РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Лингвистическая игра "Занимательный русский язык"

Щёголева Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ООШ №5» города Бугуруслан Оренбургской области

Цели:

  1. Показать величие и красоту русского языка и литературы, обобщить знания о нем.
  2. Научить  правильно  пользоваться языком, совершенствовать навыки речевого высказывания.
  3. Воспитывать любовь к родному языку.

 

Ход мероприятия:

1. Орг. момент.

2. Целевая установка. Вступительное слово учителя:

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка и литературы мы с вами собрались на «Час занимательного русского языка”. Этот час мы проведем с вами в форме турнира знатоков, который состоится между учащимися 7 и 8 классов. Оценивать работу команды и правильность ответов будет суперобъективное жюри  в составе:  (представление жюри)

- Наш турнир будет состоять из  8 туров. За победу в туре команда будет получать  3 балла, за второй место – 2 балла, а за 3 – 1 балл. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.

Наша встреча посвящена великому русскому языку. Эпиграфом к нашему занятию будут следующие строчки стихотворения  И.С. Тургенева  “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”

- Наша цель – узнать, почему же русский язык называют великим, могучим, правдивым и свободным.

- Начнем наше соревнование с приветствия команд.

1) Приветствие команд. (7 мин.)

- Великий русский язык!

В словаре Ожегова вот так дается это значение:

Великий - 1. Превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся.

- Почему русский язык называют великим?  Потому что на нем писали великие русские поэты и писатели, творили знаменитые ученые. Это язык великого народа.

 

2) Следующий конкурс: Выразительное чтение высказываний о русском языке. (5 мин.)

Русский язык- это государственный язык, язык Российской Федерации, наш родной с вами язык, это международный язык, на котором пишутся все международные документы, договоры.

- Почему же ему придается огромное значение? Сегодня мы об этом будем говорить. Следующий конкурс пройдёт под девизом «Могучий русский язык!»

Как вы понимаете это слово? Что значит могучий?

Могучий,  мощный, сильный.

Насколько русский язык остаётся сильным, мощным  и значимым в современном мире покажет следующий конкурс.

 

3) Следующий конкурс «Роль русского языка в жизни современного человека». (7 мин.)  

Следующий конкурс пройдёт под девизом «Правдивый русский язык!»

Как вы понимаете эти слова?

Правдивый - 1. Содержащий правду

Вы уже догадались, о чём сейчас пойдёт речь?

Вы знаете, что настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках, которые хранят опыт народный, дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас. Знать много пословиц и поговорок значит не только хорошо владеть родным языком и средствами его выразительности, но и быть человеком мудрым.

 

4) Следующий конкурс пословиц и поговорок о дружбе, друзьях, о знаниях и учёбе. Кто последний назовёт пословицу или поговорку, тот и победил в этом конкурсе.  (7 мин.)

Следующий конкурс пройдёт под девизом: «Свободный русский язык!»

В словаре Ожегова вот так дается это значение:

Свободный -  1. Пользующийся свободой. Не затрудненный, совершающий легко, без помех.

Следующий конкурс посвящён русской литературе, поэтому пройдёт легко и свободно.

 

5) Вам дан фрагмент биографии писателя. О ком идёт речь? (10 мин)

1.  В детстве ________________ был очень чутким, сострадательным ребенком. Однажды он обратил внимание на то, в каких старых, ветхих избушках живут крестьяне его бабушки. И тогда, в день своего рождения, он попросил у бабушки в качестве подарка для себя дать крестьянам леса для постройки новых домов. Скуповатая бабушка была шокирована просьбой внука, другие старшие родственники стали пугать мальчика поркой, но тот стоял на своем. Бабушка была вынуждена сдержать данное внуку слово и выделить строительный материал для крестьянских изб. Вообще же бабушка обожала своего внука. Ребенок был слабеньким, болезненным, хлопот с ним было много. Бабушка подметила, что он любит рисовать. И тогда она приказала затянуть полы в доме холстами, чтобы ребенок, которому из-за болезни было трудно ходить, мог,  ползая,  рисовать на этих холстах.

О ком идёт речь?

2. Первая встреча______________ с царем произошла, когда будущему поэту было около 4 лет. Выехавший на прогулку Александр I едва успел остановить коня, чтобы не сбить маленького мальчика. Рядом с ним в этот момент была только няня, так как увлеченные светскими развлечениями родители благополучно отдали  ребёнка под опеку бабушки и няни. Мальчик, воспитанный французскими гувернерами, научился говорить по-французски раньше, чем по-русски, из-за чего потом одним из его прозвищ стало "Француз". Лицей проводил очень ограниченный набор в тридцать человек, и мальчика взяли исключительно благодаря личному знакомству его дяди с основателем лицея, Сперанским. Пятнадцать выпускных экзаменов он сдал настолько плохо, что оказался по успешности четвертым от конца списка из двадцати девяти выпускников. Только в фехтовании, французской и русской словесности его достижения оказались на высоте.

О ком идёт речь?

3. Благодаря родительским заботам ______________получил блестящее образование. Он с детских лет читал и свободно говорил на трех европейских языках - немецком, французском и английском - и приобщался к духовным сокровищам домашней библиотеки. В доме  имелся прекрасный оркестр крепостных музыкантов, а одна из боковых галерей усадебного дома была приспособлена для театральных представлений. В спектаклях участвовали сами господа и их гости. У будущего писателя  остались воспоминания о том, как на  сцене домашнего театра Василий  Андреевич Жуковский исполнял роль волшебника.

Мальчику было семь лет, когда 14 декабря 1825 года прогремели пушки на Сенатской площади.

 

6) Назови произведение. (5 мин.)

1. Из какого произведения А.С. Пушкина взят отрывок: «…Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит…» («Медный всадник»     )

2. Назовите поэму А. С.Пушкина, прочитав которую В. А.Жуковский, признанный в то время первым поэтом в России, подарил автору свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя» («Руслан и Людмила»).

3. Назовите произведение, в котором рассказывается о том, как ради покорения возлюбленной жених на самом необычном виде транспорта побывал в Петербурге на приеме у императрицы и раздобыл подарок невесте. (Н. В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»).

4.

  • это стихотворение известного русского поэта написано в 1937 году.
  • автор стихотворения родился в 1814 году и погиб в молодом возрасте.
  • стихотворение посвящено 25-летней годовщине знаменитого сражения.
  • рассказчик – простой солдат, рядовой участник сражения.

 

«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри, не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

(«Бородино»).

5. Сколько произведений входит в «Повести Белкина» (Пять)

6. Кто автор рассказа «Муму»? (И. С.Тургенев).

 

7) К каким произведениям относятся следующие иллюстрации? Подпишите иллюстрации. Название произведения и автора. (7 минут)

 

8) Чёрный ящик.

Что находится в чёрном ящике. В чёрном ящике лежит то, что  часто называют именами литературных героев. (Сладкий приз. Конфеты "Белочка") В честь легендарной белки из сказки Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о царе Салтане, о его сыне славном Гвидоне и прекрасной царевне лебеди".

 

Концовка.

Каждой команде дается текст.

Прочитайте выразительно высказывание.

1. Ру…кий язык- это язык великого народа, давшего миру великих людей: Чайковского, Достоевского, Рахманинова.

2.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно п…лки за собой повести.

3. Языку мы учимся и должны учит…ся непрерывно до последних дней своих.  (К. Паустовский).

- Как вы понимаете эти высказывания?

 

Итоги конкурса.

- Мы сегодня ещё раз убедились в том, что  русский язык поистине великий, могучий, правдивый и свободный.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены