РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая технология «скэффолдинг»

О.Г. Князева,
преподаватель
ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедколледж», р.п. Голышманово

Термин «скэффолдинг» появился в работах Д. Вуда, Дж. Брунера и Г. Росса [2]. Такой вид помощи предполагает вмешательство преподавателя только в случае, когда студент совсем не может справиться с заданием. Провоцируя (challenge) студентов, преподаватель отпускает их за пределы безопасной зоны, где они сталкиваются с новыми, неожиданными, но интересными задачами. Они работают в зоне ближайшего развития (ЗБР).

Технология построена на основе идеи Л.С. Выготского о ЗБР, когда заложено расхождение между уровнем актуального развития (когда студент может самостоятельно решить учебную задачу) и уровнем потенциального развития (которого обучающийся способен достичь лишь при помощи преподавателя или в сотрудничестве с другими обучающимися).

Суть технологии заключается в следующем: преподаватель с помощью специальных познавательных либо проблемно-поисковых заданий и инструкций помогает и направляет обучающегося к открытию нового знания, опираясь на имеющийся у него опыт, причем эта поддержка на практике может выражаться в различной форме, например, в виде блок-схемы, ключевых или наводящих вопросов («сократическая беседа»), рекомендаций и т.д.

Технология скэффолдинга рассматривается современными авторами, как особый тип процесса инструктирования, которая имеет место в ситуациях взаимодействия педагога (или другого более осведомлённого источника) и обучающихся по решению учебных задач. Основной характеристикой стратегии скэффолдинга (scaffolding), является «угасающая помощь» (fading help) со стороны педагога в ходе самостоятельной работы.   «Угасающая помощь» со стороны педагога в начале обучения может быть частой и содержательной, а к завершению курса значительно уменьшается или вообще отсутствует [1, 2].

Авторы выводят два основных правила: помогать обучающемуся в выполнении заданий, с которыми он пока не может справиться; позволять студенту выполнять такой объем или такое количество заданий, с которыми он уже может справиться самостоятельно. Основной характеристикой, показателем скэффолдинга является «угасающая помощь» со стороны преподавателя, т.е. уменьшение степени интенсивности оказания помощи до момента, когда студент становится совершенно самостоятельным и автономным.

Множество различных приемов используется при применении стратегии скэффолдинга: разделение объемного задания на более мелкие; использование тактики «размышление вслух», проговаривание или озвучивание процесса размышления над заданием после его выполнения; совместная работа в группе, команде и диалог между участниками той или иной группы (той или иной команды и т.д.); целенаправленные «подсказки» со стороны преподавателя; вопросы; карточки-суфлеры (cue cards - карточки, помогающие актерам или ведущим телепередач запомнить слова); моделирование. Другими приемами скэффолдинга являются: активация уже имеющихся знаний, подсказки, какую стратегию выполнения задания лучше выбрать и т.п.

Можно выделить пять основных характеристик стратегии скэффолдинга: намеренность действий, уместность действий, структура действий, сотрудничество в процессе выполнения заданий, натурализация (усвоение) действий.

Стратегия скэффолдинга является одной из эффективных стратегий взаимодействия в ходе самостоятельной работы студентов. В таблице отражены основные характеристики стратегии скэффолдинга - «угасающая помощь» со стороны педагога в ходе самостоятельной работы студентов (См. табл. 1).

Таблица 1

Стратегия скэффолдинга - «угасающая помощь» со стороны педагога в ходе самостоятельной работы студентов

«угасающая помощь»

авторитетный специалист,  педагог-источник, тренер

служит источником информации, организует самостоятельную работу студентов с использованием четких инструкций и рекомендаций, контролирует результаты

мотиватор

инструктирует и указывает альтернативные пути организации самостоятельной работы, корректирует процесс ее выполнения

фасилитатор,

педагог-координатор

помогает в планировании, проведении и оценке результатов самостоятельной работы, облегчает процесс обучения, направляя студентов

эксперт-консультант,   «делегированный»,

 

 

 

педагог-советник

 

 

 

педагог-тьютор

- опытный специалист в психолого-педагогической сфере деятельности, наблюдает, при необходимости помогает советом, напоминает, совместно с обучающимися обсуждает и корректирует результаты их самостоятельной деятельности

 

 

-термин используется в индивидуальном обучении и в учебных ситуациях, когда заключается учебный контракт между педагогом и обучающимся

 

 

- термин используется в дистанционном обучении, но сегодня получил широкое распространение и в других областях образования

 

Библиографический список

  1. Красавина О.И. Формирование переводческой компетенции студентов технического вуза с использованием скэффолдинга // Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Студенты и молодые ученые – инновационной России: материалы работ молодежной научной конференции. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 370 с.
  2. Сорокопуд Ю.В., Клименко О.В., Хадикова Е.Н., Корсун Д.А. Применение гуманитарных технологий в высшем профессиональном образовании // Концепт. - 2014. - Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 3. - ART 54189. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54189.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. 
О.Г. Князева06.10.2016 1390 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar