РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психологические особенности ребёнка и воспитательные воздействия на него в школе и дома

Психологические особенности ребёнка и воспитательные воздействия на него в школе и дома

Царевская Светлана Петровна
МОУ СОШ №12 им.Сметанкина В.Н. г.Находка
Приморский край

«Леность детей – это одна видимость, призрак, фикция, а не настоящее явление; взглянул на неё поглубже и попристальнее – и она исчезла».
Пётр Каптерев
Ещё сто лет назад знаменитый педагог Пётр Каптерев решительно настаивал, что никакой лени попросту не существует. Сегодня психологические исследования и наблюдения подтверждают мудрость данного педагога.
Лень, леность, лентяйство – это обиходные слова, за которыми скрываются разные явления. Необходимо прежде всего понять, что именно происходит с ребёнком, что конкретно мешает его продуктивной работе как в школе, так и дома. Только после этого принимать действенные шаги по преодолению подобной проблемы.
У младших школьников ленью родители часто считают самое очевидное и оправданное возрастом неумение. Ребёнок ещё не научился правильно организовывать выполнение домашних заданий, хватается то за одно, то за другое. В конечном итоге, у него ничего не выходит, он теряет интерес и быстро устаёт. В результате уроки до позднего вечера не выполнены, а со временем, ученик всё с большей неохотой за них берётся: утомительно, непонятно, «всё равно не получается». В этом случае не спешите ругать и кричать «лентяй!». Помогите правильно, последовательно, с перерывами на отдых организовать выполнение заданий. А если усаживать за уроки «из-под палки» и только ругать за леность, то у ребёнка сформируется готовое объяснение тому, что происходит. Он, оказывается, лентяй, вот оно что! Всего- то лишь…
А ведь «быть лентяем» - это своего рода удобная и уютная психологическая и поведенческая ниша. Современные исследования показывают, что в детском сообществе лень совсем не считается плохим или постыдным качеством, заслуживающим осуждения или насмешки. Особенно вредно приписывать ребёнку два взаимоисключающих на самом деле качества – даровитость и лень («способный, но ленивый»). Тем самым взрослые формируют у ребёнка крайне вредную самоидентификацию. Вследствие подобного утверждения, вместо того, чтобы доказывать своей учёбой способности, он не трудится, так как с позиции родителей или учителей его способности и так заметили, а самому ему мешает всего лишь лень. Поэтому почти с гордостью и удовольствием ребёнок говорит о себе «Я ужасно ленивый!».
Второй аспект преодоления проблем в воспитании и обучении лежит в особенности протекания нервных процессов у ребёнка. Существует слабый тип нервной деятельности, каким обладают медлительные дети. У медлительных детей всякая деятельность, умственная и физическая, совершается в собственном темпе. Ограничение времени на выполнение заданий у подвижных детей вызывает ускорение реакций, у них происходит повышение активности мозга, а у медлительных детей развивается, наоборот, торможение реакций. Медлительного ребёнка подгонять не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается ещё больше, а так как его всегда торопят, ругают и обвиняют в лени, то возникает опасность невротизации. Ровный, спокойный тон, уверенная поддержка: «Не волнуйся, ты успеешь, у тебя всё получается» - это гораздо эффективнее, чем обвинения и понукания. В данном случае, подобный тип нервной системы не порок, не лень, а индивидуальная особенность, с которой необходимо считаться.
Детям со слабыми, инертными нервными процессами легче приспособиться к чёткому порядку, определённому стереотипу выполнения всех повседневных дел. Всякую нагрузку на свойство активности, подвижности нужно давать на хорошем эмоциональном фоне. Весёлое и оживлённое настроение создаётся лучше всего в игре, поэтому полезно вносить элемент игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребёнка.
Ещё одно направление в преодолении сложностей обучения и достижении максимальных результатов – это дифференцированный подход в обучении, основанный на преобладающем типе памяти учащегося (зрительной, слуховой, моторной, оперативной). Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию? На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма. Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.). Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
На что обязательно обращают внимание?
1) Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
2) Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
- Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
3) Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
4) Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.
А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе. Специалисты говорят, что от визуала можно требовать быстрого решения задач, от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала, от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д., аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием, кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке". С визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др. С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия. С кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке": визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем, аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш”,
кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Учитывая характерные отличительные признаки детей в процессе работы, учителю следует построить работу так, чтобы распознать в каждом ученике его особенный тип и, учитывая это, направить деятельность в том направлении, где успешность выполнения заданий будет очевидной, что и отражено в таблице:
Типы учащихся Визуал Аудиал Дискрет Кинестетик
память зрительная слуховая моторная оперативная
Характер-ные признаки НАБЛЮДАЮЩИЙ,
РАЗМЫШЛЯЮЩИЙ

* понимает материал при объяснении;
* любит работать и заканчивать задания раньше остальных;
* при рассказе опирается на зрительные опоры (схема, таблица);
* любит уточнять детали;
* не любит отвечать устно;
ДУМАЮЩИЙ,
НАБЛЮДАЮЩИЙ

* хорошо учится, но страдает дисциплина;
* любит поговорить;
* хороший рассказчик;
* его «конёк» - устные ответы;
* обычно – лидер в группе; ПРАКТИЧЕС-КИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ
*смотрит, слушает, делает;
* технический помощник в ведении занятия;
* придумывает игры и другие виды деятельности на занятии;
* короткий период концентрации внимания;
* понимает абстрактные понятия;

АКТИВНЫЙ, ДЕЯТЕЛЬНЫЙ

*должен двигаться;
*перед ответом нужно время подумать;
*неаккуратный;
*понимает детали и крупные понятия;
* конкретное мышление;

На что направить деятель-ность *работа по карточкам;
*привлекать к дискуссиям;
*поощрять целеустремлённость;
*заинтересовывать рисунками, кроссвордами, видеоматериалами, связью с реальностью;
* построение диаграмм, графиков; *привлечение аудио- и видео- материалов;
*ориентировать на получение информации;
*решение проблемных задач, дискуссии;
* привлекать к ведению части урока; *выполнение практических заданий;
*привлечение к построению чертежей, изготовлению плакатов, наглядных пособий;
*составление кроссвордов, головоломок, ребусов; *работа у доски;
*реализация физической активности и направление её в нужное русло;
*соревновательный характер работы (ответы на скорость, эстафеты);

Иногда неудачи в учёбе связаны с переутомлением или даже с болезнью. Это очевидный случай, когда нельзя ругать и требовать, насильно усаживать за работу. Нужно пойти навстречу потребности в отдыхе.
Много противоречивых воспитательных воздействий испытывают на себе дети, имеющие отчётливый перепад в способностях. Например, ярко выраженный «гуманитарий» слабее успевает по точным и естественным наукам, в то время как «технарю» хуже даются предметы гуманитарного цикла. Родители бросают все силы на исправление оценок по конкретным предметам, не соответствующим направленности интересов ребёнка, и он всё время занимается тем, что у него выходит хуже. Не плохо, но хуже! Что делать в таком случае? Педагоги говорят, что надо подтянуть оценки, да и работа над тем, что труднее даётся, приучает к трудолюбию. Дело здесь в соблюдении меры. Может, стоит смириться с тем, что по всем предметам пятёрок не получится, и пусть ребёнок упорно развивает свои знания в той области, которая ему близка?
Часто проблемы вызывает протестное поведение ученика. Он взрослеет, осваивается в школе, становится ответственнее и увереннее, а родители продолжают мелочно контролировать каждую букву в домашнем задании (хотя такой щепетильный контроль встречается всё реже и реже в среднем и старшем звене). Поэтому учёба представляется ему каким-то подневольным, унизительным делом, и он начинает отлынивать. Исправить ситуацию бывает довольно просто: нужно доверительно поговорить с ребёнком и предоставить ему больше самостоятельности.
Бывает же и наоборот: ребёнок настолько привыкает к постоянному контролю взрослых за домашними заданиями, что приходит к выводу, что это им надо, а не ему самому. При взрослении своего сына или дочери родители снижают контроль к выполнению уроков, а ученик тут же запускает занятия. В этом случае придётся опять вернуться к ежедневной требовательности и ослаблять её очень медленно и незаметно.
Неизбежная следующая родительская ошибка кроется порой в подмене усилий ребёнка своими собственными. Родители постоянно не столько помогают, сколько выполняют все задания сами – не вместе с учеником, а вместо него. Да, часто им это сделать легче, проще и быстрее, чем долго и терпеливо поддерживать старания ребёнка в процессе его самостоятельной деятельности. Поначалу речь идёт о трудной, неприятной, кропотливой работе. А со временем даже интересной и увлекательной работе, которую дети обычно делают с охотой, растренированные ученики предпочитают приятное, необременительное ничегонеделание.
Таким образом, основной выход из множества вышеперечисленных проблем, связанных с образовательными и воспитательными моментами в школе и дома, лежит в повышении у ребёнка мотивации к учебной или иной трудовой деятельности. Понятно, что скандалами и обвинениями повысить мотивацию невозможно. Упором исключительно на дисциплину, на чувство долга и вины мотивация повышается, но незначительно и не у всех детей. Если беда запущенная, то вся семья попадает в порочный круг: чем хуже ребёнку даётся учёба (или иное важное дело), тем больше его ругают за это родители и тем сильнее падает у него мотивация к такому труду, который всё равно не даётся и за который, в конечном итоге, последует критика или наказание. Достичь сдвигов в данной проблеме нелегко. Потребуется определённое время для переосмысления поведения обеих сторон, особенно взрослых, так как именно они в ответе за своих детей и результат воспитания. В этом случае особенно важны первые, пусть еще минимальные победы ребёнка. И разумеется, поддержка, одобрение, похвала со стороны родителей. Если ребёнок ощутит, как окрыляет законченное с успехом дело, если впервые скажет себе «надо же, у меня получается!», «надо же, похвалили, а не поругали!», он почувствует и то, что работа может приносить удовлетворение. Это и будет первым шагом к укреплению мотивации, а, значит, воспитательные воздействия на ребёнка направлены с учётом его психологических особенностей.

Использованные ресурсы:
http://rl-online.ru/articles/rl03_99/498.html
http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_02p.shtml
http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201000527
http://www.selezneva-lichnost.ru/vospitivaem-vmeste/chto-skrivaetsya-pod-maskoy-leni.html
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены