РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические приёмы рефлексии деятельности обучающихся на уроках технологии в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО.

Агеев Олег Владимирович

Агеев Олег Владимирович
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

По окончании современного урока очень важно узнать информацию о психоэмоциональном состоянии обучающихся: понравился ли им урок, какие были затруднения, какое было настроение, менялось ли оно в процессе урока, каким образом менялось. Рефлексия деятельности осуществляется самими участниками образовательного процесса, и это способствует развитию коммуникативных умений обучающихся, которые связаны с выражением своих мыслей, оцениванием качества своей и общей учебной деятельности.

В данной статье предлагаю Вашему вниманию рассмотреть некоторые методические приёмы рефлексии деятельности обучающихся на уроках технологии в 5 классе.

1. Обучающимся нужно выбрать ступеньку, соответствующую их состоянию после изученной темы:

                                                                        отличное

                                                         хорошее

                                   неуверенное

                      плохое

непонятное

2. Обучающиеся показывают смайлик, соответствующий их настроению: весёлый, грустный, позитивный.

Можно использовать готовые рисунки со смайликами, а можно попросить обучающихся самим изобразить смайлик, выражающий их настроение на данном уроке.

3. Обучающиеся высказывают своё мнение, вытягивая на выбор карточки, представляющие собой начала предложений, которые необходимо было продолжить на основе собственных впечатлений от урока:

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Меня удивило…
  • Я узнал…
  • Хотелось бы повторить…

4. Обучающиеся представляют себя водителем, стоящим перед светофором, на котором необходимо дорисовать соответствующий цвет сигнала:

  • зелёный (всё усвоил и понял, можно ехать дальше);
  • жёлтый (усвоил и понял материал частично, ожидание);
  • красный (материал не усвоил и не понял, движение дальше невозможно).

5. Обучающиеся заполняют таблицу, в которой представлены понятия, изученные на данном уроке, проставляя «+» в соответствующей колонке. Например, после изучения темы «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы»:

Понятия

Знал ранее

Узнал новое

Полностью новое

древесина

 

 

 

породы древесины

 

 

 

текстура

 

 

 

пласть

 

 

 

ребро

 

 

 

торец

 

 

 

кромка

 

 

 

доска

 

 

 

брусья

 

 

 

бруски

 

 

 

горбыль

 

 

 

пластина

 

 

 

четвертина

 

 

 

пиломатериалы

 

 

 

древесные материалы

 

 

 

6. Обучающиеся составляют слова или словосочетания, которые дают характеристику понятию и начинаются с букв, из которых состоит слово-понятие, изучаемое на уроке.

Например, после изучения темы «Строгание заготовок из древесины» можно предложить обучающимся охарактеризовать слово «струг»:

С – строгание

Т – технология

Р – рубанок

У – упор

Г – гладкая поверхность

 

После изучения темы «Выпиливание лобзиком» можно предложить обучающимся охарактеризовать, например, слово «пилка»:

П – пилить

И – искусство

Л – лобзик

К – контуры рисунка

А – аккуратно

7. Обучающиеся должны подобрать фразеологизмы, определяющие характер их деятельности на уроке, например:

  • работал, засучив рукава (старательно);
  • бил баклуши (бездельничал);
  • витал в облаках (фантазировал не о чём);
  • зарубил на носу (запомнил крепко);
  • работал спустя рукава (кое-как);
  • тише воды, ниже травы (скромно);
  • клевал носом (засыпал);
  • слушал краем уха (невнимательно);
  • работал не покладая рук (усердно трудился).

8. Можно предложить обучающимся назвать три эпизода, которые им запомнились и понравились на данном уроке.

Данные методические приёмы рефлексии деятельности обучающихся пригодятся не только учителям технологии, но и их коллегам. Ими можно пользоваться непосредственно или использовать их как основу для составления собственных методических приёмов. Кроме того, методические приёмы рефлексии деятельности можно использовать в комплексе, в зависимости от характера и сложности проводимого урока.

Агеев Олег Владимирович05.04.2016 9070 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar