РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Музей и школа

Музей и школа

Автор: Северина Елена Анатольевна

Термин «музейная педагогика» пришел из Германии, где он появился на рубеже XIX - XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.

Музейная педагогика - это серьёзная научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии. Подходов музейно-педагогической деятельности множество и реализуется как в условиях музейной среды, так и в любом другом пространстве - детском саду, школе, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь нам, учителям, но и сама предметная среда окружающего мира начинает играть роль Учителя и Воспитателя

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Когда много лет назад, знакомясь с родителями первоклассников, я рассказывала о том, что дети будут учиться и вне стен школы, в том числе и в музее, то слышала недоуменные высказывания по поводу малости лет ребятни. Время расставило всё на свои места. Вы замечали, что зачастую малое дитя задаёт весьма взрослые вопросы. Значит, хочет, готов получить ответы. Главное, как преподнести!

Мои коллеги, которые загорались идеей образовывать детей с помощью театров, музеев выражали недоумение и недовольство; водят-водят своих воспитанников в культурные объекты населённого пункта, а результата нет. Детям не интересно, ведут себя не лучшим образом , а нередко отказываются от очередного посещения. Словом, количество никак не переходит в качество.

Дело не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребенка к восприятию, его интеллектуальная возрастная зрелость. Необходимо так познакомить с музейной культурой, чтобы в следующий раз он подпрыгивал от счастья, когда организовывается очередной тематический визит в таинственное здание. Привести детей, сдать их в руки экскурсоводу, ждать положительный результат без своих усилий- дело наивное и безнадежное. Это все равно что заставить кроху, сделавшего первый шаг, бежать стометровку.

Кто такой Музейной педагог, знаете вы, работники музея. А вот что я, преподаватель школы, делаю для того, чтобы визит к вам доставлял и эмоциональную и интеллектуальную радость растущему человеку? Ведь я планирую за курс начальной школы знакомить детей не только с музеем нашего города, но и края, а это значит-экскурсии от нескольких часов до 3-4 дней

В пору своего ученичества, бывая с классом в разных городах, только и помню одёргивающие фразы и предупреждающие надписи. Как-то становилось не по себе от обилия запретов и команд «Посмотрите направо, налево, вперёд». В свете времени той эпохи такая методика, возможно, была и оправдана.
С первого класса все мои ребята познают окружающий мир, не только сидя за партами. Вскоре после нескольких недель учебы ведем детей на знакомство с самым загадочным зданием любого города – музеем. А чтобы первая встреча запомнилась ярче, сотрудницы отдела пропаганды готовят незабываемую встречу- инсценировку .

Когда знакомство состоялось, подкрепленное вручением памятных дипломов посетителя музея, вывожу ребят на улицу. Тут же, строясь, ученики проговаривают первые впечатления и сожаления о том, что всё быстро закончилось и не всё рассмотрели.

Сотрудничая с государственным историко-археологическим музеем-заповедником им. Е.Д.Фелицына много лет, я вижу этапы нового становления музейной педагогики. В работе с младшими школьниками используется инсценировка, викторины, соревновательные элементы, внедрены методы театрализации.
Выше я говорила о том, что сетования по поводу поведения в музее весьма часты. Долго думала, почему? Давно поняла. Да ведь и от меня многое зависит! Выходит, я сдала-приняла и всё? Даже перед первоклашками надо ставить цель, для чего идём-едем, а для себя уж можно выстраивать причинно-следственные связи.

18 лет назад, отправившись с очень хорошим и сильным классом в г.Новороссийск, я поняла, что здесь что-то не то, хотя с дисциплиной, восприятием и квалификацией экскурсовода всё в порядке. Не хватало начального и заключающего этапа с моей стороны. И начинает постепенно выстраиваться то, что до сих пор приносит отличные результаты.

Теперь позвольте мне на примере одной экскурсии показать всю систему работы, которая дает великолепные результаты.

1. 3 класс подготовка к поездке по теме «Пещеры».

Тема экскурсии озвучена. Для детей цели предельно ясны: готовимся к путешествию!
Мы же не берём пустой чемодан, а продумываем, чем его наполнить для путешествия! Так и здесь, наполняем голову.
Работа начинается за месяц до путешествия. Дети, с разрешения взрослых, приносят фото, книги. На классных часах делимся информацией о пещерах. В классе появляются книги В.Р. Тихомирова, который и провёл потом моему классу экскурсию.

2. Подготовка к поездке с помощью лекции в Государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына.

Никогда не забуду тот день, понедельник, выходной для посетителей. Именно в этот день мог провести экскурсию приглашённый профессор, который, впрочем, увидев младшеклассников, немного растерялся: в какой форме им рассказать о науке спелеологии? Контакт был налажен прекрасный, профессор доходчиво рассказал о натёчных образованиях, показал элементы снаряжения спелеологов. Экскурсовод вынесла ящики с образцами полезных ископаемых.

3. Работа в классе, закрепление.

Вернувшись в школу, обязательно выбираем время, (чаще это бывает на следующий день) чтобы обговорить увиденное и услышанное. Высказывается каждый ребенок. Из отдельных ответов вырисовывается целостный рассказ. Соблюдая хронологию, составляем план и пишем работу. У кого-то она будет маленькой, у кого-то на несколько страниц. Индивидуальное мышление выдает нам совершенно разные по эмоциональной окраске и восприятию экскурсионного материала рассказы.
Если в период подготовки проводится родительское собрание, то промежуточный итог представляется и взрослым.

4. Межпредметные связи.

Желание детей, как вы думаете, пропадёт или возрастёт при такой подготовке?

Ни разу не было ни одного ребёнка, который бы отказался ехать. Красочно изданные фотоальбомы Кавказских гор дают ребятам понять, что есть разные виды рельефов и урок природоведения в этом нам только подспорье .

Небольшое отступление от темы поездки. Часто мне помогают предметники. При подготовке к поездке в Анапу,например, преподаватель ИЗО подготовила им сюрприз: оказывается, дети будут расписывать амфоры, килики, кратеры, а заодно проявят свои знания, полученные в музее об окраске посуды (чернолаковая, краснофигурная, чернофигурная). То же самое при заданной теме-горные пейзажи.

Решаем взять с собой работы в качестве подарка в Анапу. На уроке музыки идёт прослушивание записи греческих народных инструментов, показ иллюстраций.
Итак, долгожданный выезд. Каждый экипирован согласно списку туриста, который составляется в классе. В автобусе рассаживаются быстро, т.к. каждый заранее знает свое место. Конечно, заочно рассаживаю их я, руководствуясь в первую очередь состоянием вестибулярного аппарата. Взрослые всегда в конце автобуса.

Каждый маленький путешественник знает, что едет на “работу”:

  1. слушать;
  2. смотреть;
  3. запоминать;
  4. дома рассказать.

5. Автобусная экскурсия ( 3-4 часа от Краснодара до плато Лагонаки).

У экскурсовода сложная задача: как в течение многих часов удержать внимание детей. Избираем вместе тактику 15-минутного мини-урока , а после 15 мин. блока обязательно двухминутный опрос по услышанной информации, сообщение собственных познаний или наблюдений. Мы только приветствуем подобную инициативу, идущую от ребенка. Дети вовлечены, заинтересованы, нет скучающих лиц. А какую гордость испытал мой класс, когда сам профессор Тихомиров изрек : «Я думал, что вас, как маленьких, надо сказками развлекать ,а вы знаете, что такое сталактит, сталагмит и сталагнат».Всеволод Ростиславович наладил отличный контакт и всё приговаривал: «Дети так хорошо подготовлены и воспринимают информацию, что покажу-ка я им больше». Спасибо музею!
Чередуя информацию с переменками и бытовыми остановками, незаметно добираемся до нужного объекта.

6. Тематическая экскурсия в пещере.

Итак, приехали. Идем к пещере. У всех в руках блокноты и карандаши. Со второго класса учу ребят записывать опорные слова, даты, имена, названия объектов со слов экскурсовода. Поможет ли домашняя подготовка понять и усвоить материал экскурсии? Не всякий взрослый разберется, но подготовка по возрасту проведена качественно и материал от «пещерного» экскурсовода воспринимается хорошо. Учу детей не стесняться задавать вопросы, уточнять Экскурсия почти всегда выходит за временные рамки, но обе стороны, кажется, довольны друг другом и не торопятся прощаться .В предложенной тематике нет объекта ,к которому можно отправить письменные слова благодарности разве что экскурсоводу в устной форме.

Дети, конечно, устают, но четко знают, что они на “работе”, поэтому держатся. В конце насыщенной программы обязательно 1,5-2 часа отдыха, игр. В данной поездке уместно поиграть в снежки, покататься на санках, пообедать на свежем воздухе. Все, заслуженный отдых!
Дорога домой пролетает незаметно. А мне всё время хотелось анализировать выбранные методы в познании родного края . Надо ли подготавливать детей к поездке? Может, я их мучаю?

Например, готовясь к поездке в Тамань, посещаем урок в библиотеке им. Н.К.Крупской с рассказом о Михаиле Юрьевиче Лермонтове; приглашенная из краевой эколого-биологической станции сотрудница поведет рассказ о флоре и фауне Таманского полуострова.

Таких примеров масса. экскурсионный и выставочный отделы музея -главные помощники. Не проще ли в назначенный день, прослушав инструкцию по поведению, сесть и поехать? Первые две поездки прошли именно так и что-то интуитивно меня не устраивало. Может, ответом на мои сомнения послужат случайные наблюдения? С нами иногда просятся в поездку друзья моих учеников, так сказать, “неподготовленные”. Увидев в Новороссийске старый прострелянный вагон, а в Темрюке боевую технику; раскопки в Анапе и Тамани (Горгиппия, Гермонасса) или дольмены, они заявляют, что приехали смотреть не на старое железо и груды камней. Что ж , каждому свое.

По признанию экскурсоводов, работавших на протяжении 18 лет с разными учениками, видя перед собой подготовленную и заинтересованную аудиторию, испытываешь желание рассказать больше, как равно чувствуешь и большую ответственность.

7. Работа после экскурсии над сочинением.

А в школе начинается кропотливая работа. По плану поездки, имея с собой экскурсионные блокноты, идет разговор о поездке. Говорят все по очереди.( Таким образом, даже дети, по каким-либо причинам не побывавшие на экскурсии, оказываются в заочном путешествии).Уточняем даты, события, кому посвящены увиденные памятники и составляем общий план.
После или до уроков, с разрешения родителей, дети рисуют коллективные иллюстрации к поездке.
Иногда принимают участие и родители. Рисунки побудут в качестве гостей на нашей классной выставке, а потом вместе с сочинениями отправятся в город, где мы узнали столько много нового! Нам очень нужна обратная связь для поддержания интереса к краю.
В многодневках анализом пройденного дня занимаемся обычно до ужина. Информацию тезисно записываем в хронологическом порядке.

8. Конкурсный отбор сочинений.

А теперь сочинения ребят (без подписей) независимо от своих авторов и учителя начинают озвучиваться для выявления победителей в других классах и в самом туристическом бюро.

Где же место музейной педагогики во всех передвижениях? Красной нитью проходят академические знания, полученные в этих стенах. Я получаю помощь, куда бы не собралась ехать с классом, и как бы тема не звучала.

Чтобы работать с детьми, надо быть не просто грамотным экскурсоводом, а знатоком ребячьих душ.
Наши работы, как следствие полученных знаний, письменные или творческие, никогда не осядут мёртвым грузом! Применений полученных и оформленных знаний масса!

Во-первых: должна оговориться, что музеям очень нужна и приятна обратная связь с посетителями. Так, например, детские работы были включены в экспозицию, посвященную празднованию 100-летия курорта г. Анапы. Мы имеем отзывы от директоров многих музеев края: Новороссийска, Тамани, Тимашевска, Горячего ключа.
Летом, отдыхая в Анапе, я познакомилась с директором музея, тогда ещё с Тамарой Владимировной Смаглюк и вручила детские работы, которые были приняты с большой благодарностью. Директора очень растрогала ситуация, описанная с потерей амфорки моим учеником. Она вызвала Татьяну Константиновну и реставратора, который изготавливает сувениры для продажи, и поинтересовалась, есть ли у него подобные амфорески? Мне подарили амфореску, и я с удовольствием передала ее довольному мальчишке в школе осенью, теперь уже пятикласснику...

Во-вторых: мои ученики публикуются в журналах с солидной биографией как то: «Мурзилка», «Юный натуралист». «Геолёнок». Их сочинения приобрели такую форму, где путешествиям отведено значительное количество страниц в их же выпускной книге. Этому труду 18 лет. Разные выпуски ребят. Являясь экскурсантами в стационарном музее своего города, дети достойно держатся и работают в музеях .г. Сочи, Волгограда, Новороссийска, Тимашевска, Севастополя, Ялты , Керчи, Горячего ключа…

Огромную помощь мы получаем, работая над родословной, по казачеству , памятным датам. Но всегда было, есть и будет место рефлексии, оставленное на бумаге в виде отзыва или рисунка.

В своем выступлении я рассказала только о двух взаимодействующих сторонах учебно-познавательного процесса: преподаватель, он же экскурсовод – ученик. Я не забыла о третьей важной стороне – родителях.

Помните о проблеме, которая была озвучена выше? И все же важнее убеждений оказалось дело, поиск единомышленников, работа, имеющая конкретный положительный результат, дети, несущие домой массу впечатлений, знаний и желание еще больше узнать о родном крае и городе. Не это ли лучшая характеристика труда учителя, экскурсоводов?

Северина Елена Анатольевна27.02.2015 8550 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar