РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Трудности хорового обучения

Хоровое пение в России имеет вековые традиции. Это и народное хоровое пение календарных, трудовых, праздничных и других песен, это и наследие композиторов - классиков – оперы Глинки, Даргомыжского, Мусорского, Римского-Корсакова и других композиторов.

В наши дни в связи с большим распространением компьютеров, смартфонов сменился вектор ценностей в воспитании детей. Да и в общеобразовательных школах на уроках музыки дети стали меньше петь и больше слушать ее.

А ведь во все времена при обучении детей музыке важная роль отводилась хоровому пению – исконно русской национальной форме музыкального образования, имеющей вековые традиции. Широко распространенное в стране хоровое пение – верный показатель духовного и физического здоровья нации. Хоровое пение – это кратчайший путь становления и развития культурной личности, поскольку в хоре эффективно развиваются творческие способности, от которых зависит профессиональный успех человека в любой деятельности.

Главная задача, которую ставит хормейстер, является бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей. Да это сложно, учитывая то обстоятельство, что в хор мы берем детей, по-разному музыкально одаренных. Приходят дети со слабыми вокальными данными, есть дети с ритмическими проблемами, с вялым речевым аппаратом и даже с проблемами дикции. Все это необходимо учитывать с первых хоровых уроков и пытаться при индивидуальной работе это устранять.

Главная цель хора - развитие личности ребёнка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства.

Для того чтобы дети хотели петь, преподавателю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным.

Чем раньше ребенок начнет заниматься, тем легче будет устранить эти проблемы. Поэтому в нашей школе искусств есть группы раннего дошкольного развития. Туда ходят заниматься дети с 3 до 6,5 лет. Занятия с такими маленькими детьми, требуют от преподавателя большого труда. Необходимо заинтересовать детей, проводить занятия в игровой форме. Для привлечения таких маленьких детей первые уроки проходят с родителями, чтобы дети привыкли к преподавателю.

В нашей школе есть еще два хора: младший и старший хор. Формирование хоровых групп происходит с началом учебного года.

С первых уроков для меня главное - это первичное освоение певческих навыков (дыхание, звукообразование, дикция). Огромную роль в развитии первичных вокально-хоровых навыков играет дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и отсюда – естественная ограниченность силы звука детского голоса.

С первых уроков приучаю детей брать дыхание по дирижерскому жесту. Предлагаю несколько игровых упражнений. Я неоднократно показываю, как делать активный бесшумный вдох и постепенный выдох. Первое время дети несколько утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со временем это проходит. Часто при пении у детей начинают подниматься плечи. В таких случаях объясняю детям, что необходимо сидеть или стоять прямо, не поднимая плеч и не задирать высоко голову. Первый год внимательно слежу за осанкой каждое занятие.

Далее работаю над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания – вредно, потому, что в этот период дыхание у детей – поверхностное.

Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На данном этапе обучения – используем только мягкую атаку. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни.

Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения.

Во время работы над первичными певческими навыками у детей выделяется ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание:

  1. У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.
  2. Вялое исполнение, которое приводит к пропуску согласных в конце слова и их искажение.
  3. Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху.
  4. Использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение.
  5. Нет эмоционального исполнения произведений.

Чтобы исправить последнее, необходимо очень тщательно подбирать репертуар хора. Репертуар должен быть интересен, современен, должен обучать и развивать учащихся, а главное доступен для их исполнения. При подборе репертуара необходимо учитывать возрастные особенности детей, их возможности и интересы.

Разучивание произведений подразумевает под собой долгую и кропотливую работу. Занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивалось одновременное развитие всех навыков хорового пения (организация времени).

Работая с детьми по устранению недостатков в развитии певческих навыков, можно использовать метод соревнования между рядами, группами, выбираем жюри. Каждый старается спеть лучше, выполняя правила пения или требования к упражнению. Это активизирует их деятельность, повышает интерес к пению. С этой целью после каждого концертного выступления мы делаем анализ ошибок, почему они были допущены, как их избежать в будущем.

Концертное выступление - это один из главных мотиваторов обучения детей в хоре. Необходима тщательная подготовка к выступлению на сцене. Дети должны чувствовать свою ответственность. Надо научить их правильно вести себя на сцене. Даже маленькие дети в хоре «Капельки» должны приобщаться к выступлению.

Конечно, сцена это для многих детей стресс, но чем раньше они начнут преодолевать этот страх и делиться своими вокальными навыками, тем легче это преодолеть.

Глубокие знания педагогики и психологии, изучение и применение на практике ведущих методик по развитию и охране детского голоса, а также личностные качества педагога - воспитателя позволят создать хоровой коллектив не только с широкими исполнительскими, но и в большей степени воспитательными возможностями, формирует у участников коллектива волю, трудолюбие, ответственность, отзывчивость, доброту.

Список литературы:

  1. Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год.
  2. Емельянов В.В. “Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки”. Новосибирск. Наука. Сиб.отделение. 1991
  3. Попов В.С. “О развитии певческого голоса младших школьников”. В сб. “Музыкальное воспитание в школе” Вып. 16. М., Музыка. 1985
  4. Струве Г.А. “Школьный хор”. М. Музыка. 1981
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.