РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Основы смыслового чтения и работы с текстом

Основы смыслового чтения и работы с текстом

Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Восприятие детей именно младшего школьного возраста создаёт благоприятные условия для развития смыслового подуровня (в силу своей активности).

В начальной школе происходит «Эмоциональное созревание ума». Главной же задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Поэтому для начальной школы ставятся следующие цели:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова;
  • создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • понимание текста (извлечение его смысла, содержания);
  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников;
  • введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
  • помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Основные задачи:

  • формирование у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства;
  • развитие воображения ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного;
  • формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно - речевые умения;
  • формирование у младшего школьника интереса к процессу чтения;
  • снятие эмоционального напряжения и тревожности в процессе обучения смысловому чтению и работы с текстом;
  • преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру;
  • чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы детей.

Принципиальным становится понимание того, что для современного человека главное - не отдельные знания, а умения ими пользоваться и что необходимо не зубрить и искать готовые ответы, а учиться самостоятельно, открывать новое. Изменение приоритета целей начального образования затрагивает сущность всего учебно-воспитательного процесса, все его составляющие – не только содержание, но и средства обучения, методы и формы организации процесса обучения.

В своей работе я использую методы, которые обеспечивают:

  • активное участие самого ученика в поисковой учебно-познавательной деятельности, организованной на основе внутренней мотивации;
  • организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;
  • обеспечение диалогического общения между учителем и учениками, между учащимися в процессе добывания знаний.

Грамотность чтения, его виды и типы Умение читать не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Рефлексия текста предполагает размышление о содержании или структуре текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования ребёнком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Ситуации общения с текстом

  • Чтение для личных целей (для себя) включает чтение личных писем, художественной литературы, биографий, научно-популярных текстов и др.
  • Чтение для общественных целей включает чтение официальных документов, информации разного рода о событиях общественного значения и др.
  • Чтение для «рабочих» целей (в процессе труда, на работе) включает чтение текстов инструкций (как сделать) и др.
  • Чтение для получения образования включает чтение учебной литературы и текстов, используемых в учебных целях.

В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения.

Типы чтения:

  1. коммуникативное чтение вслух и про себя;
  2. учебное;
  3. самостоятельное.

Наиболее развитым видом чтения является рефлексивное.

Овладев им, учащиеся смогут продемонстрировать следующие умения:

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;
  • понимать основную мысль текста;
  • формировать систему аргументов;
  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;
  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
  • понимать назначение разных видов текстов;
  • сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;
  • выражать информацию текста в виде кратких записей;
  • различать темы и подтемы специального текста;
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • пользоваться разными техниками понимания прочитанного;
  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и её осмысления;
  • понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать.

Умения «грамотности чтения»

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
  • нахождение информации;
  • интерпретация текста;
  • рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения.

Как правило, выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое.

Изучающее чтение.

Максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях. Учащийся должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват.

Ознакомительное чтение.

Это быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Перед учеником ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде

Просмотровое чтение.

Перед ребёнком ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах.

В технологии изучающего чтения существуют разные приемы анализа художественного текста: "Диалог с автором". Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать писателю свои вопросы, "включать" воображение и делать предположения о дальнейшем ходе событий, проверять, совпадают ли они с замыслом автора. Это может происходить как во время первичного чтения произведения, так и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.

Комментированное чтение. Это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст. Особенность комментированного чтения состоит в том, что озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.

Однако если дети по ходу комментария педагога высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, эти идеи нельзя оставлять без внимания, их обязательно нужно "вплетать" в общий разговор, даже если они расходятся с субъективной точкой зрения учителя. Приём постановки вопросов после прочтения текста школьниками либо до прочтения (предварительные вопросы)

Наиболее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся могут:

  1. целесообразно изменить план текста при его пересказе;
  2. сравнить содержание изученного текста с ранее усвоенным материалом;
  3. установить причинные связи между явлениями;
  4. совершенствовать свои умения рассуждать и делать самостоятельные выводы.

Целенаправленный и правильно сформулированный предварительный вопрос существенным образом влияет на характер чтения.

Прием самопостановки вопросов к тексту

  • Позволяет рассматривать чтение и понимание учебного текста как решение мыслительной задачи, суть которой заключается в умении обнаруживать и решать те проблемы, которые составляют содержание текста.

Прием составления плана

  • Позволяет глубоко осмыслить и понять текст. По мере чтения текста и составления плана обучающийся последовательно задает себе вопрос: «О чем здесь говорится?»

Прием тезирования

  • Формулирование основ тезисов, положений и выводов текста.

Прием составления сводной таблицы

  • Позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

Прием логического запоминания учебной информации

Включает следующие компоненты:

  • самопроверку по вопросам учебника или вопросам, составленным самим обучающимся;
  • пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.;
  • составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект;
  • составление сводных таблиц, граф-схем и пр.;
  • подготовку докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, в том числе с опорой на Интернет и публикации в СМИ.

Обучение смысловому чтению и работы с текстом учащихся требует от детей понимания, различения и умения работать с различными типами текста.

Сплошные тексты (без визуальных изображений)

  • описание (художественное и техническое);
  • повествование (рассказ, отчет, репортаж);
  • объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
  • аргументация (научный комментарий, обоснование);
  • инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).

Несплошные тексты (с визуальными изображениями)

  • информационные листы (расписания, каталоги и др.);
  • расписки (билеты, накладные, квитанции);
  • призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);
  • таблицы и графики; списки; карты.

Организация обучения смысловому чтению и работы с текстом учащихся начальной школы

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

  • проблемно-поисковый способ,
  • дискуссия и обсуждение,
  • моделирование и рисунок.

Проблемно-поисковый способ предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение. Для понимания текста нужно не просто выделить в нём смысловые части, но и разрешить смысловые трудности – проблемные ситуации.

Проблемная текстовая ситуация (наряду с вопросом и задачей) является одним из источников мышления. Разрешение проблемных текстовых ситуаций ведёт к пониманию текста.

Исследуя понимание в связи с решением задач (проблемных ситуаций), можно считать, что основным способом, позволяющим добиться лучшего понимания текста, является постановка вопроса (или вообще задания) – поиск ответа.

Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов. Этот метод предполагает обдумывание произведения, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром.

В диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое потребление литературы, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Хотя вопросы к обсуждению книги обычно ставят взрослые, но решение их вырабатывается, проверяется и формулируется в процессе взаимодействия всех участников. Моделирование и рисунок помогают учащимся представить место действия, образы действующих лиц и т.д.

Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно её выполнять. Перевод текста в серию рисунков позволяет детям научиться удерживать сюжетную линию текста. Сущность понимания информации, содержащейся в тексте, состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание прочитанного — непременное условие эффективного чтения.

Основные приемы осмысления текста:

  • Деление текста на части, его смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала.
  • Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка.
  • Реципация — мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения.
  • Сжатие текста.
  • Выделение ключевых слов.
  • Анализ структуры текста.
  • Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.
  • Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (в самом тексте, путем воспоминания, рассуждения и умозаключения или путем обращения к учителю и сверстнику).
  • Постановка вопроса-предложения, сочетающего в себе вопрос и предположительный ответ на него.
  • Критический анализ и оценка (находит выражение в дополнениях к прочитанному, в сомнении или несогласии, в высказывании собственной позиции (мнения) и отстаивания ее).

Виды работ над текстом

  • Чтение всего текста, отдельной части, абзаца.
  • Чтение, деление на части.

Составление плана.

  • Чтение текста по готовому плану, написанного на доске.
  • Пересказ прочитанного текста.

Предлагая детям пересказать какой-либо текст, следует подумать о цели такой деятельности. С точки зрения ребенка, пересказывать текст ''просто так'' бессмысленно. Можно предложить обучающимся представить, что сказку они хотят рассказать своим младшим братьям и сестрам, а понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу или поделиться впечатлением о прочитанном произведении с мамой и бабушкой.

Выделяют несколько типов пересказа: - подробный; - близкий к тексту; - выборочный; - краткий; - творческий.

  • Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  • Чтение с сокращением текста. (Убрать предложения или слова, которые можно опустить.)
  • Сжатый пересказ.
  • Чтение цепочкой по предложению, абзацу.
  • Чтение вполголоса, жужжащее чтение.
  • Нахождение отрывка к рисунку, иллюстрации.
  • Ответы на вопросы.
  • Составление диафильма по прочитанному.
  • Инсценирование, т.е. чтения текста по ролям.
  • Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Чтение самого красивого места в произведении.
  • Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
  • Чтение «выше нормы» (когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55 слов в минуту).
  • Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.
  • Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  • Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  • Беседа с сопровождением выборочного текста.
  • Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
  • Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  • Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  • Чтение названия рассказа. Как еще можно назвать?
  • Чтение по ролям.
  • Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  • Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
  • Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе) .
  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  • Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  • Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  • Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
  • Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  • Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
  • Чтение, пометка непонятных слов.
  • Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  • Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
  • Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  • Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.
  • Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).

Одна из главных задач при обучении смысловому чтению состоит в том, чтобы сформировать приемы понимания текста, которые ребенок сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст. Это позволит растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.

При чтении любого текста необходимо обращать внимание на использование приемов работы с книгой.

  1. Предварительный просмотр книги – это первоначальное знакомство с книгой. Он важен потому, что иногда чтение этим и ограничивается. Просмотр аннотации, оглавления, предисловия и послесловия, некоторых разделов, абзацев главы, титульного листа позволяют составить общее представление о языке, стиле, содержании книги. При этом обучающиеся оценивают книгу в смысле возможности её использования, т.е. нужно ли читать её или поискать что-то другое.
  2. Систематическое чтение с карандашом в руке – широко используемый приём. Возвращаясь потом к книге, можно по пометкам восстановить в памяти прочитанное, быстро извлечь ту информацию, которая необходима.
  3. Выписки из книг и статей, собственные записи (дневники, записки, книжки); дословные (цитаты) или свободные, когда мысли автора читатель излагает своими словами. Яркие и важные места из произведений лучше всегда приводить дословно. Всегда полезно давать точные ссылки на источники: записывать, из какой книги взята цитата, с какой страницы.
  4. Чтобы отметить нужные места, полезно пользоваться закладками. Они могут не только отмечать страницы книг, но и нести разную информацию. Больше того, закладки помогут организовать труд, - на них можно делать и заметки.
  5. План – это коротко записанные мысли и заголовки, это «скелет» произведения. Запись в виде плана учит чётко формулировать свои мысли.

Достоинства плана перед другими формами записей:

  • самая короткая запись;
  • план нагляден и обозрим;
  • восстанавливает в памяти прочитанное;
  • помогает составлению записей.

Виды планов:

  • Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)
  • Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)
  • Назывной (план записан в виде тезисов, но без глаголов)
  • Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку)
  • Комбинированный (сочетает в себе разные виды планов)
  • Картинный

Требования к формулировке пунктов плана:

  • В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком или о чём и что говорится в каждой части рассказа.
  • Пункты плана должны быть связаны по смыслу.
  • Пункты плана должны быть краткими, чёткими.

Работа над планом.

  1. Прочитать текст.
  2. Определить идею, т.е. главную мысль и сформулировать её.
  3. Разделить текст на части.
  4. Озаглавить каждую часть.
  5. Перечитать текст и ещё раз продумать формулировки пунктов плана.
  6. Тезис – это запись, которая вбирает в себя суть текста, т.е. основную суть произведения. Тезисы представляют собой развёрнутый сложный план. Это самые важные, главные положения, мысли автора, которые носят характер выводов. Как составляют тезисы? После предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают его на отрывки. Далее находят в каждой части главное и кратко формулируют мысль. Это и будут тезисы.
  7. Конспект – краткое изложение, краткая запись чего-то. Такая запись даёт возможность изложить весь материал, но в небольшом объёме. Конспект – это план, переходящий в краткий пересказ. В отличие от краткого пересказа, конспект может не содержать плавных переходов.

Как составить конспект?

  • Отобрать существенную информацию.
  • Сохранить отобранную информацию.
  • Записать полученный текст ( при составлении конспекта употребляется лексика данного текста).

Существуют и другие способы и формы работы с книгой.

Например,

  • отзыв – выражение собственного отношения к прочитанному;
  • рецензия – отзыв, разбор и оценка нового произведения;
  • эссе – прозаическое произведение, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по какому-либо вопросу;
  • реферат ( в переводе – «пусть он доложит») – краткая запись идей из многих источников, доклад на какую-то тему, сообщение.

Одним из основных приемов понимания текста является самостоятельная постановка вопросов учащимися и поиск ответов на них.

Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, пробелы, стремясь их заполнить.

Типы вопросов для осмысления текста:

  1. Простые вопросы Отвечая на них, обучающиеся называют какие-то факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию.
  2. Уточняющие вопросы Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?» Представляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал.
  3. Объясняющие вопросы Начинаются со слова: «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.
  4. Творческие вопросы Начинаются со слов: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
  5. Оценочные вопросы «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
  6. Практические вопросы «Как бы вы поступили на месте героя?» Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
Пронина Татьяна Алексеевна29.12.2014 90550 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar