РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Представление передового опыта работы "Инновационные подходы к проблемному обучению на уроках географии"

В настоящее время, особенно в условиях ФГОС, система образования постоянно модернизируется и изменяется.

Кроме того, в свете текущих событий особое значение приобретает способность учителя осваивать новые технологии для более детального изучения предмета и удобства взаимодействия с учениками. Одна из них – технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения – такая форма обучения, в которой процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности учащихся. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями учителя и обучающихся. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации.
В своей педагогической деятельности я использую ИКТ. Главная цель моей деятельности как учителя - создание условий для развития творческого потенциала учеников и качеств, необходимых в жизни.

Цель работы: исследование способов применения элементов проблемно - поисковой технологии обучения на уроках географии, обобщение и систематизация передового опыта по использованию данной технологии.

Все мы постоянно сталкиваемся с проблемами. Умение находить пути их решения – одно из основополагающих качеств успешной личности, поэтому технология проблемного обучения помогает ученикам развиваться и позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни.

Регулярное создание на уроке проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не "пасует" перед проблемами, а стремится их разрешить.

Кроме того, выводы, к которым ученик пришел сам, воспринимаются и убеждают его сильнее, чем те, что ему сказали другие. Таким образом, формируется творческая личность, способная к саморазвитию.

Проблемное обучение можно использовать, как на этапе объяснения нового материала для того, чтобы проверить актуальные знания обучающихся по теме и позволить им самим определить тему урока. Кроме того, данную технологию можно применять во время практикума (в данном случае удобно использовать групповую работу над проблемой). А также на этапе обобщения изученного можно использовать данный метод для повышения познавательной активности и проверки уровня усвоения материала.

Технология проблемного обучения позволяет развивать различные УУД в соответствии с ФГОС: умение вести диалог, дискуссию, работа в группах, самостоятельная работа с использованием различных источников информации, развитие логического мышления, формирование целостного мировоззрения и уважительного отношения друг к другу.

Ученики все разные: один легко высказывает свое мнение, другому сложно начать разговор, третьему бывает трудно поддерживать диалог и высказывать свою точку зрения, четвертый испытывает неуверенность в правильности своих доводов или стесняется задавать вопросы и т.д.

Использование проблемного обучения на уроке географии, например, в форме анализа карт, создает ситуацию живой разговорной обстановки и продуктивного сотрудничества, дети начинают высказывать свою точку зрения, может возникнуть дискуссия.

Из опыта работы.

При завершении изучения темы «Атмосфера» в 6 классе ввожу проблемный вопрос: «Как вы думаете, какое значение имеет атмосфера для человека и для планеты в целом» и обучающиеся самостоятельно или в группах выделяют по пунктам виды влияния атмосферы на другие оболочки, и заполняют схему на доске или слайде.

Во время изучения темы «Литосфера» в 7 классе обучающимся предлагается следующая проектная работа: «Можно ли открыть новый материк (гипотетический)»

  1. Обоснование возможности открытия гипотетического материка.
  2. Предполагаемые условия для его открытия.
  3. Примерная область подобного открытия.
  4. Последствия существования предполагаемого материка для других континентов и планеты в целом.

Проектная деятельность позволяет ученикам самосовершенствоваться, выходить за рамки классической рабочей программы и способствует повышению мотивации к учебной деятельности

Проектную методику также можно использовать и во внеурочной деятельности, например, моя ученица представляла на конкурсе Моя малая родина проект о музее-заповеднике Татарское городище.

Использование ИКТ позволяет использовать разные варианты проблемного обучения, что приводит к более легкому усвоению материала и открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся на уроках географии.

Своего рода проблемно-поисковым методом обучения можно считать создание мультимедийных презентаций обучающимися к уроку. Ученик (или группа) самостоятельно подготавливает презентацию и выступает перед классом, затем остальной класс задает вопросы и в результате обсуждения делаются выводы. Таким образом развиваются умения мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения.

Мною в школе проводились элективные курсы «Туристические маршруты по всему миру» и «Природное и культурное наследие России и родного края», где помимо мультимедиа презентаций и видео сюжетов, у обучающихся была возможность обсудить новые знания и высказать свое мнение.

Динамика качества знаний и успеваемости обучающихся позволяет сделать вывод о положительных результатах проделываемой мною работы.

Каждый год мои ученики принимают участие во всероссийской олимпиаде школьников по географии и неоднократно становились победителями и призерами ее районного этапа.

Таким образом, регулярное использование на уроках географии и во внеклассной работе технологии проблемного обучения позволяет расширять географический кругозор обучающихся, повышает качество усвоения знаний, позволяет более уверенно держаться в разговоре, не бояться отстаивать свою точку зрения и делать выводы, использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

В статье использовано стоковое изображение от Depositphotos

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены