РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Арт-терапия в работе психолога: песочная терапия

Песочница в работе педагога-психолога как помощь в успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

Дети всегда более эмоциональны, чем взрослые. Ребенку сложнее адаптироваться к событиям, так как у него менее развит волевой аспект. Самым «эмоционально насыщенным» возрастом считается младший школьный возраст. В этом возрасте ребенок вступает в определенный онтогенетический уровень нервно-психического реагирования на различные ситуации. На физиологическом уровне такое кризисное состояние связано с интенсивным биологическим созреванием детского организма. Так же в этот период ребенок начинает воспринимать себя как социального индивида, осознавать свое социальное «Я».

Родители детей младшего школьного возраста часто жалуются на непослушание, капризы, раздражительность, не зная, что этот возраст – начало процесса дифференциации внешней и внутренней сторон личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний.

Часто детские переживания связаны с трудными или неприятными жизненными ситуациями, зачастую повторяющимися событиями, так называемые «стресс обыденной жизни», которые ребенку необходимо ежедневно преодолевать. А если ребенок постоянно приобретает в таких ситуациях негативный опыт, то это может привести к нарушению психического здоровья, к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Как помочь ребенку адаптироваться в школе

Как правило, родителей первоклассника сильнее всего волнуют вопросы, связанные с учебой. Это, безусловно, важно, но главная родительская задача в этот период – помочь ребенку адаптироваться к школе.

Хотя для большинства детей поступление в школу – это радостное событие, которого они очень ждут (ведь для них это значит стать почти взрослыми), для любого ребенка это событие является большим стрессом, и требуется время, чтобы он адаптировался к такой глобальной перемене в своей жизни.

Проявления стресса

Первоклассники переживают состояние стресса. Это происходит по-разному. Часто это видно невооруженным глазом: ребенок становится вялым, бледным, у него могут появиться головные боли или боли в животе, нарушается сон, он часто болеет.

Но не всегда родители понимают, что изменения в поведении их ребенка - это следствие стресса. У ребенка могут начаться капризы и истерики, или он вдруг начинает грубить и хамить родителям. Если это произошло в первые месяцы посещения школы, не стоит списывать такое поведение на «кризис семи лет».

Следует учитывать, что не всегда стрессовые проявления носят явно негативный характер. Часто стресс проявляется в том, что ребенок становится на удивление дисциплинированным: без напоминаний с вечера собирает портфель, вскакивает с постели сразу после звонка будильника, стремится прийти в школу за полчаса до начала занятий. Родители радуются: «Замечательно! Пошел в школу и сразу повзрослел!» Но не следует впадать в иллюзии. Такая несвойственная раньше малышу ответственность и дисциплинированность говорит о том, что он очень сильно переживает и волнуется.

Родители в этот период должны быть особенно чутки и бережны по отношению к своему ребенку. Любые изменения в поведении их малыша должны быть для них настораживающим сигналом, ведь наша задача не только в том, чтобы наши дети получили хорошее образование, но и в том, чтобы они сохранили свое физическое и психическое здоровье.

Адаптация к школе занимает от 2 до 6 месяцев. Поговорим о том, как помочь ребенку пройти период адаптации к школе с наименьшими потерями.

Детская песочная психотерапия.

Ребенку предлагают поиграть, используя песок и игрушки. Они чаще всего создают из мокрого песка формы. Для детей разговоры и размышления над картиной не имеют такого значения, как для подростка или взрослого. Для них важнее сам процесс игры и строительства.

Джон Аллан выделяет общие стадии игры с песком у детей: «Хаос», «Борьба», «Исход».

При работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе с взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии. В отдельных случаях, в зависимости от решаемых проблем, предлагается построение мира совместно ребенка и родителя.

Дора Калльфф выделила некоторые возрастные аспекты в выборе миниатюр: 

  • В возрасте до 6-7 лет у детей преобладают растения и животные, натуральные предметы.
  • К 11- 12 годам все чаще появляются люди и темы конфликтов и сражений.
  • У детей старше 12-13 лет начинают возникать сцены, отражающие реальную жизнь, мечты о будущем, абстрактные картины.

Песочная терапия также помогает решать следующие задачи:

  • развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
  • Формирование у ребёнка представления об окружающем мире;
  • развитие общей и тонкой моторики.

Игры на песке - это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!

Жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок. И на склоне лет человек, занимаясь землёй, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Во-первых, игра в песочнице выступает как помощница в гармонизации эмоционального состояния – то, что полезно всем без исключения. Сам по себе контакт с песком способствует релаксации и снижению тревожности. Во-вторых, песочная картина способна отразить психологическое состояние ребёнка, что крайне полезно не только с диагностической точки зрения, а и для любого, кто картину построил: он может «посмотреть на себя со стороны». В-третьих, при помощи совместной игры у детей легко диагностировать индивидуальные особенности, которые могут создавать трудности в общении. Развитие коммуникативных навыков в игре идёт через совместное – с психологом – разрешение проблемных ситуаций в групповом взаимодействии.

Также песочная терапия, способствуя повышению социальной адаптации ребёнка, тем самым помогает ему подготовиться к обучению в школе. Известно, что школьная дезадаптация чаще всего наблюдается у тех детей, которые не посещали детский сад, т.е. не устанавливали контакт со сверстниками в достаточной степени. Другая проблемная категория – те дети, которые «не наигрались» вдоволь, в развитии которых был сделан упор на интеллектуальную составляющую. Но проскочить стадии развития невозможно, они должны быть прожиты в полной мере. Песочная терапия помогает детям учиться слушать и слышать другого, активно проявлять себя, организовывать свое пространство и отстаивать его границы. Всё это происходит в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям детей и само по себе имеет оздоровительный аспект. И, в-четвёртых, занятия развивают у детей воображение и навыки эмоциональной саморегуляции.

Тренинг проводится в количестве десяти занятий – меньшее количество не даст нужного эффекта, поскольку к гармонизации своего состояния ребёнок проходит определённые стадии. Продолжительность занятия – от 40 минут до 1 часа. Занятия возможно проводить индивидуально, а также возможна и групповая форма работы.

Библиографический список

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейропсихологии и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  2. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – 288 с.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. – М.: Педагогика, 1983.
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.Практикум по креативной терапии. – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
  6. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
  7. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. – СПб.: Речь, 2008.- 340с.
  8. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск, 1984. – 239 с.
  9. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб.: Речь, 2006. — 144 с.
  10. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь,2006.– 176с.
  11. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. -
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены