совершенно иной статус и значение должна обрести философия. Именно образованный человек может стать любым специалистом высокого уровня, и поэтому обновленное образование необходимо рассматривать как самую эффективную в стратегическом плане инвестиционную сферу и для отдельной личности, и для любого государства. Новое образование должно стать экзистенциальным по форме и содержанию. В новой образовательной парадигме должно измениться и содержание понятия «гуманизм». .

2. Основные тенденции развития современного образования

Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать обучение на расстоянии, или, как его называют иначе, дистанционное обучение.

Качество образования — это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания.

Роль стратегии в обеспечении качества Стратегия — это декларация о намерениях, определяющая планы на долгосрочный период. Стратегическое управление — это область деятельности высшего руководства организации, направленная на формирование конкурентных преимуществ, на создание условий для успешного развития организации в будущем, выживание в кризисных условиях

Таким образом, основные направления развития современного образования: • изменение целей образования в современном мире;

  • основные тенденции образования в современном мире;
  • проблемы использования новых технологий в обучении;
  • образование в условиях глобализации.

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Роль образования в развитии нашей страны определяется задачами ее перехода к демократическому обществу, правовому государству, рыночной экономике. Новые социальные требования к системе российского образования диктуют необходимость ее модернизации. Модернизация образования — это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса. Предстоит в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере образования. Образование призвано войти в число основных приоритетов общества и государства. Создание механизмов устойчивого развития системы образования составляет цель его модернизации.

Приоритетные направления обеспечения качества образования :

  • обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования;
  • создание условий для повышения качества общего и профессионального образования;
  • формирование эффективных экономических отношений в образовании;
  • обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом;
  • управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

К числу ведущих направлений модернизации общего образования можно отнести:

  • личностную ориентацию содержания образования;
  • нормализацию учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье; повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений).

Решение ведущих задач модернизации образования — обеспечения его доступности, качества и эффективности — предполагает масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения. В первую очередь предстоит осуществить значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и перспективами развития страны.

Одним из методологических оснований обновления содержания образовательных программ выступает компетентностный подход

Таким образом, в качестве главного результата модернизации общего образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучие, устойчивое развитие общества. Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъектности обучающихся. Быть субъектом (созидателем, автором, распорядителем) означает: быть хозяином своей жизнедеятельности, «жизненной траектории»; творцом своей культуры и автором культурных «произведений» в различных областях деятельности; оставаться далеко не в стороне от исторических процессов, событий, происходящих в обществе, в культуре

Отсюда безотлагательного решения требуют задачи:

  • развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию;
  • развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • развитие умений отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
  • формирование готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной, творческой деятельности;
  • формирование толерантности, терпимости к чужому мнению; умений вести диалог, искать и находить оптимальные компромиссы.

Значительное место должно быть отведено решению проблем дифференциации и индивидуализации образовательного процесса посредством создания и реализации вариативных образовательных программ, ориентированных на различную категорию обучающихся — от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших условий модернизации выступает качество программно-методического сопровождения образовательного процесса, его ориентация на формирование системы ключевых компетенций обучающихся.

Содержание образования состоит из четырех основных структурных элементов:

  • опыта эмоционально ценностного отношения к миру, людям, событиям, процессам;
  • опыта познавательной деятельности (фиксируется в форме системы знаний, умений, навыков, способов учения, системы общеучебных умений);
  • опыта осуществления известных и творческих способов деятельности (фиксируется в форме умений действовать по образцу и в нестандартных ситуациях).

Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся ключевые компетентности, личностно ориентированные по своей природе.

Ведущими задачами управления качеством образования являются:

  1. Прогнозировать, проектировать, моделировать те качества (свойства) подготовки выпускника, которые школа предполагает получить «на выходе» образовательного процесса, то есть определять требуемое в дальнейшем будущем качество образования.
  2. Обеспечивать, поддерживать достижение требуемого уровня качества образования, вовремя пресекая нежелательные отклонения от него.
  3. Повышать качество образования, приводя его в соответствие с растущими требованиями внешних заказчиков. Повышение качества образования, появление его новых свойств возможно только через развитие образования (то есть через инновационный процесс).

Модуль 1. Теоретический блок 43 4. Выявлять и оценивать реальное качество образования, его соответствие требуемому, стандартам.
Проблема качества образования во всем мире признается одной из приоритетных, требующих безотлагательного решения. С этой целью должны быть определены основные составляющие национальных систем по обеспечению качества, набор согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества и его оценки. Основная ответственность за обеспечение качества образования лежит на каждом из образовательных учреждений

Развитие системы обеспечения качества школьного образования целесообразно со следующими группами критериев: первая группа критериев определяет, как школа добивается результатов в области качества образовательной подготовки выпускников, что делается для этого («возможности»); вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).

Первая группа включает следующее:

  • школьную политику и стратегию в области обеспечения качества подготовки выпускников;
  • использование потенциала педагогов, обучающихся для обеспечения качества подготовки выпускников;
  • рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и человеческих);
  • управление процессами обеспечения качества подготовки выпускников. Вторая группа характеризует:
  • удовлетворенность потребителей качеством подготовки выпускников, удовлетворенность педагогов работой в школе, удовлетворенность обучающихся уровнем качества и содержанием подготовки;
  • влияние школы на общество;
  • результаты, которых добилась школа в отношении запланированных целей повышения качества подготовки выпускников.

Проблемы, которые затрудняют развитие и эффективное использование управления качеством образования, во многом сопряжены с отсутствием нормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию вышеназванной системы, с отсутствием необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях. Сказывается недостаток квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления школой.

3. Программа управления качеством образования.

Г.Ч. Тахтамышева в книге «Оценка качества обучения в общеобразовательной школе» указывает, что целью управления современной школой должно стать создание условий для реализации полноценного образовательного процесса с учетом потенциального поля ученика. Полноценный образовательный процесс связан с качественным обучением и воспитанием подрастающего поколения, а управление качеством образования призвано отслеживать результаты обучения, воспитания и регулировать этот процесс.
Рассмотрим основные положения программы управления качеством образования.

Первый этап. Подготовка программы.

1. Начать его надо с создания аналитической группы. В состав, которой должны войти самые опытные, неординарно мыслящие учителя. Во главе группы – директор школы или заместитель директора по УВР.

2. В начале группа хотя бы в общих чертах определяет для себя фактические показатели качества знаний, уровня воспитанности, уровня развития общеучебных навыков и умений, связей преемственности. Потом, опираясь на существующую педагогическую литературу, надо расклассифицировать эти показатели хотя бы по звеньям (начальное, среднее и старшее) и по предметам.

3. Далее группа может приступить к составлению плана анализа положения дел в школе. Здесь торопиться не следует. В ходе анализа необходимо выяснить западающие стороны в методике каждого учителя и связанные с ними проблемы в знаниях учащихся. Это очень важно, потому что выводы из анализа должны затем лечь в основу программы работы школы.

4. После осуществления анализа, его данные обобщаются в докладе руководителя школы. Задачей такого доклада является вскрытие истинного положения дел с качеством педагогического процесса. Работа такого педагогического совета должна заканчиваться принятием решения о разработке программы «Качество», утверждением ее целей и задач.

5. Одновременно с такой работой вести просветительно-агитационную работу: повернуть учителя лицом к задаче качества. Далее эта работа должна вестись постоянно и набирать темп по мере реализации процесса. Как руководители мы должны убедить своих учителей в том, что они могут работать на много лучше.

Второй этап. Конструирование программы. Этот этап включает три раздела.

1 раздел – работа с кадрами. Она рассматривается в следующих позициях.
- выработка у каждого учителя правильного отношения к качеству своей работы, постоянная информация коллектива о том, как работает школа и каково ее положение среди других школ района. Информирование коллектива о состоянии улучшения преподавания и качества знаний. Проведение постоянных, по звеньям конференций, методических семинаров, смотров качества знаний по предметам и т. д.
- планирование системы мер по повышению профессионального уровня учителей. Здесь необходимо на предельно конкретной основе, опираясь на диагноз низкого качества преподавания тех или иных разделов программы конкретным учителям, организовать через методические объединения его учебу, работу по ликвидации этих узких мест в методике его преподавания, процесс его самосовершенствования.

2 раздел – организационный. Включает в себя:
- сроки проведения аналитических срезов по выявлению характера и уровня воспитанности учащихся;
-сроки сдачи планов работы учителя по повышению качества знаний по предмету в целом и отдельных учеников в частности, в которых должны быть сформулированы причины низкого качества знаний учеников по темам и разделам программы и намечены меры по их устранению. Здесь должны быть намечены конкретные цели работы учителя по повышению качества знаний и обоснован этапность его работы по их достижению. Очень важно, чтобы в преамбуле к такому плану учитель выделил наиболее трудные для усвоения темы своего предмета и спланировал работу по повышению качества методики их преподавания;
- график совместного анализа этих планов руководителем школы и учителями;
- график самоотчета учителей по качеству преподавания и качеству знаний учащихся;
- В целях недопущения искусственного завышения знаний учащихся учителями спланировать тестирование учащихся на входе (в начале года) и на выходе (в конце учебного года);
- организационные меры для родителей по работе вместе со школой над проблемой качества знаний своих детей;
- меры по моральному и материальному стимулированию выполнения программы «Качество»;

3 раздел. Осуществление управленческих воздействий.

Он не рассчитан на привычные контрольные жесткие меры. Его задача связана с мерами по мотивированию учителей на высокое качество преподавания путем правильного использования таких факторов, как возможности ожидания достижений и вознаграждений, признание успеха, повышение престижа в коллективе и т.д. Он должен быть направлен на индивидуальную работу с каждым учителем по тем целям, которые он наметил в своем индивидуальном плане качества. Задача состоит в том, чтобы создать коллективное управление качеством, при котором активная роль принадлежала бы самим учителям и учащимся.

4. Заключение

Итак, работу по повышению качества образования необходимо рассматривать как совместную деятельность руководителя, учителей, родителей и учащихся

Управление качеством образования как процесс предполагает планирование, организацию, руководство, контроль функционирования и развития основных и обеспечивающих процессов. Уметь анализировать, планировать, контролировать и принимать, исходя из этого, правильное решение - значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует точный расчет, развернутый план работы, научно - проверенные методы, точные календарные сроки.

Условием повышения качества образования является возможность открытого доступа к информационным и аналитическим материалам научного, методического, правового характера на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий.

Литература

  1. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. 2013. №3.
  2. Поташник М. М. Управление качеством образования. — М.: Педагогическое общество России. 2001
  3. Тахтамышева Г.Ч. Оценка качества обучения в общеобразовательной школе. – Казань, 2001.
  4. Г. Гутник. Качество образования. Ж. «Стандарты и мониторинг в образовании», 1999, №1, с.30.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены