РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Как научить детей любить и оберегать природу

Двадцать первый век. Век открытий. Век нововведений. Век изобретений. Мы и оглянуться не успели, как современные технологии вошли в нашу жизнь и ныне занимают в ней лидирующее место. Двадцать первый век. Век единения человека и машины.

В погоне за техническим прогрессом человек перестал задумываться, какой вред его деятельность приносит природе. Экологические проблемы обрели глобальный масштаб. Загрязнение водных объектов, вырубка лесов, загазованность воздуха – список можно продолжать бесконечно. Те природные ресурсы, что казались бесконечными, оказались практически на исходе.Человечество балансирует на тонкой грани между облегчением своей жизни и спасением природы.

Если современному обывателю задать вопрос: «Кто виноват в сложившейся ситуации?», он, не задумываясь, ответит: «Человек». И будет отчасти прав. Почему «отчасти»?

Безусловно, практически всё население нашей планеты активно пользуется плодами прогресса, но кого точно нельзя винить в данной ситуации – это детей. Современные экологические проблемы возникли задолго до их рождения, а значит, молодому поколению придётся исправлять ошибки взрослых и буквально спасать нашу планету.

Естественно, для выполнения этой важной и необходимой миссии подрастающему поколению необходима надлежащая подготовка. С самого детства человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать.Каждый должен для себя осознать, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.С самого раннего возраста детям надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование и воспитание должно охватывать все ступени обучения, оно должно стать приоритетным.

Знакомить детей со знаниями базовой экологии необходимо уже в дошкольном возрасте. Нужно не упустить момент, когда ребёнок ещё сам тянется к знаниям и стремится познавать окружающий мир. Самое главное – уметь заинтересовать и увлечь маленького исследователя. Дошкольное экологическое воспитание активно развивается за рубежом. К примеру, в детских садах Болгарии детей знакомят с природой в процессе игр, в их трудовой действительности на приусадебных участках. В Норвегии работники детских садов вообще поголовно обязаны иметь специальную подготовку. Они должны знать основы экологии и охраны природы, иметь представление о состоянии природных ресурсов своей страны, владеть методиками экологического образования и воспитания.Существуют даже специальные полевые занятия, в течение которых будущие воспитатели получают знания о фотосинтезе, взаимосвязи между растениями, животными, человеком, о видах энергии и способах её получения.

В Финляндии систематическое экологическое дошкольное обучение начинается с пяти лет в специальных организациях – Центрах Природы. Методы обучения самые разнообразные: поощряется индивидуальное творчество детей, проводятся познавательные выезды на природу, предусмотрены игровые моменты, помогающие лучше усвоить материал. Но рекорд по раннему введению экологии в жизнь ребёнка побивает Япония – в этой стране воспитание любви к природе у детей начинаетсяс трёхлетнего возраста.Это связано с тем, что в «стране восходящего солнца» национальная религия тесно переплетается с так называемым «культом живого». А, поскольку японцы – весьма религиозный народ, то и экологический аспект личности ребёнка формируется как можно раньше.

Следующий шаг к развитию экологической стороны характера ребёнка – обучение в младшей школе. Экологическое воспитание школьников младших классов является неотъемлемой частью формирования личности. Ведь уже в начальных классах начинают изучать природоведение, на уроках которого большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды. Немаловажную роль играет общение со сверстниками, чтение детской литературы и просмотр мультипликационных фильмов. Из всего перечисленного ребенок черпает информацию об окружающей среде и о взаимоотношениях человека с природой, выбирает себе идеал, которому пытается подражать. В этот период необходимо подогревать интерес к экологии при помощи конкурсов, преимущественно творческого характера. Конкурсы рисунков на асфальте, защита плакатов, фотоконкурсы –вариантов множество. В этот период главное – это подготовить детей к будущим самостоятельным проектам.

Среднее звено школы – вот, где начинается «свободное плавание»! Ученик уже в состоянии оценить свои желания и возможности, выбрать интересную для себя тему и суметь продемонстрировать её на публике. Существует множество мероприятий и конкурсов и для этой возрастной группы школьников. В нашей школе участие в ежегодном районном конкурсе экологических агитбригад «Наш дом – Нижний Новгород!» стало уже доброй традицией. Вот уже на протяжении семи лет команда школы № 125 носит название «Эковахта». Состав команды всегда был разновозрастным. Работа в такой команде дает возможность всем участникам максимально проявить свои возможности и способности, при этом старшие помогают младшим. Такая форма работы предполагает возможность высказывать свое мнение, не бояться быть непонятым или поднятым на смех, при этом каждый участник может выбрать роль в выполнении общего дела по своим силам, действуя самостоятельно или в коллективе. В подготовке к выступлению есть много моментов, которые решаются сообща: дети, родители и педагоги составляют сценарий, участвуют в экологических акциях, оформляют необходимые декорации.

Не менее интенсивно мы работаем и в направлении научных работ, темами которых зачастую становятся актуальные экологические проблемы Нижнего Новгорода. В прошлом году увидела свет научная работа под названием «Изучение снеготаятельных полигонов путём определения их опасности для окружающей среды и организма человека».Целью работы являлся анализ степени опасности влияния снегосвалок и снега в частности на почвенный покров и выявление способов исправления прогрессирующей экологической проблемы.

В качестве практической части мы исследовали пробы снега с дорог методом качественного химического анализа на наличие или отсутствие ионов конкретного вещества и относительно молодым методом газовой хроматографии на хроматографе «Кристалл-2000М». Практическая часть подтвердила нашу гипотезу о пагубном влиянии снегового покрова на почву и организм человека. Данная работа успешно защитилась на нескольких научных конференциях, в том числе регионального уровня.

В этом году мы решили рассмотреть тему проблем водных ресурсов Нижегородской области. Рабочее название – «Сравнительный мониторинг родниковой воды Нижегородской области». Для определения оценки качества родниковой воды были взяты цвет-комплекты по следующим направлениям: «Цветность», «Общая жесткость», «Сульфаты», «Карбонаты и бикарбонаты в водной вытяжке», «Кислотность среды». Исследования проводились в лаборатории естественно-математического факультета Мининского университета. Были рассмотрены и сопоставлены полученные результаты опытов, проведено сравнение всех показателей и выяснены пригодные для потребления источники родниковой воды.

Также в этом году мы взялись за проблему обмеления реки Волги, сравнивая великую русскую реку с иностранными водными объектами, столкнувшимися с подобной проблемой.

Основные аспекты данной проблемы – экология и экономика. Туристическая сфера подсчитывает убытки, а экологи говорят о возможности введения «режима чрезвычайной ситуации». Были рассмотрены особенности рек мира и их гидрологического режима, изучены основные причины их обмеления, проанализированы статистические данные, связанные с изменением уровня воды в реках, а также был сделан вывод о необходимых условиях по сокращению снижения уровня воды в реках.

Из года в год школа №125 выпускает из-под своего крыла уже почти совсем взрослых людей, которые вместе со своими научными руководителями привнесли свою лепту в развитие экологической базы для будущих поколений. Далее каждый из них идёт своей дорогой, известной только ему одному. Математиком, биологом, лингвистом ли будет каждый конкретный выпускник – экология всё равно будет сопутствовать ему на протяжении всей его жизни. И главная задача нашей школы – максимально помочь каждому ученику пройти этот непростой и тернистый путь.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены