РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Роль домашнего задания в учебном процессе

Автор : Кольцова Людмила Александровна
Преподаватель Санкт-Петербургского Колледжа управления и экономики «Александровский лицей»

Роль домашнего задания в учебном процессе

1. История вопроса.
Волнующая нас, педагогов, ныне, на пороге нового века, проблема домашних заданий, увы не нова. В спорах на эту тему «скрещивали шпаги» наши коллеги и сто, и более лет назад. Тема дискуссий та же, что и ныне: нужно ли загружать детей домашними уроками или не нужно? А если нужно, то в каких объемах? И еще – чем компенсировать отсутствие таких заданий?
В девятнадцатом веке споры всегда завершались в пользу сторонников домашних заданий – детей заставляли заниматься и на уроках, и после уроков, практически весь день. Но по мере приближения двадцатого века и особенно в его начале, споры разгорелись с новой силой.
К началу двадцатого века уже был накоплен опыт работы без домашних заданий: преподаватель читает лекцию, затем каждого, начиная с лучших просит повторять, дополняя их ответ. Оказывалось, что дома тогда не надо ничего повторять. Что же касается выполнения при таком методе учебной программы, то «исполнить ее всецело находится в зависимости от умения преподавателя отделить существенное от несущественного». То есть можно «не задавать уроков для заучивания наизусть дома, а взамен этого вести преподавание в виде бесед, заставляя повторять если не всех, то многих.
Существенной причиной, по которой следует избегать домашних заданий, является то, что они поглощают свободное время добросовестных учеников. « Для того и создаются классы, чтобы учиться там, а не дома. Для того и существуют учителя, чтобы учить. Учебник не всегда может заменить учителя, но учитель всегда должен заменить учебник».
Выполнение учащимися домашних учебных заданий, является одной из форм обучения. Под домашней учебной работой следует понимать самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изученного на уроке материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, а также по совершенствованию умений и навыков самостоятельно пополнять, расширять и упрочивать знания. Попытки отдельных учителей под видом преодоления перегрузок учащихся осуществлять обучение без организации домашней работы и афишировать этот "опыт" в печати в научном отношении являются несостоятельными.
Необходимость домашней учебной работы обусловливается следующими факторами:
а) на уроке имеет место концентрированное усвоение изучаемого материала, после чего знания быстро забываются. Чтобы предотвратить это забывание, нужна домашняя учебная работа;
б) овладение научными понятиями требует их неоднократного осмысления и усвоения;
в) обстоятельность и прочность усвоения изучаемого материала достигается только при рассредоточенном его запоминании;
г) домашняя учебная работа имеет важное значение для развития творческих задатков и способностей учащихся.

2. Современная точка зрения на домашнее задание.
Специальные исследования показывают, что проблема повышения
эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Между тем в периодической печати появляются публикации, в которых рассказывается о якобы передовом опыте отдельных учителей, осуществляющих обучение без домашних заданий, и ставится вопрос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не приносят никакой пользы и только перегружают школьников. Эти предложения чаще всего основываются на педагогической некомпетентности. Дело в том, что как уже отмечалось, познание идет не по кругу, а по спирали и что каж¬дое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной работы. Далее, на уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение.
Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.
Домашние задания по своему содержания включают в себя:
а) усвоение изучаемого материала по учебнику.
б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.).
в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и другим предметам.
г) выполнение творческих работ по литературе.
д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах.
е) проведение наблюдений по биологии, географии, физике.
ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии.
з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.
и) Решение и составление задач.
Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.
Отсюда вытекает, что домашняя работа является естественным и логичным продолжением классной. Можно установить следующие цели, к которым следует стремиться при организации домашней работы:
• закрепление в памяти материала, разобранного в классе, и в отдельных случаях – более углублённое и расширенное его изучение;
• повторение ранее пройденного материала;
• закрепление и расширение разнообразных навыков и умений, необходимых для самостоятельной работы, посредством выполнения соответствующих заданий.
3. Домашние задания при изучении дисциплины «Экономическая теория»
Курс экономическая теория в объеме 96 часов изучается в I семестре I курса студентами всех специальностей и является основой для изучения последующих экономических дисциплин на протяжении трех лет обучения. Поэтому так важно глубокое усвоение основных понятий и законов этой дисциплины. Теоретические занятия проходят три раза в неделю и практически на каждом, дается новая тема. Без глубокой дополнительной проработки изучаемого на уроке материала невозможно предупредить забывание.
Поэтому в адекватном усвоении дисциплины «Экономическая теория» в условиях учебного плана нашего колледжа большая нагрузка падает на самостоятельную работу студентов.
В своей педагогической деятельности я использую различные виды домашних заданий, пытаясь требовать от студентов не только репродуктивного (воспроизводящего) конспект или учебник, но творческого осмысления изучаемого материала конкретизируя его примерами из современной экономической жизни страны и мира. Причем важнейшим условием эффективности самостоятельной домашней работы является регулярность заданий и обязательность их проверки на следующем же занятии.
Студенты должны знать, что за невыполнение домашнего задания они обязательно получат неудовлетворительную оценку. Так, например, после первой лекции на которой дается тема «Введение в экономическую теорию» студенты получают домашнее задание не только повторить материал по конспекту и учебнику, но и сформулировать собственное определение «экономической теории» и привести конкретные примеры связи микроэкономики и макроэкономики.
Необходимо на следующем занятии проверить и проанализировать домашние задания. Многие студенты привыкли за школьную учебу только переписывать из учебника и не умеют сформулировать собственное определение. Важно оценить и похвалить тех, кто сумел правильно справиться с заданием.
Домашние задания могут быть различной степени сложности: от совсем простых до подготовки презентаций новой темы.
Пример простого задания: при изучении различных классификаций благ и ресурсов, видов товаров, видов рынков и других типов классификаций в конспекте должно быть оставлено свободное место, где предлагается студентам дома написать свои примеры . На следующем уроке можно быстро проверить выполнение домашней работы, и те, кто не сделал, получают «2», эти задания заставляют студентов систематически повторять конспект.
Изучение «Экономической теории» невозможно без решения задач, составления и анализа графиков. Поэтому решению типовых задач и их графическому воплощению уделяется много времени на уроках и практических занятиях. Для закрепления навыков решения задач целесообразно на дом задавать не только решение задач, но и составление новых, причем студенты записывают условия задачи и ее решение с графиками на разных листах, для того , чтобы на следующем занятии можно было использовать составленные задачи для решения другими студентами.
Таким образом, студенты учатся не только решать и составлять задачи, но и проверять решения других, выявляя ошибки и неправильности. За эту работу, студент получает две оценки за составленную и проверенную задачи. Решая готовую задачу, можно списать, а составить задачу гораздо сложнее и списать негде. Этот тип задания используется при изучении тем: «Равновесная цена», «Издержки производства», «Три способа подсчета ВВП» и других.
Домашнее задание должно носить по возможности дифференцированный характер в зависимости от способностей и желания студентов. Так изучая тему «экономические системы» на уроке вместе со студентами подробно рассматриваются достоинства и недостатки различных экономических систем, выявляются особенности смешанной (социально-рыночной) экономики развитых стран мира, но это не фиксируется в конспекте. Студенты получают домашнее задание самостоятельно сформулировать и записать достоинства и недостатки экономических систем, используя учебники, интернет и знания полученные на уроке, а желающие повысить оценку делают доклады о разных моделях смешанной экономики в современном мире на следующем уроке подробно повторяется эта тема и в конспекте делаются дополнительные записи, уточняющие и углубляющие текст домашнего задания каждого. Такие домашние задания расширяют и углубляют знания студентов и формируют познавательный интерес и положительные мотивы к изучению «экономической теории».
Поэтому при изучении следующей темы «факторы производства» уже большинство студентов с удовольствием делают домашние задания повышенного уровня, т.е. доклады на тему «Проявление предпринимательского таланта в современной экономике России и мира».
Как правило, домашние задания органично вытекают из предыдущего урока, являются его продолжением, а некоторые носят и опережающий характер, подготавливая к теме урока. Поэтому студентам дается задание повторить материал, изученный ранее, например, изучая тему «Совокупный спрос и совокупное предложение в макроэкономике» предлагается повторить законы спроса и предложения в микроэкономике, предваряя изучение темы «циклическое развитие экономики », подобрать материал из СМИ о проявлении кризиса в экономике России и мире, а, изучая роль государства, найти материал о конкретной помощи государств мира для выхода своей страны из кризиса. Данные домашние задания позволяют студентам понять практическое значение «экономической теории» и заинтересовать студентов в более глубоком изучении дисциплины.
На мой взгляд, в освоении дисциплин, таких как экономическая теория, емких не только информационно, но и понятийно, имеющих глубокую связь с другими дисциплинами, которые будут изучаться в дальнейшем и необходимых в профессиональной и гражданской жизни без домашних заданий усвоить полноценно невозможно.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.